Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 13:1
Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Перевязь, или пояс, препоясываемый ко чреслам Божиим, есть народ Израильский; взятый, подобно льну, из земли, нечистый, не имевший мягкости и белизны, он однако же был приближен к Богу, по Его милосердию. Когда же он согрешил, — ибо лен и пояс этот есть разумный, — то был отведен за Ефрат к Ассириянам и там скрыт, то есть как бы поглощен и превращен в ничто множеством великих и безчисленных народов. А спустя много времени сам пророк во образ Бога освобождаешь народ от плена. Но он и возвратившись не творил заповедей Божиих, но пошел вслед богов чужих, и наконец наложил руки даже на Сына Божия и погиб вечною погибелью. И всякий муж святой есть пояс Божий, который, быв взят из земли и от глины земной, соединяется общением с Богом и все, кажущееся неприличным в Церкви Его, с большим тщанием прикрывает и опоясывает, чтобы оно не было открыто для нападений язычников и еретиков. Если этот пояс коснется воды и перейдет струи Евфрата, так что будет омочен влагою страны Ассирийской: то он теряет прежнюю силу, сгнивает и разрушается. И хотя он возвращается на потребу Божию, но прежней красоты иметь не может, — не по жестокосердию Божию, а по своей вине, потому что люди не хотят внимать словам Его и ходить в развращении сердца своего, или делают то, что им кажется правым. И само слово Божие излагаешь причину, ничему оно поставило это сравнение, говоря: ибо как пояс прилегает к чреслам человека, так Я привязал к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, то есть десять и два колена, чтобы они были мне народом нареченным, хвалою и славою; и за все это они не послушали Меня, а последовали порокам своим Пусть же будет осторожен тот, кто может сказать: мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72:28), — чтобы как нибудь по нерадению не отделиться от существа Его, не перейти за Евфрат, не быть отданным во власть царю Ассирийскому и не быть поставленным не на самой твердой скале, а в разселине скалы испорченной и поврежденной, то есть в нечистотах и пороках еретиков, и не дойти до такого разложения, что больше он уже не может служить на потребу и поясом Господа.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Иер.13:1-10
Пророк получает повеление купить льняной пояс, и опоясав им чресла, скрыть его потом при реке Евфрат в расселине скалы; каковое повеление и исполнил немедленно.
По прошествии многих дней снова повелено ему принести пояс. И Пророк еще сделал, как повелел ему Господь, и взяв пояс в руки, нашел его сгнившим, вовсе негодным для употребления.
Сим означает Бог пребывание в Вавилоне; потому что Евфрат рассекает город сей на две части. А при Евфрате в «расселине скалы» повелено ему было скрыть пояс. «Расселиной» (Иер.13:4) назван у Пророка Вавилон. И там пребывал народ Иудейский, был «ни к чему не годен» (Иер.13:7, 10), и не назывался уже народом Божиим, не управлялся сам собою, не совершал богослужения по Закону, но был также непотребен, как и этот сгнивший пояс.
В последующих словах объясняется потребность пояса:
Ст. 11 Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались.
Сими словами выразил Бог безмерность благости, показал, в каком союзе был Он с Иудеями, как хотел соделать их славными и всюду известными, но сами они беззаконием своим навлекли на себя укоризны.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Символическое изображение суда Божия над упорными в нечестии своем иудеями
Пророк получает от Бога повеление постоянно носить на теле своем льняной пояс. Это — символ Израиля и Иуды, которых Господь чрезвычайно приблизил к Себе. Пророк не клал в воду этот пояс, чтобы не испортить его — так и Иегова не допускал Своему народу погрузиться в стихию язычества. Но, наконец, пророк получает от Бога повеление снести пояс к реке, одноименной с великой месопотамской рекой Евфратом, и положить его там так, чтобы вода могла мочить его, но чтобы он не был унесен водами с своего места. От этого пояс испортился. Точно также и народ иудейский, отдаленный пленом от Бога, окончательно испортится (что однако не исключает спасения остатка).