Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога,
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-3 Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова
Елиуй разгневался не на то, что Иов доказал свою праведность, но на то, что [он сделал это] пред Господом, поскольку призывал Его в свидетели; или же на то, что он хотел судиться с Богом. Ибо нет ничего особенного в том, чтобы оправдать самого себя, но судиться с Богом - нелепо. <…> Если это верно, то сколь ужасно нечестие Иова, если он считал себя праведнее Бога!
Итак, что же произошло? Иов так не считал. Так подумал Елиуй, но Иов сказал это не в том смысле, что он праведнее Бога, но в том, что Бог совершил с ним это. Он не обвинял Бога в несправедливости, но так понял Елиуй.
Комментарий на Книгу Иова
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,
Поскольку Иов твердо был уверен в своей невинности, и три друга его – Елифаз, Валдад и Софар ничего не могли противопоставить его основаниям, то они оставили надежду изменить образ мыслей Иова и молчали.
тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога,
Вуз был второй сын Нахора, брата Авраамова (Быт.22:21). Рам стоит, кажется, вместо Арама, потомка Нахорова.
Елиус в своих речах представляется юношею пламенным, но который в великой пышности слов говорит мало, и спорного вопроса между Иовом и друзьями его совсем не разрешает, но об Иове он судит справедливее, нежели Елифаз, Валдад и Софар. Он не обвиняет его в грубых преступлениях, коими бы Иов заслужил свой жестокий жребий, а только в чрезвычайной смелости, с какою Иов защищал пред Богом свою праведность; ибо Бог слишком высок для того, чтобы люди могли произнести, правильное суждение о непостижимых судьбах Его в разделении жребиев между людьми.
Елиус ни в начале, ни в конце книги Иова не упоминается между друзьями его, пришедшими издалека, по слуху о его несчастиях. Посему он, кажется, был родственник Иова, который уже давно находился с Иовом. Как семейный человек Иова, он знал благородный характер и непорочное поведение его лучше других трёх друзей; сим можно объяснить его высокое уважение к Иову.
Если посему Елиус гневается на Иова за то, что он представлял себя праведным пред Богом; то, кажется, он его не понял. Иов только утверждал, что он наказывается Богом, не как грубый преступник.
а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.
Друзья Иова почитали его за преступника, наказанного Богом, и не умели однако ж отвечать на доказательства, предложенные Иовом в защиту своей невинности. На эту несправедливость прогневался справедливый Елиус.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-3 тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова
На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, - представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: «мой Бог он», встречается среди имен народа еврейского (1Цар. 1:1; 1Пар. 12:20), а имя предка «Вуз» известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама (Быт. 22:21) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен (Иер. 25:23). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он «воспылал гневом» на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей - за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, - доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15).