Скрыть
внеза́пꙋ вѣ́тръ вели́къ на́йде ѿ пꙋсты́ни и҆ коснꙋ́сѧ четы́ремъ ᲂу҆глѡ́мъ хра́мины, и҆ падѐ хра́мина на дѣ́ти твоѧ̑, и҆ сконча́шасѧ: спасо́хсѧ же а҆́зъ є҆ди́нъ и҆ прїидо́хъ возвѣсти́ти тебѣ̀.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18–19 Когда этот говорил, и вот приходит другой, и говорит: когда сыновья твои и дочери ели и вино пили в доме первородного брата своего; внезапно бурный ветер ворвался от пустыни, и потряс четыре угла дома, и разрушенный дом раздавил детей твоих, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе

И чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что не человек возвестил об этом Иову, но сам диавол, при­нявший человеческий образ, рассмотри со всею тщательностью эти слова: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли. Откуда узнал ты, скажи мне, что (ветер) пришел из пустыни, и коснулся четырех углов дома? Будучи человеком, как мог ты видеть ветер? Ка­кими глазами ты рассмотрел его? И как он коснулся четы­рех углов дома? Если ты, будучи человеком, находился внутри дома, тогда и ты должен бы во всяком случае постра­дать при падении дома. А если ты был вне, то как мог ви­деть то, что происходило внутри? Если же ты дух, покажи, кто ты, не скрывайся под видом человека. Сыновья твои, говорит, и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего. Смотри, как всякого разумения и мудрости был исполнен блаженный Иов, и как утверждал он дружбу детей. Он размыслил о том, что Каин и Авель были братья, были одни во всей вселенной, не имели никакого повода к вражде, потому что вся земля предназначалась в общее владение им, — и при всем том Каин позавидовал чести Авеля и, восстав, убил брата своего. В попечении о детях, каждый день блаженный Иов приносил Богу жертву о грехах неведения, вставая утром и говоря: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (ст. 5); а в огражде­ние от того, что могло произойти между ними в их взаим­ных отношениях, он каждый день устраивал для них сов­местные пиры, полагая в сердце своем, что если они имеют друг против друга какое-нибудь неудовольствие, то трапеза и общение хлеба восстановят их дружбу и изгонят приразив­шуюся злобу, и таким образом постоянная общая трапеза будет вернейшим средством для рассеяния всяких возни­кающих между ними неприятностей. Но ненавистник добра диавол это самое и ухитряется обратить в пагубу для ни в чем неповинных детей: в полдень, когда все они, по обычаю, были вместе, когда они наслаждались взаимным миром, тогда-то восстал он против них с непримиримой злобой. Они (воз­гревали) дружбу, а он изощрял меч; они созидали любовь а он разрушает дом. И в одно мгновение дом сделался могилой, стол — ямой несчастья, овчая ограда — пучиной кораблекрушения, и все овцы — добычей зверя.

О праведном и блаженном Иове. Слово 1-ое.

---- Тогда, наконец, наносит он ему удар со стороны природы, поражает его в произведениях его природы, уни­чтожает побеги от его корня: губит детей доблестного про­тивника; истребляет плоды, чтобы опечалить их производителя. И что при том делает? Заметь и то, как извещает об этом лукавый праведника, сколько хитрости и коварства скрыто здесь, как же должна была эта весть потрясти праведника? Итак, говорит ему диавол: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. (Употребил) выражение уменьшительное, которое могло еще более усилить скорбь; не сказал: на сыновей, но: на отроков, чтобы, слыша о детях, впал в скорбь, подвигся к сострада­нию. Большой ветер пришел от пустыни. Опять клевещет на Судию, потому что ветры не зависят от людей, но от Бога. Дом упал на отроков, и они умерли.

О праведном и блаженном Иове. Слово 3

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего

Бывает так, что, покуда наш разум подкрепляется полнотой и богатством подобного дара, так что он наслаждается спокойной уверенностью, он забывает, откуда она происходит. Тогда ему кажется, что все это от него самого и никогда не прейдет. Потому и случается, что иногда та же самая благодать для пользы покидает нас, чтобы показать самонадеянному разуму, насколько слаб он сам по себе. Вот тогда мы истинно узнаём, откуда в нас добро, ведь, теряя его, мы понимаем, что сами не способны его сохранять. И чтобы преподать нам уроки смирения, случается часто, что в разгар испытания нашу мудрость одолевает такая глупость, что смущенный разум перестает понимать, как встретить грозящее зло или как выстоять испытание. Но та же самая глупость и мудро наставляет сердце: что заставляет на время быть безрассудным, затем становится очевидным, производит смирение и делает мудрее. Так что мудрость, которая, казалось бы, утрачивается, на самом деле становится крепче.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова


и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе

Бывает так, что, покуда наш разум подкрепляется полнотой и богатством подобного дара, так что он наслаждается спокойной уверенностью, он забывает, откуда она происходит. Тогда ему кажется, что все это от него самого и никогда не прейдет. Потому и случается, что иногда та же самая благодать для пользы покидает нас, чтобы показать самонадеянному разуму, насколько слаб он сам по себе. Вот тогда мы истинно узнаём, откуда в нас добро, ведь, теряя его, мы понимаем, что сами не способны его сохранять. И чтобы преподать нам уроки смирения, случается часто, что в разгар испытания нашу мудрость одолевает такая глупость, что смущенный разум перестает понимать, как встретить грозящее зло или как выстоять испытание. Но та же самая глупость и мудро наставляет сердце: что заставляет на время быть безрассудным, затем становится очевидным, производит смирение и делает мудрее. Так что мудрость, которая, казалось бы, утрачивается, на самом деле становится крепче.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

И вот великий ветер пришёл из отдаленной пустыни и обхватил четыре угла дома; дом упал на отроков и они умерли; спасся только я один, чтоб известить тебя.

Примеры домов, сокрушаемых бурею, нередки в Истории Востока. Историки говорят о вихрях, которые разрушают и сносят там крепкие домы.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-19 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе

По клятвенному уверению сатаны (ст. 11), пораженный несчастием Иов похулит Бога. К достижению данной цели и направлены перечисленные в настоящих стихах бедствия. Как таковые, они представляют некоторые особенности, рассчитанные на то, чтобы вызвать со стороны Иова проклятие. Во-первых, бедствия падают на день пиршественного собрания детей Иова в доме его старшего сына (ст. 13). В день радости, веселья, каким был и настоящий день, всякое горе чувствуется по закону контраста гораздо сильнее, чем в обыкновенное время. Под влиянием же сильного горя скорее может возникнуть и недовольство. Во-вторых, бедствия следуют одно за другим с необыкновенною быстротою: не успевает Иов придти в себя от вести об одном несчастье, как ему доносят о другом («еще он, - вестник, - говорил, как приходит другой», ст. 16, 17). Быстрота бедствий должна была действовать на Иова подавляющим образом, и действительно, по выражению страдальца, она «потрясла его» (Иов. 16:12). Подавленность же духа и неразлучная с нею спутанность в мыслях представляют самую удобную почву для ропота. И, в-третьих, виновником бедствий является сам Бог; великий скот Иова попаляется «огнем Божиим» (ст. 16, см. ниже). Эта подробность могла составить самое сильное испытание для веры праведника. Стоит ли быть благочестивым, преданным Господу, раз Он сам наказывает своего верного раба?

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible