Скрыть
Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Иуда убо приемь спиру и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светилы и свещами и оружии

Иуда убо прием спиру и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо (ст. 3). Те неоднократно и прежде посылали схватить Его, но не могли. Из этого видно, что Он и теперь предал Себя добровольно. Но каким образом уговорили спиру? Это были солдаты, готовые делать все за деньги.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-6 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали; Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю

Уговаривают на помощь себе отряд воинов за деньги; ибо воины таковы, что золотом их можно подкупить. Приходит их много, потому что боятся последователей Иисуса, привязанных к Нему ради Его учения и чудес. Несут с собою фонари и светильники, чтобы Иисус, скрывшись во тьме, не бежал от них. А Он настолько нуждался в бегстве, что Сам выходит к ним и выдает Себя, Господь спрашивает их не потому, будто имел нужду знать; евангелист говорит, что Он знал все, что с Ним будет. А как Он знал, что с Ним будет, то спрашивает не по нужде знать, но с целью показать, что и тогда, как Он налицо, они не видели Его и не узнавали. Он спрашивает, как другое лицо, и Его не узнают по голосу ни прочие, ни сам Иуда. А что не узнали Его не по причине темноты, это видно из того, что, по сказанию евангелиста, они пришли с фонарями. Если допустим, что не узнали Его и по причине темноты, то по голосу должны были узнать Его. Итак, Господь спрашивает для того, как мы сказали, чтобы показать, что ни по виду, ни по голосу не узнали Его. Так, значит, сила Его была неизреченна, что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Господь не только ослепил глаза их, но и поверг их на землю одним только вопросом Своим. То, что пришедшие на Иисуса пали, было знаком всеобщего ниспадения этого народа, которое и постигло его впоследствии, после смерти Христовой, как и Иеремия предсказал: «дом Израиля пал, и нет восстановляющего». И так падают все те, которые противятся слову Божию. Сад, в котором спасение наше получило начало, может быть сравнен с раем. Ибо в саду мы ниспали из рая; в саду, видим, начинается и спасительное страдание Христово и исправляет все прежние бедствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Иуда убо приемь спиру и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светилы и свещами и оружии

Прибегли к оружию, опасаясь последователей Иисуса Христа. По этой же причине они и пришли поздно ночью. Об этом сказано при объяснении слов двадцать шестой главы Евангелия от Матфея (ст. 47): и еще Ему глаголющу, се, Иуда, един от Обоюнадесяте, прииде. Все, случившееся до этого, Иоанн опустил, как рассказанное другими евангелистами, – что он делает очень часто.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

Иуда, взяв отряд воинов: спиру, или когорту, или полк, – часть легиона, занимавшего Антониеву крепость близ храма (см. прим. к Мф.27:27). Едва ли вероятно, что против нескольких человек – Господа и Его одиннадцати учеников – отправлена была целая когорта; тем не менее, однако же, при ней находился тысяченачальник (трибун, Ин.18.12). Посему вероятно, что это делалось с ведома и разрешения самого прокуратора, на что частью указывает рассказ ев. Матфея о том, как жена Пилата посылала к нему ходатайствовать за Господа (Мф.27:19). Синедрион счёл нужным просить такого подкрепления, чтобы соблюсти вид законности и – на всякий случай.
– И служителей: т. е. служителей при Синедрионе и храме (Ин.8:32, 45), к коим примешались и рабы первосвященнические (Ин.18.10), и даже некоторые из главных священников (Лк.22:52).
– С фонарями и светильниками: было полнолуние; но распоряжавшиеся, вероятно, предполагали, что Господь будет укрываться от них в потаённых местах сада или в постройках, бывших тут (ср. Феофил.).
– И оружием: вероятно, вооружены были только римские солдаты, прочие же взяли колья (ср. Мф.26:47 и парал.). Всему этому отряду путь указывал Иуда, потому и говорится, что Иуда взял отряд и пр.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 2-3 Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
Ст. 2-3 Ведяше же Иуда предаяй его место: яко множицею собирашеся Иисус ту со ученики своими. Иуда убо, прием спиру, и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светилы, и свещами и оружии.

Господь выходит из Иерусалима, чтобы возвратиться в него лишь связанным и ведомым на страдание. Место, которое Господь избирает для начала своего страдания, весьма замечательное место, куда Он ходил часто «по обычаю» (Лк. 22:39) и которое хорошо знал предатель.

Здесь на горе, с западного склона которой виден город, Господь плакал над Иерусалимом (Лк. 19:41). Здесь по преданию впервые была произнесена молитва Господня. Здесь же на «горе Елеонской» (Мф. 24:3-35) Господь изрек пророчество о падении Иерусалима и о кончине мира.

Недалеко отсюда на восточном склоне горы лежала Вифания, где Господь воздвиг из гроба Лазаря, а здесь на западном склоне, на спуске с горы Елеонской к Иерусалиму совершилось торжественное признание народом Господа Иисуса Мессией и Царем.

Позже здесь «близ Вифании» (Лк. 24:50; Деян. 1:12) Господь вознесся на небо.

Здесь на том месте у подошвы горы, где часто молился Господь и беседовал с учениками, здесь задумал предатель наложить руки на своего Господа.

Заметим, что Иуда назван «предаяй» παραδιδούς, qui prodebat eum, и как замечают некоторые комментаторы в том смысле, что он настойчиво, неуклонно занимался предательством Господа, обдумал тщательно все подробности преступления и исполнил его с предвидением всех могущих встретиться помех и препятствий. Так он, несмотря на лунную ночь (в Пасху должно было быть полнолуние) берет с собою «светила и свещи» т. е. факелы и лампады, чтобы, как указывает св. Иоанн Златоуст, Господь не мог укрыться от поисков.

Мы прибавим в поясненье, что Иуда имел в памяти пещеру и деревья вертограда и он считал необходимым осветить лик Господень, чтобы вместо Его не взять кого другого. Но Иуда, вышедший из комнаты тайной вечери (Ин. 13:30) и видевший волнение учеников при мысли о предательстве, предполагал и возможность защиты Господа Его учениками, и вероятно боялся за свою презренную жизнь. Посему он не довольствуется храмовыми служителями, но берет еще спиру, отряд римских солдат, нанятый первосвященниками, как замечает Златоуст. Эти римские солдаты безучастные сообщники преступного деяния, представляли собою только грубую силу, совершенно индифферентную, но на которую можно было положиться, ибо и со стороны не только мужества, но даже и со стороны колебания на Иудеев вообще и на служителей храма фарисеи и первосвященники не полагались вполне, со времени посылки ими взять Господа во храме (Ин. 7:32,44-49). Иуда в безумии своем берет все предосторожности, но когда он опомнился, он удавился (Мф. 27:5).

Служители были вооружены, как видно из указания стиха 3-го; что же касается отряда солдат, то он был конечно всегда вооружен, что не требовало пояснения.

Весьма знаменательно соединение Иудеев с язычниками в деле взятия Господа. И соединение Иудейского первосвященника с Пилатом – язычником, в деле убийства Господа имеет то же значение.

«Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2:2). Иудейство и язычество предстоят вкупе пред Господом и страданием Его и воскресением Его.

Великое и знаменательное соединение.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием

Члены синедриона, очевидно, успели убедить Пилата в особой опасности, которую представляло движение, поднятое Христом, и прокуратор (см. комментарии к Мф.27:2) дал им отряд (σπεῖρα) солдат (часть когорты), к которому присоединились служители синедриона. Хотя было светло от луны, которая сияла тогда в полном виде, однако солдаты взяли с собой светильники для того, чтобы высмотреть весь сад, все уголки его.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible