Скрыть
он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-18 Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его

Описанный здесь вид крыльев, как кажется, обозначает синагогу тех, кто привел Христа на крест. В самом деле, кто та мать, которая родила много детей, но дети [оказались] не ее? Это может быть только та, которая родила пророков и вывела апостолов, хотя они и не ее. Действительно, и пророки, и апостолы, принятые Церковью, оставили ее.

Комментарий на Книгу Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 13-18 Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его

Кого не исполняет благодать любви, тот ближнего своего, даже если сам родил его для Бога, принимает за чужого. Таковы все лицемеры, умы которых, всегда направленные на внешнее, внутри становятся нечувствительными: во всем, что они делают, они ищут своего, и к чувствам ближнего они не умягчаются состраданием любви… Но лицемеры не знают самого нутра любви. Чем больше разум их расслабляется [стремлением] к внешнему через мирские желания, тем более он черствеет внутри от бесчувственности. Он замерзает от бесчувственности внутри, потому что слабеет от заслуживающей осуждения любви снаружи. Он перестает воспринимать самого себя, потому что и не стремится о себе размышлять. Он и не может мыслить о себе, потому что он не весь в себе. А в себе он не весь потому, что, сколь много [в нем] возникает вожделений, столь много от него похищается и рассеивается; и вот, рассеянный, он лежит в самом низу, хотя собранным, если на то будет воля, сможет подняться на высоту…

Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла. Хотя разное дело - не дать и не уделить, но первое выражение не дал Он дополнил другим - не уделил. Словно бы было сказано: «Не дал не означает, что несправедливо лишил мудрости, но значит, что справедливо не дал ее». Потому написано, что и Господь ожесточил сердце фараона; это не значит, что Он вложил жестокость Сам или, в соответствии с необходимостью его заслуг, не смягчил его сердце чувствительностью к небесному страху. Теперь же лицемер, изображающий из себя святого и скрывающийся под видимостью доброго делания, теснится умиротворением святой Церкви, а потому облачается у нас на глазах в видимость веры. Однако, если случится испытание его вере, тут же хищный ум волка сбрасывает с себя овечью шкуру и преследованием показывает, как он свирепствует против праведных людей.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Ст. Иов. 39:13-18

     Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу [Вот размахивается крыло страусов! Аистовые ли это перья и пух - собственный перевод автора]?
     Крыло страуса, который машет им с великим шумом, когда летает, имеет ли такие длинные перья, чтобы он мог, подобно аисту, летать на высоту? Страус, который находится в Аравийских и Африканских пустынях и живёт кореньями и полевыми плодами, есть величайшая из всех птиц; ей приписывают высоту от восьми до девяти футов, и вес двух центнеров. Он имеет короткий и острый нос, небольшую голову с длинно шеею, средней величины тело с высокою спиною, покрытою мягкими перьями, крепкие, большею частью без перьев, обтянутые красною кожею голени, длинные и чешуйчатые лапы и раздвоившиеся ноги с двумя когтями. Его крылья слишком коротки и делают его неспособным к летанию, так что он составляет нечто среднее между четвероногими животными и птицами. Он сравнивается здесь с аистом, с коим имеет некоторое сходство. По длинной шее и высокой спине он похож на верблюда; у древних он называется строфокамил, страусоверблюд.

      Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их,
      Страус скрывает свои гнезда не на высоте, как другие птицы, но в песке. Он полагает множество яиц, которые величиною с детскую голову, видом шарообразные, белые, блестящие и столь твердые, что из скорлупы их делается посуда. Естествоиспытатели говорят, что он в один раз высиживает от 30-ти до 50-ти яиц. Если самка, высиживающая яйца ночью, сходит с гнезда днём, чтобы искать вдали пищу или скрыться от шума: то она предоставляет свои яйца земле и песок, согретый солнцем, сохраняет яйца в той теплоте, которая необходима для созревания яиц. Если самка к вечеру не возвратится на гнездо, то высиживание прекращается в холодный ночи и яйца погибают.

      и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их;
      Другие птицы почти совершенно забывают, сидя на яйцах, пищу, и защищаются в гнезде, сколько возможно. Страус для корма, или по причине шума, оставляет утром гнездо, вырытое в песке, и не думает, что в его отсутствие может раздавить его яйца нога зверя.

     он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен;
     Страус жестоко поступает со своими птенцами, сокрытыми в яйце, когда без нужды подвергает их опасности быть растоптанными ногою зверя. Жители Аравии по крайней мере находят очень часто оставленные страусовые гнёзда, в коих некоторые яйца ещё хороши, другие подверглись порче, а иные совсем высиделись, однако ж так, что птенцы, по недостатку в материнской заботе, умирают, или находятся в смертном состоянии. Как нежно обращается слабая и боязливая курица, когда имеет цыпленка! Она бросается в лицо самой большой собаке и защищает его с геройством!

      потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла;
      Глупость страуса вошла у жителей Аравии в пословицу. Другие птицы защищают себя и свои гнёзда; величайшая и сильнейшая птица, страус, так глупа, что при отдалённейшем звуке оставляет свои яйца и детей, и путешественники встречают иногда птенцов страусовых, кои не больше взрослой курицы, полуголодными. Другие птицы умеют опять найти свои гнёзда, когда улетают за кормом. Страус забывает часто своё собственное гнездо и садится на чужое. Других, гораздо слабейших животных, природа научила хитростью избавляться от своих врагов или сопротивляться чрез употребление своих сил. Страусу она отказала в том и другом. Он убегает, не оказывая сопротивления, или скрывает свою голову в кусте, в песке, или за деревом. Вообще, страус менее прочих животных получил от природы тех замечательных побуждений и способностей, которыми некоторые животные приближаются к мыслящим людям, особенно ему недостает материнской заботы о своих детях, которую в высшей степени можно замечать у других птиц, так что он служит образом жестокой матери. Плач.4:3.

      а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его.
      Страус по величине не уступает самому большому оленю. Он не может по своей тяжести высоко летать; но он бегает быстрее всех животных, касаясь земли только оконечностями своих ног; особенно когда во время ветра поднимает вверх свои крылья, то бежит, как корабль с натянутыми парусами. Но если за ним гонятся в безветренное время, то его крылья скоро устают – и тогда легко можно изловить его.
      Стихи 13–18 имеют следующий смысл: можешь ли ты заботиться о сохранении и размножении страуса, который при великой глупости и при неспособности к летанию давно бы погиб, если бы горячий песок не сохранял его птенцов и если бы быстрый бег не благоприятствовал удалению его от опасностей? Но та же самая глупость должна, как замечает святой Ефрем Сирин, препятствовать, по плану Провидения, слишком большому размножению страусов, которое нарушило бы, ко вреду человека, равновесие между другими животными и произвело бы недостаток в пище.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-17 Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла

Одна из подобных особенностей заключается в отношении страуса к своему потомству. В то время как аист нежен к своим детям, почему и называется «хасида» - «благочестивым», страус жесток (ст. 16; ср.: Плач. 4:3). Он оставляет свои яйца на произвол судьбы, нисколько не тревожась тем, что они могут быть раздавлены и пожраны животными. Но это природное неразумие страуса, грозящее его потомству гибелью, устраняется тем, что сама пустыня, - жаркий песок, согревает его яйца и выводит детей. Труд его не остается напрасным (ст. 16).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 39:13

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible