Скрыть
Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду.

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст 5-7 Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе

Вот, [по причине] омертвевшего сердца он перешел к словам праздным, а от праздных слов через грех лжи воспламенел оскорблениями. Таковы превратности возрастающего греха, что язык, если его не сдерживать, не лежит плоско там, куда он упал, но постоянно поднимается к худшему…

В священном Писании залогом именуются иногда дары Святого Духа, а иногда им обозначается исповедание греха. Залог воспринимается как дар Святого Духа, когда через Павла говорится: дал залог Духа в сердца наши (2Кор. 1:22). Для того мы принимаем залог, чтобы иметь уверенность в обетовании, которое нам дается. Итак, дар Святого Духа именуется залогом, потому что через Него душа наша укрепляется в уверенности внутренней надежды. Опять же, под именем залога обыкновенно понимается исповедание греха, как написано в законе: «Если должен тебе что-либо брат твой и ты берешь с него залог, верни залог до захода солнца». Когда кто-то из братьев наших, как выяснилось, согрешил против нас, он становится нам должником. Грехи мы называем долгами. Потому и говорится слуге, который согрешил: «Прощаю тебе долг твой». И в Господней молитве мы всякий день просим: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). Мы принимаем залог от нашего должника, когда из уст того, кто, как выясняется, согрешил против нас, мы слышим признание греха, при том что нас просят простить грех, совершенный против нас. Ибо всякий, кто признаёт грех, который совершён, прося прощения, словно бы дает залог за свой долг. Этот залог нам повелевается возвратить до захода солнца, потому что, прежде чем в нас болью сердца сядет Солнце праведности, мы должны возвратить признание прощения Тому, от Кого имеем осознание вины, дабы помнящий о том, что согрешил против нас, знал, что мы простили ему то, что он сделал против нас.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Олимпиодор Александрийский (†Vв.)

Ст 5-7 Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе

То есть Иов [якобы] был повинен не только в том, что поступал несправедливо, но и в том, что не совершал добра. И заметь, до какой степени мы должны распространять благодеяния, потому что [человек] повинен и в том, что не напоил жаждущих, подобно тому как мы получаем награду и за чашу холодной воды (Мф. 10:42), согласно неложному слову Спасителя.

Комментарии на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Ст. 6 Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду.

Ты был так жесток, что брал в залог бедное одеяние со своих худо прикрытых должников, которым давал в долг деньги. Бедный житель востока не имеет другого покрова, кроме верхней одежды, большого, четвероугольного куска сукна, в который он закутывается в холодную ночь и спит на голой земле.

Теперь если богач, который покоится на мягких перинах под драгоценным покрывалом, возьмёт у бедного в залог верхнюю его одежду; то сему последнему нечем будет защититься от холода и сырости, и он должен потерять здоровье. Только бесчеловечный может дозволить себе такую жестокость, и таким-то бесчеловечным представляется здесь Иов. Моисей особенным законом старался остановить такие ужасные поступки между Израильтянами (Исх.22:26)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду

Предполагаемые («верно») грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. Исх. 22:26-27; Втор. 24:10-13) с «братьев своих», т. е. лиц одного с ним племени, и притом «ни за что», т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. Иов. 20:19-21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, – ничего не имеющих.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible