Скрыть
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 49-51 Отвеща Нафанаил и глагола Ему: Равви, Ты еси Сын Божий, ты еси Царь Израилев. Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши. И глагола ему: аминь, аминь глаголю вам, отселе узрите небо отверсто и Ангелы Божия восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго

Много нужно нам, возлюбленные, попечения, много бодрствования для того, чтоб иметь возможность проникать в глубину божественных Писаний. Иначе, предаваясь сну, нельзя постигнуть смысла их; а нужно тщательное исследование, нужна, кроме того, и постоянная молитва, чтобы хотя немного прозреть в святилище слова Божия. Вот и сегодня нам представляется вопрос немаловажный, требующий много внимания. Когда Нафанаил сказал: Ты еси Сын Божий, Христос сказал ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши; больша сих узриши. Что же в этих словах требует исследования? То, что Петр, исповедавший: Ты еси Сын Божий (Мф. 16, 16) уже после столь многих чудес и после такого учения, ублажается, как получивший откровение от Отца; а Нафанаил, сказавший то же самое еще прежде чудес и прежде учения, ничего подобного не услышал от Христа, но и, как бы еще не столько сказавший, сколько надлежало сказать, возбуждается к ожиданию больших откровений. Какая же этому причина? Та, что хотя Петр и Нафанаил высказали одни и те же слова, но не с одною и тою же мыслию. Петр исповедал Иисуса Сыном Божиим, как истинного Бога; а Нафанаил – как простого человека. Из чего же это видно? Из последующих слов Нафанаила. Сказав: Ты еси Сын Божий, он присовокупил: Ты еси Царь Израилев. Но Сын Божий есть царь не только Израиля, а и всей вселенной. Впрочем, это видно не отсюда только, а и из следующего. К словам Петра Христос ничего не прибавил, но, как бы вера Петрова была уже совершенна, сказал, что на этом исповедании Он созиждет Церковь Свою. Но в отношении к Нафанаилу Он сделал не так, а совсем напротив. В исповедании Нафанаила как бы недоставало еще многого и чего-то лучшего, – и вот Христос восполняет недостающее. Что Он говорит? Аминь, аминь глаголю вам: отселе узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящия, и нисходящия над Сына Человеческаго (ст. 51). Видишь ли, как Христос мало-помалу возводит его от земли и внушает не представлять себе Его простым человеком? Может ли в самом деле быть человеком Тот, Кому ангелы служат и для Кого ангелы восходят и нисходят? Поэтому-то Он и сказал: больша сих узриши, и, изъясняя это, присовокупил об ангельском служении. Смысл Его слов такой: тебе, Нафанаил, показалось это важным [То есть что Христос видел его под смоковницею еще прежде, чем пришел к нему Филипп], и за это ты признаешь Меня царем Израиля. Что же скажешь, когда увидишь ангелов, восходящих и нисходящих для Меня? Такими словами Христос внушал признать Его Владыкою и ангелов. Как к истинному Сыну Царя, ко Христу восходили и нисходили эти царские служители, как то: во время страданий, во время воскресения и вознесения; и еще прежде того они приходили и служили Ему – когда благовествовали о Его рождении, когда восклицали: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14), когда приходили к Марии, к Иосифу. Но Христос делает и теперь так же, как во многих других случаях. Он изрекает два предсказания, и верность одного уже тотчас обнаруживает, а другое, относящееся к будущему, подтверждает чрез настоящее. Из них одно, уже доказанное, есть следующее: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя. Другое должно было исполняться в будущем, а отчасти уже и в то время исполнялось, – именно восхождение и нисхождение ангелов, как то: при страданиях Его, при воскресении и вознесении; и в этом, еще прежде событий, Он уверял уже тем, что сказал о настоящем. Кто из прошедшего познал могущество Его, тот, слыша и о будущем, удобнее может принять и предсказание о будущем. Что же Нафанаил? Ничего на это не отвечает. Поэтому и Христос заключил тем Свою беседу с ним, предоставляя ему самому размыслить о сказанном и не желая высказать всего в один раз. Бросив семена в землю плодоносную, Он дает ей самой произрастить в свое время плоды. Это Он в другом месте изобразил в следующих словах: подобно есть Царствие Божие человеку, сеявшу доброе семя: спящу же ему, прииде враг и всея плевелы посреде пшеницы и отъиде (Мф. 13, 24, 25).

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего

«Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: больша сих узриши». Ты соделаешься, говорит, еще более твердым в вере, когда увидишь больше сего. И в самом деле, кто уверовал по одному только знамению, как не соделается гораздо более твердым в вере, когда пред ним будут явлены уже достопримечательнейшие чудеса?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 49-51 Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому

Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более чем сила чудес. Ибо чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предузнания и предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим. Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф. 16, 16-19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты - Царь Израилев. Видишь ли, он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За сие он и не ублажается, как Петр. Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих над Сына Человеческого. Принимай, говорит, Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов. Ибо Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Сие сбылось при распятии и при вознесении. Ибо, как повествует Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении (Лк. 22, 43; 24, 4. 23; Деян, 1, 10). - Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Господь «видел» Нафанаила. На сие говорят, что Он милостиво призрел и уразумел понимание его, хотя он был еще и под законом. Прошу тебя, если ты услаждаешься подобными вещами, обратить внимание и на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим глубины оного. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. Знай и то, что «Галилея» - значит низверженная. Итак, Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и - тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе. - Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих» на высоту божественного знания Его и опять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого. - И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши

чтобы больше поверить, а теперь мало услышав, мало и веришь.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 50-51. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
 

– Ты веришь и пр.: одобрение нравственного расположения Нафанаила, так скоро по одному слову Господа уверовавшего в Него как Мессию, одобрение, соединённое с некоторым радостным удивлением, что так быстро и живо выразилась эта живая и радостная вера.
– Увидишь больше сего: будешь свидетелем более многочисленных и более важных, сильных и очевидных доказательств своей теперешней веры и исповедания; ты теперь поверил, видя и слыша один признак всеведения Моего, увидишь и услышишь больше сего.
– Говорит ему: но вместе и другим, о которых выше была речь, новым ученикам Своим (говорю вам).
– Истинно, истинно: только в Евангелии Иоанновом, и притом только в речах Господа, встречается эта повторительная форма речи (ср. 
Ин.3:3,5:19,8:51,12:24,14:12,21:18), тогда как в других Евангелиях употребляется однократное – истинно (Мф.5:18,16:28; Лк.9 и др.). В этом виде (повторённое) слово это есть усиление уверения, что действительно, непреложно и необходимо то, что утверждается им.
– Отныне: с сих пор, как вы стали близкими ко Мне учениками.
Небо отверстым и пр.: образ речи иносказательный. Образ заимствован из повествования книги Бытия о сновидении патриарха Иакова, в котором он видел лествицу от земли на небо, Бога, стоящего наверху её на небе и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней (Быт.28:12-13). Общий смысл сего изречения тот, что отныне, со времени вступления Мессии в дело Своего служения, началась особенная близость небожителей с земножителями чрез Христа Иисуса, излияние особенных милостей Божиих на людей чрез Него. В таком смысле особенных милостей или благодеяний Божиих употребляется выражение – отверстое небо и в Ветхом Завете (Пс.77:23-24). Соответственно сему слова будете видеть надобно разуметь не в смысле внешнего видения отверстого чувственным образом неба и Ангелов восходящих и нисходящих и не в смысле указания на какие-либо частные только события из жизни Господа, когда бы небо было отверсто и Ангелы восходили и нисходили (об одном только отверзении небес говорится в Евангелии, именно при крещении Христовом, когда ещё не были призваны Апостолы, Мф.3 и парал.), но в смысле внутреннего созерцания фактов особенной близости неба или Бога и небожителей к земле чрез Иисус Христа.
– Восходящих и нисходящих: выражение указывает на служебное значение Ангелов (Евр.1:14).
Сына человеческого: смиренное наименование Господа, которым Он особенно любил называть Себя (см. прим. к Мф.8:20)
Итак, в частности сим выражением: Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому Господь указывает Нафанаилу и прочим ученикам Своим, что они будут свидетелями особенного чрезвычайного служения небожителей Ему, в чём они должны увидеть яснейшее свидетельство о Нём как особенном посланнике Божием, как о Мессии, и что должно укрепить веру их в Него более, чем один факт Его сердцеведения, по которому Нафанаил уверовал в Него. Так вся Его жизнь, опасности, которым Он подвергался и от которых чудесно избавлялся, события Его страданий, при чём в саду Гефсиманском явился Ангел для укрепления Его, воскресение, при котором были явления Ангельские, вознесение Его, когда также явились Ангелы, – всё это и подобное указывало ученикам, что Ангелы особенным, чрезвычайным образом служили Иисусу, и всё это теперь в общем созерцании Господь и представляет под образом Ангелов, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 50-51 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Ответ Господа обращен не к одному Нафанаилу, а ко всем людям. Господь ставит на вид всякому человеку его кичливость, выражающуюся в неверии, в отрицании откровения на основании человеческих рассуждений и соображений; за тем только событие которое не может быть объяснено человеческим разумом, заставляет его внезапно поверить. Но Господь требует большего от человеческого сердца: он требует жажды веры, готовности восприять Слово Божие, и утоляет эту жажду, возглашая: «аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет» (Ин.7:37). Жажда должна предшествовать напоению; потребность веры есть чувство, вложенное в душу человеческую, как необходимый залог ее возвышения от земли к горнему миру. Но есть люди, к которым принадлежал и Нафанаил и Фома, которые требовали от другой способности человеческой, – рассудка, – более чем эта способность мыслить могла дать им в деле веры. Господь не отвергает этих людей, и они Господни Апостолы, но Господь учит их, говоря: «блаженны верующие». Вера достается этим людям после мучительной борьбы, сомнений и колебаний, и им иногда нужны для утверждения их события, доказывающие слабость человеческого ума и знания: им-то и говорит Господь как Фоме: «яко видев мя веровал еси: блаженни не видевшие и веровавше» (Ин.9:29), и здесь Нафанаилу: «Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.».


Тогда Господу угодно было раскрыть перед стоявшими перед Ним учениками значение грядущего царствия Божия на земле, указывая на связь ветхозаветных обетований с ныне свершающимися событиями. В книге Быт.28:12-13 изображается пророческое видение Иакова. Иаков, бездомный странник, тип Израиля и тип человечества вообще, видит во сне, что он не одинок, что лестница соединяет небо с землею, что Ангелы Божии восходят и нисходят по ней и что Господь, Иегова, стоит на верху лестницы. Господь наш Иисус Христос указывает на это таинственное видение с двумя особенностями: Он глаголет: «отныне увидите небо отверстым;и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому»

Вникая в смысл этих слов, мы уразумеваем:
1) что небо раскрывшееся в видении Иакова над ним временно, отныне будет постоянно отверсто, знаменуя постоянное общение небесного высшего духовного мира с обиталищем человека, землею.
2) что Господь, стоявший в видении Иакова на верху лестницы, находится в минуту произнесения слов Господом Иисусом на последней ступени ее на земле, ибо Ангелы Божии «восходят и нисходят над Сына человеческого».

Чтобы еще точнее уразуметь значение этих великих слов, надо вникнуть в смысл названия, которое Господь Сам благоволил возложить на Себя. Это название – «Сын человеческий». «Кто этот Сын человеческий?» спрашивал народ, когда Господь давал уразуметь, какою смертию Он умрет (Ин.12:33,34).

Священное имя Сына Божия было известно народу и книжникам Израильским из Пятикнижия Моисеева, из Псалмов и из Пророков; Иудеи знали также, что Христос сын Давидов (Мф.22:42-45; Пс.109), – но мы видим, что они не понимали ни того, ни другого из этих священных имен, а облекали таинственные указания Мессианских пророчеств в свои собственные мечты о будущем величии народа. Не перечисляя здесь всех Мессианских пророчеств, которые составляют сущность всех пророческих книг, мы только укажем на два пророческия выражения, в которых особенно ясно выступает значение имени Сына Божия, второй Ипостаси Святыя Троицы, воспринимающей плоть человеческую ради нашего спасения и имеющей прийти на землю под именем Мессия или Христос т. е. Помазанный. Во первых, это торжественные слова стиха 7-го Псалма 2 (Пс.2:7): Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; и во вторых слова Исайи пророка (Ис.9:6), вещающего: Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его и нарекут имя Ему чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, князь Мира. Поэтому мы видим, что имя Сына Божия было известно Иудеям, как имя Самого Бога, а изучение смысла писаний могло бы раскрыть им и образ появления Его. Но между тем Иудеи ищут убить Господа Иисуса за то, что «Он сделал Себя Сыном Божиим» (Ин.19:7), ибо Он не отвечал Своим пришествием тем безумным надеждам, кои они питали; в душе же их не было того чувства добра, которое помогло бы им душою узнать Бога во плоти. А между тем «Сыном Божиим» признал всенародно Господа Иисуса Иоанн Креститель (Ин.1:34); пророческое же значение Иоанна не мог никто отрицать из народа, даже самые книжники, как ясно видно из Лк.20:4-8; Мф.21:25; Мк.11:80. И Петр, движимый Духом Божиим, произнес исповедание «Ты Христос Сын Бога живаго» (Мф.16:16); и честный, хотя сомневавшийся прежде Нафанаил (Ин.1:49) душою узрел и устами исповедал Господа Иисуса Христом и Богом. Сам Господь перед первосвященником и синедрионом подтвердил, что Он действительно Христос, Сын Божий (Мф.26:63-64 и параллельные места).

Но кто же Сын Человеческий? спрашиваем мы вторично, не в неверии и злобе, как Иудеи, а со смирением ограниченного ума человеческого стараясь уразуметь великие тайны Милосердия Божия, дабы согреть великою любовью Господа в нас оледенелость нашего сердца, объятого холодом безплодной степи мира. В Ветхом Завете мы не находим разъяснения имени Сына Человеческого, возложенного на Себя Господом на земле. У Иова (Иов.25:6), в Псалмах (напр. Пс.143:3), у пророков напр. Ис.51:12) говорится о сынах человеческих с указанием на безсилие и ничтожность их, когда они лишены помощи Божией. И пророк Иезекииль (Иез.2:1) называется Господом «сыном человеческим» с намеком на слабость сил его, не могущих вынести величие видений, ему раскрываемых, без особой помощи Божией. Таково значение выражений «бен-адам» и «бен-ишь» во всем Ветхом Завете. В одном только величественном видении Даниила имя «Сына Человеческого», «бен-енош» переносится на «Идущего с облаками до Ветхого днями» (Дан.7:13). Но пророческий проблеск имени Сына Человеческого один во всем Ветхом Завете и дальнейшее раскрытие значения этого таинственного имени оставляется до пришествия Мессии. Только в Новом Завете раскрывается таинство восприятия человеческой плоти Богом Всемогущим. Имя Сына Человеческого дано Господу не Евангелистами и не учениками: Сам Господь, «который взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис.53:4 Мф.8:17), Он возложил на Себя это священное имя, знаменующее безконечную любовь Его к нам. Купно с именем Сына Божия имя Сына Человеческого есть залог нашего спасения; а священное значение сих имен особенно ярко выступает в словах Господа перед синедрионом: «отныне узрите Сына Человеческого, седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных». (Мф.26:64)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею;увидишь больше сего

За такую готовность веровать Христос обещает Нафанаилу и, конечно, вместе с ним другим ученикам явить еще большие чудеса. Вместе с этим Христос принимает, очевидно, Нафанаила в число своих последователей.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 50-51 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому

Т. е. ты, Нафанаил, веруешь в Меня теперь потому, что Я узнал твои свойства и о твоем свидании с Филиппом. А если будешь следовать за Мной, то увидишь больше этой моей прозорливости, – узнаешь, что Я царь не только израильтян, но и всей вселенной, и Спаситель всего мира, – узнаешь, что с пришествием моим на землю отверзается снова разрушенный первым человеком союз между человеками и ангелами.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible