Скрыть
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле

Ты видишь, что богатство даровано ему Богом? Ты видишь, что оно не от беззакония? Сколько должен был пострадать Иов, чтобы убедить людей, что его богатство не от беззакония. И вот это засвидетельствовал о нем дьявол, причем он не знал того, что прославляет его, потому что он стяжал это богатство не торговлей и не притеснением других, но по благословению Божьему он стяжал его и вкусил вышней защиты. И он не вкусил бы ее, если бы не был добродетелен, так что даже этим он неосознанно прославил и увенчал его.

Комментарий на Книгу Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 7-8 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла

Хождение сатаны по земле означает отыскивание им плотских сердец, в которых он смог бы найти повод для обвинения. Он обходит землю, окружая человеческое сердце так, чтобы похитить из него все доброе, чтобы посеять в нем зло, чтобы посеянное приумножить, чтобы умноженное еще увеличить и увеличенное в бесчестии ввергнуть с собой в наказание.

Следует заметить, что здесь не говорится, что он облетел землю, но - обошел, потому что он никогда не оставляет быстро того, кого искушает. Но как только найдет сердце некрепкое, так приделывает к нему ногу своего навязчивого преследования, чтобы, пребывая в нем, оставлять следы злодеяний и, подобно собственному нечестию, порочить тех, кого одолевает. Но ему вопреки праведный Иов удостаивается похвалы, и о нем говорится: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Кого Божественное вдохновение укрепляет против врага, того Бог хвалит, получается, и перед лицом сатаны. Хвалы же достоин он и потому, что прежде был добродетелен, и потому, что затем добродетели сохранил. А древний враг тем более свирепствует на праведных, чем более видит, что они окружены даром Божественной защиты.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Даром ли боится Иов Бога? Не Ты ли ограждаешь его, и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его расстилаются по земле.

Поелику сатана не мог отвергнуть добродетелей и благочестия Иова, то он по крайней мере приводит в сомнение чистоту побуждений его прекрасных поступков, и старается навлечь подозрение, что Иов служит Богу из своекорыстия, дабы получить от Него временные блага.
Ты удаляешь от Иова всё, что могло бы вредить его земному счастью. Его имущество уподобляется огороженному полю, которому никто не может причинить вреда. Чем многочисленнее стада Арабского Эмира, тем обширнее расстилаются они по местам, назначенным для скотоводства. Ср. Быт . 13:6 .

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-11 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя

Xодившему по земле для наблюдения злому духу и задается теперь естественный вопрос: обратил ли он внимание на исключительное благочестие Иова (ст. 8 ср.: Быт. 6:9, 7:1), а в не замедлившем последовать ответе сатаны сказывается его полная противоположность Господу. По словам сатаны, в благочестии Иова нет ничего выдающегося, заслуживающего похвалы, как то делает Бог, - оно корыстно. Иов чтит Господа лишь потому, что это для него выгодно: в награду за благочестие он избавляется Богом от всяких бедствий («кругом оградил», ср.: Ис. 5:5) и пользуется успехом во всех своих делах. Истинный, т. е. корыстный, характер благочестия Иова скажется в том случае, если Господь «прострет на него свою руку» (ст. 11), - поразит бедствиями (Исх. 3:20, 9:15; Пс. 31:4, 37:3). При таких обстоятельствах не будет побуждения к благочестию. Оно исчезнет, мало того, сменится проклятием «в лице», т. е. проклятием дерзким, беззастенчивым (Ис. 65:3). Синодальное чтение: «благословит ли он тебя?» передает из целой еврейской фразы: «им-ло ал-панейка йебарекека» только последнее слово. «Йебарекека» - глагольная форма от «барак», означающего и «благословлять», и «проклинать», «хулить» (Иов. 1:5, 2:9; 3Цар. 21:10, 13), причем последнее значение всеми усвояется данному глаголу и в настоящем случае. Ближе к подлиннику славянское чтение: «аще не в лице тя благословит».

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible