Скрыть
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-7 О, окаянный аз… яко человек сый и нечисты устне имый. Не сердцем я осквернен, но нечист только устами. Посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, принужден жить среди людей, у которых уста так же нечисты, как и у меня. И Царя Господа Саваофа видех очима моима, хотя и недостоин этого. С железными клещами приблизился Ангел, взял угль и прикоснуся устном моим и рече: се, прикоснуся сие устном твоим, и отымет беззакония твоя. Ангел приблизился к алтарю с железными клещами, обличая дерзость Озии и показывая, что кроме алтаря нигде нет более очищения. В таинственном же смысле угль изображает собой Еммануила, Который, соединившись с восприятой от нас плотью, вземлется ею, как клещами. Прикоснувшись к устам пророка, изображавшего собой всех нас, угль очистил его от греха и нечистоты.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм

Ст. 5-7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

И бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа. И послан бысть ко мне един от Серафимов. От создания и сложения мира всегда к святым посылаются Божественные силы, которые исправляют недостатки естества человеческого. Посему и к Исаии послан Серафим, чтобы отъять и очистить его грехи. Но послан, когда Господь услышал, что Пророк оплакивает собственное свое окаянство и исповедует грех своих помыслов; ибо сказал: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу.

Сие говорил и Павел: Окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7:24). И потом он же, как получивший Божию помощь, присовокупляет: Благодарю Бога моего Иисус Христом (там же, 25). Пророк же сказал: О, окаянный аз, когда прозорливым умом представил себе Царство Бога, седяща на престоле высоце и превознесенне и исполнившего славы Своей великий мир. Ибо, пока не представил в уме Бога, не говорил он: О, окаянный аз. И об Аврааме написано, что когда явился ему Бог, тогда сказал он: аз же есмь земля и пепел (Быт. 18:27). Так и Моисей, быв наказан всей премудрости Египетстей (ср.: Деян. 7:22), и, как вероятно, превосходя всех египтян дарованиями и смыслом, не сознавал себя худогласным и косноязычным (см.: Исх. 4:10), а когда услышал говорящего с ним Бога, тогда почувствовал свое безгласие и косность языка.

И в руце своей имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим. Объясняющий слова сии по-иудейски скажет, что, конечно, в каком-нибудь месте Иерусалима видимы были Господь, сидящий на престоле высоце и превознесенне, и Серафими, стоящие окрест Его, и что взятый с алтаря всесожжений огнь поднесен был Серафимом к устам Пророка для очищения устен его. Но мы, уверенные, что подзаконное есть образ и стень небесных (ср.: Евр. 8:5), как домом называем всю совокупность мысленных и чувственных тварей, так престолом превознесенным - Божие над всеми начальство и владычество, Серафимами же - Премирные Силы. А если, как представляли себе иные, Серафимы суть два полушария неба, попеременно над землей видимые, потому что каждое из них для скорости движения, как бы некоторые крылья, употребляет шесть своих частей, то как было послано одно из них или как отделилось оно от другого, тогда как небо по природе своей неразрывно? Напротив того, это суть, как сказал я, Премирные Силы, по крайней высоте своей святости удостоенные ближайшего предстояния, и одна из таковых Сил приступила к Пророку. Ибо как сый над всеми Бог (Рим. 9: 5) не гнушается призирать с неба для попечения о человеках, так отдельные Силы не отрекаются от служения в благодеяние людям.

Итак, Серафимом угль взят от олтаря клещами. Заключай из сего, какой это олтарь и как он неприступен, когда и Серафим не дерзает прикоснуться к нему рукой, но клещами берет огонь в руку.

И взят угль горящь. Берет огонь в руку. Каков же этот огонь, который очищает грехи? Не однороден ли с тем огнем, о котором сказано: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3:11)? Поскольку же горящий уголь есть огонь, оставшийся в веществе уже более грубом и землянистом (ибо, когда самый цвет пламени исчезнет, соединение огня с веществом грубым называется горящим углем), то, может быть, он означает пришествие Господне во плоти. Ибо сказано: Слово плоть бысть (Ин. 1:14) - плоть, по принятии на себя озарения Божества, по телесности подлежащая чувствам, а по единению с Богом просветленная и светозарная. Но таковая плоть приняла на себя грехи мира и очистила беззакония наши; и ее-то гадательно представляет нам пророчество. Надав и Авиуд были пожжены, употребив огнь чуждь (ср.: Лев. 10:1-2), а Серафим из святого огня с мысленного алтаря истинных всеплодий берет горящий угль не своей рукой, но клещами. В доказательство же, что небесный огнь не сжигает, а очищает, взяв его в руку, подносит к устам. Однороден с сим огнем был огнь в купине, который, как видел Моисей, покрывал собой растение, но не сожигал купины. А клещи, может быть, означают настроенность, какую каждый, по мере освоения своего с добром, имеет к приятию подаваемых от Бога благ.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа

Видение изумило пророка, поразило, привело в великий страх, подвигло к исповеданию, заставило полнее сознать бедность собственного естества. Таковы все святые: когда они удостаиваются бóльшей чести, тогда они больше и смиряются. Так Авраам, беседуя с Богом, называл себя «прахом и пеплом» (Быт. 18:27); так Павел, когда удостоился известного видения, назвал себя «извергом» (1Кор. 15:8); так и этот пророк называет себя «окаянным», сначала со стороны своей природы, говоря: «о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый», а потом со стороны душевного состояния: «с нечистыми устами». Он назвал свои уста нечистыми, как я думаю, в противоположность с теми огненными устами чистых сил, с их совершеннейшим служением. Не останавливаясь на этом, он произносит исповедание и за весь народ, присовокупляя: «и живу среди народа также с нечистыми устами». Почему же он осуждает здесь свои уста? Он выражает свою нерешительность. Так и три отрока, находясь в пещи, говорили почти тоже самое: «нет нужды нам отвечать тебе на это» (Дан. 3:16). И теперь, когда было время песнопения и славословия, и когда пророк видел горные силы делавшими это, он справедливо обращает слово к устам, которые призваны особенно к такому служению. По этой причине он назвал нечистыми свои уста, но уста народа – не по этому, а потому, что иудеи были исполнены беззакония. «И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Потому, говорит, я скорблю и плачу, что, будучи недостойным, я удостоился такой чести, превышающей мое достоинство, превосходящей мое естество. Впрочем, когда он говорит: «видел», то разумей здесь не точное знание, но возможное для него.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа

Исаия, по еврейскому тексту, со слезами говорит: Горе мне! горе, что я молчал! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис. 6:5). По заслуге добродетелей он удостоился лицезрения Божия и, однако, по сознанию грехов исповедал, что уста его нечисты, не потому, что он говорил что-либо противное воле Божией, а потому, что молчал, удерживаемый или страхом, или стыдом, и с пророческою смелостью не обличал народа грешного. А мы, когда обличаем грешников, мы, льстящие богатым и смотрящие на лица грешников ради скверного прибытка? С полною смелостью не говорим ли мы разве только тем, в богатстве коих не нуждаемся? Молчать о том, чтобы не делали этого, чтобы воздерживались от всякого греховного, есть, конечно, действительный грех.

Разговор против пелагиан


И Авраам, после того как увидел Господа и услышал голос Его, говорит о себе, что он — земля и пепел (Быт. 18:27), и Исаия, по LXX толковникам, свидетельствует о себе, что он опечалился, не вследствие других проступков, а потому что имел нечистые уста. Счастлива совесть, которая согрешила только в слове, и не своей вине, а вследствие сожительства с народом, имеющим нечистые уста, с которым она очень часто вынуждена была говорить. Отсюда открывается, что вредно жить с грешниками, ибо касаяися смоле очернится (Сир. 13:1).

Но поелику в еврейском читаем: горе мне, что я молчал, то пророк оплакивает себя, потому что он не оказался достоин славословить Господа Саваофа, вместе с серафимами, под которыми мы разумеем ангельские силы. Не осмелился же он славословить Господа потому, что имел нечистые уста; а имел нечистые уста потому, что жил вместе с грешным народом. Или, так должно понимать: так как я молчал и не обличал смело нечестивого царя Озию, то посему уста мои нечисты, и я не дерзаю воспевать, вместе с ангелами, хвалы Господу, чтобы мне не было сказано: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс. 49:16)? Ибо не, красна похвала во устах грешника (Сир. 15:9). Говорим же это не потому, чтобы мы учили, что Исаия действительно был таков, но потому что он сам, по смирению, имея нечистые только уста, признает себя недостойным славословить Господа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И рекох: о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и царя Господа Саваофа видех очима моима

Закон, данный чрез премудрого Моисея, повелел, чтобы скверный не приобщался к святым, и это повеление весьма строго соблюдалось у Иудеев. И к святым апостолам, ловившим рыбу, Господь взывал, говоря: вверзите мрежи ваша в ловитву (Лк. 5:4). Когда это сделано было, то поймано было великое множество рыб. Удивившись же силе слова, Божественный Петр припаде, сказано, к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи (ст. 8). Но не хотел Петр, чтобы Христос ушел от него, а поелику знал цель закона, то исповедался, что грешен; потому что боялся быть вместе со Святым по державшемуся всегда между Иудеями обычаю. Равно также, когда Христос прибыл однажды в страну Гергесинскую, а потом исцелил здесь дико бесновавшихся, живших в гробах, то жители удивились этому Божественному знамению, однако весь град, как сказал Матфей, изыде в сретение Иисусови: и видевшее Его, молиша, яко дабы прешел от предел их (Мф. 8:34). Не нужно ли было бы, напротив, останавливать Исцелившего и умолять остаться у них и явиться творцом многих иных чудес? Однако в тогдашнее время было доказательством благоговения и видом чести, какую должно было оказывать святым, то, что некоторые опасались приближаться к ним: Когда Матфей был призван и последовал Христу, а затем позвал Его в дом свой, то, как сказано, и се мнози грешници и мытари пришедши возлежаху со Иисусом, и со ученики Его. И видевше фарисее, глаголаху учеником Его: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? (Мф. 9:10-11). Итак, понимаешь, как обвиняли они Христа за пренебрежение закона, вследствие того, что Он хотел есть вместе с порочными людьми. Обвиняет негде и Бог тех Иудеев, которые занимали первые места при возлежании и синагоге, говоря чрез пророка: между святым и сквернавым не разлучаху (Иез. 22:26). Таким образом, как я сказал, составляло образ благоговения и было преданием заповедей закона, что не хотели быть вместе со святыми те, которые признавали себя порочными и имели совесть, не свободную от грехов. В подобном состоянии представляется и блаженный пророк, и потому говорит: о окаянный аз, яко умилихся. И не потому он окаянный, что умилился. Так думать было бы нелепо. Но поелику умилихся, говорит он, от сознания, то ясно, что поэтому и рекох таким образом: о окаянный аз, яко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу: и царя Господа Саваофа видех очима моима. Ибо, поелику святые Серафимы чистыми и пречистыми устами воссылали славословия, то он и убоялся, как наученный Богом и зная, что не красна похвала во устех грешника, как написано (Сир. 15:9). Несомненно, нечисты были уста Израиля, так как они произносили хулу на Господа нашего Иисуса Христа. А если и пророк говорит, что он сам имеет таковые же уста, хотя и совершенно непричастен был нечестию Израиля, то мы утверждаем, что он, как святый, по смирению говорит это о себе. Вероятно также и то, что он, как происходивший от племени Израилева, и себя полагает не свободным от вины последнего, но подводит под общее прегрешение народа, чрез это спасая согрешивших. Или же он исповедует чрез это недуг естества человеческого, каково сказанное блаженным Давидом о всяком человеке: аз рех во изступлении моем: всяк человек ложь (Пс. 115:2); потому что недугует ложью человеческий разум, хотя некоторые и избавляются от этого зла, достигая сего воздержанием. Итак, убоялся пророк, что, не будучи так чист, как, без сомнения, святые Серафимы, созерцал Господа Саваофа, и умолчал, потому что имел не так чистые уста, хотя бы, напротив, и должен был славословить. А что песнословить должно чистыми устами, это может быть ясно из того, что говорит о языке один из святых учеников: тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человеки бывшия по подобию Божию. Еда подобает, братие моя, сим тако бывати. Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити или виноградная лоза смоквы? такожде и един источник слану и сладку творит воду (Иак. 3:9-12).

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа

Рядом с несравненной чистотой Всемогущего Бога и Его простой природой чистота сердца человека и простота имеет весьма большую силу. Ведь и рабы Его, отделенные земной деятельностью от Него Самого, воздерживаются говорить отвратительные вещи и избегают растрачивать и осквернять ум словами. Конечно, мы стремительно увлекаемся вниз, когда мы смешиваемся с мирскими людьми, постоянно ведя беседы. Хорошо то, что сказал Исаия, когда он увидел Царя Господа воинств, раскаялся и осудил самого себя, говоря: Горе мне! Ибо я молчал, потому что я человек с нечистыми устами. Он открыл, почему он имел оскверненные уста, когда добавил: Я живу среди народа с нечистыми устами. Ибо действительно он скорбел из-за осквернения уст своих, однако указал, откуда он это получил, когда утверждал, что живет среди народа, имеющего оскверненные уста. Ведь очень трудно, чтобы язык мирских людей не осквернил ум, когда его касается скверна, потому что часто, когда мы опускаемся до какого-нибудь разговора с мирскими, в короткое время привыкаем к той самой речи, которая нас недостойна, даже с удовольствием прибегаем к ней, так что не хочется уже возвращаться оттуда, куда мы как будто из снисхождения неохотно пришли. И получается так, что мы переходим от праздных к вредоносным, от легких к более тяжелым словам, и устам нашим в мольбе Вседержитель Господь настолько меньше внимает, насколько больше они оскверняются глупой речью. Что же, следовательно, удивительного, что Господь, когда мы просим, неохотно слушает нас, которые или поздно или совсем не слышат Господа, когда Он наставляет.

Диалоги

Максим Исповедник, прп. (†662)

Когда чрез любовь ум восхитится от Божественного познания, и, став вне сущего, восчувствует Божескую беспредельность: тогда, по примеру Божественного Исаии, от изумления придя в чувство своего ничтожества, искренно возглашает слово сего пророка: о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима.

Главы о любви

Евагрий Понтийский (†399)

Когда кажется тебе, что если ты молишься, то не нуждаешься в плаче о грехах, сразу обращай внимание на то, сколь далек ты от Бога, хотя обязан всегда пребывать в Нем, — тогда прольешь более горячие слезы.

Поистине, познав пределы свои, ты станешь охотно сокрушаться, сетуя на самого себя подобно Исаии: как, будучи нечистым и находясь среди народа такого, то есть среди супротивников, ты дерзаешь предстоять Господу Саваофу.

Главы о молитве

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст.5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Ст.5. И рекох: о, окаян­ный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа виидех очима мо­има.

О, окаян­ный аз (ὦ τάλας ἐγὼ = ο, я бедный, несчастный!) яко умилихся (ὅτι κατανένυγμαι = ꙗ́кѡ = поражен есмь). Это восклицание пророка, выражающее опасение его за свою жизнь, объясняет сам восклицающий тем, что – с одной стороны – он есть человек с нечистыми устами, а следовательно и с нечистой душой (кто Чист будет от скверны; никто же, аще и един день жития его на земли Иов.14:4-5), так как ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк.7:15) и так как изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы... всё зло, которое оскверняет человека (Мк.7:21-23). С другой стороны, он, нечистый, видит Святейшего Бога, Который для грешников есть «огнь поядающий» (Втор.9:3). Говоря таким образом, пророк, очевидно, разделяет мнение, высказываемое иногда и другими ветхозаветными людьми, что человек, увидевший Бога, должен немедленно умереть. Это мнение высказывается, например, Маноем, отцом Самсона, после того как он увидел Ангела Божия (Суд.13:22), а было распространено и держалось между евреями ещё во время изготовления перевода 70 толковников, которые например, в Исх.24:10 вместо: они видели Бога говорят: и «явишася на месте Божии», – в Ис.38:11 вместо «не увижу я Господа, Господа на земле живых» говорят: «ктому не узрю спасения Божия на земли живых». Это мнение могло основываться на словах, сказанных Богом Моисею: лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20; ср. Исх.19:21; Исх.20:19). Эти слова Божии, однако, не могли уничтожать силы непосредственно пред тем сказанных других слов Господа: кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею (Исх.33:19). От мысли об этом милосердии Божием не могла освободиться и рассудительная жена Маноя, когда на слова, в которых её муж выражал опасение за свою жизнь, отвечала так: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того... (Суд.13:23). И с Исаией Господь поступает по милосердию Своему.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Пророк, слыша серафимское пение, видя дрожащие двери и обоняя курение дыма, впадает в смертный страх: он видел то, что око смертного недостойно видеть, вида чего грешный человек вынести не в состоянии. Исаия чувствует с особенною горечью нечистоту своих уст, которые не могли принять участие в славословии серафимов. Поэтому-то его уста прежде всего и очищаются священным огнем с алтаря. Но, кроме того, очищаются именно уста ввиду того, что ими собственно будет служить Богу Исаия.

Страх греховного человека пред встречей с Божеством проникает все религии. Иаков, боровшийся ночью с Богом, с удивлением говорит, что он видел Бога лицом к лицу и что тем не менее душа его сохранилась - он остался жив (Быт. 32:30; ср. Ис. 33:20). «Спаси нас», - говорит Овидий в своей молитве к Палесу - от лицезрения Дриад, или купающейся Дианы, или Фавна, когда он среди дня прохаживается по полям (Fast. IV, 761). Смертное тело Семелы не вынесло появления Юпитера и сгорело, как сообщает тот же поэт.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. 

Ни один сын Израиля, непосвященный на служение Господу в храме, не имел позволения входить в святилище; и даже из посвященных никто не смел входить во святое святых, кроме первосвященника, по преимуществу посвященного Богу: но и сей «святыня Иеговы» входил сюда единый раз во весь год с покаянным сердцем от лица всего народа. А Исаия предстоит теперь, в видении, близ самого возвышенного престола Господа Саваофа. Священный глубоко-благоговейный трепет объял всецело душу пророка-человека. Если и перед престолом обыкновенного царя человек чувствует свое недостоинство, смущается проницательного царского взора, страшась наказания за неисправность своего слова или самого образа действий, то он уже не может не чувствовать себя достойным самой смерти, предстоя престолу всех Творца, Царя и Судьи – Бога Всесвятого. Богомудро проразумевая сие высочайшее видение Исаии, св. церковь устами своего вдохновенного песнопевца исповедует: «Когда Исаия увидел в прообразе Бога, превознесенного на престоле, окруженного ангелами славы, то воскликнул: о, я несчастный! я предувидел воплощаемого Бога, владычествующего незаходимым светом и миром» (Козьма Маюмский). Так, по мысли православной церкви созерцая преславный образ Бога, Исаия видел второе Лицо Пресвятой Троицы – Сына Божия, явившего Себя в мире Светом и Царем мира (ср. Иоан.12:40-41). Глубокое сознание пророком своего недостоинства сделало его достойным рабом Божиим, возвысило его к престолу Царя Небесного и как бы приобщило к сонму Серафимов – исполнителей святейшей воли Божией.

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священных изображениях.

Мф.22:19-21. Изображение и смертного кесаря было в почете на монетах, как и у нас в почете деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23-29; Исх.25:18-21; ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Числ.10:35; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к первообразу, который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14; да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5; Дан.7:13. Сказано, что антихрист в храме сядет как Бог; конечно, он не сам одновременно сядет во всех храмах, а будет его изображение, как это делается теперь с изображениями истинного Бога: 2Фес.2:4; Числ.10:35.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священных изображениях.

Ин.1:18. Все существо Божества по его совершеннейшей духовной природе, конечно, никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20; и на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5; Дан.7:9; Лк.3:22; Ин.1:14; Деян.7:55.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible