Скрыть
за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-20 И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас. Вы говорите: «Господь воздвиг нам пророков и в Вавилоне». Так говорит Господь о царе, сидящем на престоле Давидовом, и о всем народе, живущем в городе сем, о братьях ваших, которые не отведены с вами в плен, - так говорит о них Господь Саваоф: вот, Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, и сделаю их такими, как негодные смоквы, которых нельзя есть по негодности их; и буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их, за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь. А вы, все переселенцы, которых Я послал из Иерусалима в Вавилон, слушайте слово Господне

И возвращу плен ваш, и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас из места, в которое Я переселил вас. Вы сказали: «воздвиг нам Господь пророков в Вавилоне». Так говорит Господь царю, сидящему на престоле Давидовом и всему народу, живущему в городе сем, и братьям вашим, которые не вышли с вами в переселение. Так говорит Господь воинств: вот Я пошлю на них меч, голод и моровую язву и, сделаю их такими, как, худые смоквы, которых нельзя есть, потому что они очень худы. И буду преследовать их мечем, и голодом, и моровою язвою, и предам их на угнетение всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание всем народам, в которые Я выброшу их, за то, что не слушали слов Моих, говорит Господь, которые Я посылал к ним через рабов Моих пророков, в ночи вставая и посылая, а вы не слушали, говорит Господь. Итак, слушайте слово Господне, вы, все переселение, которое Я выслал из Иерусалима в Вавилон*. Доселе, того, что я обозначил астерисками (*), у LXX нет. Прочего, где опущен ими или один стих, или несколько слов, я, по утомительности, отмечать не хотел, чтобы не наскучить читателям. Господь обещает находившимся в переселении, что по истечении семидесяти лет плена, Он возвратит их из всех народов и из всех мест, куда Он выгнал их, и по освобождении от плена, они получат прежнее положение и отечество.

И так как, говорит, все это сделаю Я Моею волею, и вы в определенное время возвратитесь: то напрасно вы обольщаетесь и думаете, что вы имеете пророков в Вавилоне, которые обещают вам ложное. Так знайте же, что вы не должны надеяться на возвращение теперь же, но должны строить дома, разводить сады, брать жен, рождать сыновей, умножаться числом и ожидать обещанного времени. Послушайте, что говорит Господь Седекии, который царствует теперь в Иерусалиме, и всем жителям города его, то есть братьям вашим, которые не хотели повиноваться Моему определению и переселиться с вами в Вавилон, – что они никоим образом не могут избежать плена, а умрут от меча, голода и моровой язвы. И Я сделаю их такими, как смоквы худые, что Феодотион перевел sudrunas, второе издание – самые худые, Симмах: самые поздние. В еврейском слове suarim, по ошибке переписчиков, вместо среднего слога, или буквы, альфа, оказалась греческая дельта, так что вместо suarim читается sudrim. Как о корзине с хорошими смоквами говорится, что в ней были смоквы ранние, так о другой корзине с худыми смоквами пишется, что в ней были смоквы самые поздние. Я буду, говорит, преследовать живущих теперь в городе Иерусалиме мечем, голодом и моровою язвою, так что оставшиеся после осады и избегшие смерти будут рассеяны по всем странам и будут для всех предметом проклятия, ужаса, посмеяния и поношения для всех народов, к коим Я выброшу их; Поелику они не слушали слов Моих, говорит Господь, которые Я изрекал им через рабов Моих, с ночи вставая и посылая, и никогда не переставал внушать, чтобы они подражали вам, пользующимся теперь, в переселении, безопасным спокойствием, пока не исполнится обетование Господа. Вы же, которые повиновались Моему определению и предались царю Вавилонскому, послушайте, что Я скажу вам. И в этом месте сумасбродный толкователь бредит о падении небесного Иерусалима и предполагает, что пророчество обращено к живущим в Вавилонской стране мира сего, – что они хорошо делают, если добровольно нисходят в эти тела и в земле Халдейской строят домы, разводят сады, берут жен, рождают детей и чрез добрые дела возвращаются по истечении семидесяти лет в прежнее место, в небесный Иерусалим. А те, кои не захотят добровольно низойти на землю, потерпят то, чем Господь грозит Седекии и его народу. Не хотевшим подражать братьям своим и идти в Вавилон, Господь говорит, что Он пошлет на них меч, голод и моровую язву, то есть полное опустошение, и сделает их как самые худые смоквы, которых совершенно нельзя есть, и будет преследовать их мечем непрестающим и предаст их на угнетение всем царствам земли, – что, то есть, жители небесного Иерусалима будут не людьми, а демонами и воздушными властями, и у всех ангелов начальствующих над отдельными областями, будут в проклятие, в ужас и в посмеяние, и в поношение всем народам. И они потерпят это за то, что не хотели слушать слов пророков в небесном Иерусалиме, увещевавших их низойти к земному и принять тело уничижения, чтобы покаявшись, после истинного субботствования, получить прежнее место. Это сказал он (Ориген) Когда слышат это ученики его и отребия Грунниевской Фамилии, то думают, что они слышат божественные тайны; а нас, презирающих это, считают как бы безсловесными животными и называют πηλουσιότας (живущими в грязи), что де – находясь в грязи мира сего, мы не можем ощущать небесного.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

29:16-23. Та́ко бо рече́ Госпо́дь ко царю́ сѣдя́щу на престо́лѣ Дави́довѣ и ко всѣ́мъ лю́демъ живу́щымъ во гра́дѣ то́мъ, и бра́тiямъ ва́шымъ, не изше́дшымъ съ ва́ми въ плѣ́нъ, та́ко глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: се́, Азъ послю́ на ня́ ме́чь и гла́дъ и мо́ръ, и положу́ Я я́ко смо́квы худы́я, и́хже немо́щно я́сти, поне́же зѣло́ ху́ды бы́ша: и сотру́ Я мече́мъ и гла́домъ и мо́ромъ, и да́мъ Я въ погубле́нiе всѣ́мъ ца́рствамъ земны́мъ и въ прокля́тiе, и во удивле́нiе и въ посмѣ́хъ и въ поруга́нiе всѣ́мъ язы́комъ, къ ни́мже изверго́хъ Я: зане́же не послу́шаша слове́съ Мои́хъ, глаго́летъ Госпо́дь, я́же посла́хъ къ ни́мъ рабы́ Мои́ми проро́ки, ра́но востая́ и посыла́я, и не послу́шасте, глаго́летъ Госпо́дь. Вы́ у́бо слы́шите сло́во Госпо́дне, все́ преселе́нiе, е́же вы́слахъ изъ Иерусали́ма въ Вавило́нъ. Та́ко глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель Бо́гъ Изра́илевъ на Ахiа́ва сы́на Колі́ева и на Седекі́ю сы́на Маасі́ева, и́же прорица́ютъ ва́мъ во Имя Мое́ лжи́во: се́, Азъ предаю́ Я въ ру́цѣ Навуходоно́сора царя́ Вавило́нска, и побiе́тъ Я предъ очи́ма ва́шима: и во́змется от ни́хъ прокля́тiе всему́ преселе́нiю Иу́дину, е́же въ Вавило́нѣ, глаго́люще: да сотвори́тъ ти́ Госпо́дь я́коже Седекі́и сотвори́ и я́коже Ахiа́ву, и́хже сожже́ ца́рь Вавило́нскiй во огни́, беззако́нiя ра́ди, е́же сотвори́ша во Иерусали́мѣ, и любодѣ́яху съ жена́ми гра́жданъ свои́хъ и сло́во глаго́лаша во Имя Мое́ лжи́во, его́же не повелѣ́хъ и́мъ, Азъ же е́смь судiя́ и по́слухъ, глаго́летъ Госпо́дь.

29:16-23. Так говорит Господь о царе, сидящем на престоле Давидовом, и о всем народе, живущем в городе сем, о братьях ваших, которые не отведены с вами в плен, так говорит о них Господь Саваоф: вот, Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, и сделаю их такими, как негодные смоквы, которых нельзя есть по негодности их; и буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их, за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь. А вы, все переселенцы, которых Я послал из Иерусалима в Вавилон, слушайте слово Господне: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые пророчествуют вам именем Моим ложь: вот, Я предам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами. И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву», которых царь Вавилонский изжарил на огне за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь, чего Я не повелевал им; Я знаю это, и Я свидетель, говорит Господь.


Суарим, «как негодные смоквы, которых нельзя есть по негодности их». Смоквы, названные выше «злыми». (Иер.24:2), здесь наименовал «суарим», а на еврейском языке слово: «суарим» значит: родящееся в лесах, то есть дикое, не возделанное, не стоящее того, что бы садить, и не годное в пищу. Потому что в боязнь придут, услышав о постигших бедствиях. «И в проклятие», и в посмеяние, и «в поругание всем языком», «к нимже извергох я». Многие обыкли говорить: не потерпеть бы и мне, что потерпел такой-то! Сие значит сказанное: «в проклятье». О выражении же: «в посмеяние», говорили мы неоднократно; а о сем: в «поругание» упоминает и блаженный Давид: «Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас». (Пс.78:4): и еще: «Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками» (Пс.43:14,15). Говорит же Бог, что потерпят они cие: и «он умертвит их пред вашими глазами». «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву», которых царь Вавилонский изжарил на огне». Отсюда ясно дознаем значение сего проклятия; сказует же Пророк и образ наказания. «Ихже сожже царь Вавилонский во огни», «беззакония ради, еже сотвориша» во Израили. Объявляет и род беззакония: «и прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь, чего Я не повелевал им; Я знаю это, и Я свидетель, говорит Господь». Ибо все, что делается, говорит Бог, не скроется от Меня, даже вижу и то, на что отваживаются в тайне. Угрожает так же Самею Еламитину, как осмелившемуся прорицать противное и написать послание к священнику Софонии и к другим священникам, ему подвластным.
 

Толкование на пророка Иеремию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-23 И вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, - после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники и кузнецы, - через Елеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина, которых Седекия, царь Иудейский, посылал в Вавилон к Навуходоносору, царю Вавилонскому: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь. Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас. Вы говорите: «Господь воздвиг нам пророков и в Вавилоне ». Так говорит Господь о царе, сидящем на престоле Давидовом, и о всем народе, живущем в городе сем, о братьях ваших, которые не отведены с вами в плен, - так говорит о них Господь Саваоф: вот, Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, и сделаю их такими, как негодные смоквы, которых нельзя есть по негодности их; и буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их, за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь. А вы, все переселенцы, которых Я послал из Иерусалима в Вавилон, слушайте слово Господне: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые пророчествуют вам именем Моим ложь: вот, Я предам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами. И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву », которых царь Вавилонский изжарил на огне за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь, чего Я не повелевал им; Я знаю это, и Я свидетель, говорит Господь

Письмо Иеремии в Вавилон к иудейским пленникам

В письме, которое Иеремия отправил к иудейским пленникам, уведенным вместе с Иехонией, пророк убеждал своих единоплеменников не смотреть на плен как на скоротечное наказание. Нет, им долго придется прожить там. Они должны построить себе прочные дома и разводить сады в областях вавилонских. Для них Вавилон должен быть вторым отечеством, о благе которого они должны молить Бога. Те пророки, которые обольщают пленников надеждою на скорое освобождение, лгут. Верно только то, что Господь именно через 70 лет снова возвратит Свой народ из плена. Даже и оставшиеся в Иерусалиме иудеи, за свое неповиновение Богу, также будут уведены в плен. Что касается ложных пророков — Ахава и Седекии, обольщавших пленников, то они будут казнены Навуходоносором.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible