Скрыть
Я́коже а́ще кого́ ма́ти утѣша́етъ, та́ко и а́зъ утѣ́шу вы́, и во Иерусали́мѣ утѣ́шитеся

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 12-13 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме

И на ремена взяты будете и на колену утешитеся. Якоже аще кого мати утешит, тако и Аз утешу вы. Господь обещает Иудеям, что когда будут творить волю Его, тогда и Он будет с ними. И как царских детей носят на раменах и покоят на коленях у слуг, так и Бог будет носить их и воспитает их в веселье, и утешит Своими благами за постигшие их прежде скорби.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-14 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается

Милосердию Творца по отношению к своим тварям мы научаемся из примера матерей, которыe, кормя детей по любви [к ним] на коленах, превосходят всякую любовь. Поэтому Бог, желая показать, как Он любит сотворенных Им, говорит: еда забудет жена, еже (не) помиловати исчадия чрева своего. Аще же и забудет сих она, но Аз не забуду тебе (Ис. 49:15). Этот смысл имеет и оное евангельское [изречение], в котором Господь говорит к Иерусалиму: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле свои, и не восхотесте (Мф. 23:37)? И Второзаконие, в котором говорится нечто подобное: яко орел покры гнездо свое, простер криле, прият их, и подъят их на раму своею (Втор. 32:11). Писавшие о природе животных говорят, что всем зверям, и крупному и мелкому скоту и птицам врождена любовь к детям и птенцам своим, но самая большая любовь у орлов, которые помещают гнезда на высоких и недоступных местах, чтобы змея не причинила вреда птенцам. Также находят между птенцами его [орла] камень аметист, который имеет силу над всеми ядами. Если это верно, то справедливо любовь Бога к творениям Его сравнивается с [любовию] орлов, который всякого рода охраною защищает чад Своих, чтобы дракон и древний змей, диавол и сатана не подкрался к новым детям, чтобы, именем камня, который полагается в основание Сиона, сокрушались все ковы противников.

Иерусалим же этот, в котором дети будут утешаемы матерью и ласкаемы на коленах, есть тот, о котором пишет апостол: а вышний Иерусалим свобод есть, иже есть мати всем нам (Гал. 4:26). Насыщенный молоком этого утешения он утешал других, имевших нужду в словах его, говоря: благословен Бог, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякия скорби, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога (2Кор. 1:3-4). Когда они утешатся, то будет сказано им: и увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши, как трава, произрастут, или взойдут или по Симмаху процветут (Ин. 16:22). Увидят же, без сомнения Бога, что служит истинною радостию. О таковых Господь говорил: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Видение Его есть совершенная радость, происходящая в сердце, обладающем полною верою, и за нею следует произрастание костей, о которых мы уже прежде сказали. Если читатель забыл это, то пусть опять обратится к прежнему толкованию. Ибо лучше ему снова прочитать написанное, нежели нам повторять сказанное.

И будет известна, говорит, рука Господня у врагов Его и будет угрожать неверующим или врагам Его. Рука же понимается или в смысле могущества, так как Бог все может исполнить, что обещает, согласно с тем, что от лица Бога говорит Моисей Фараону: ныне пустив руку Мою, поражу тя, и люди твоя умерщвлю, и потребишеся от земли (Исх. 9:15). И еще он тому же тирану: се рука Господня будет на скоты Твоя (Исх. 9:3), о которой псалмопевец говорил к Богу: рука Твоя языки потреби, и насадил я еси (Пс. 43:3). Или, по крайней мере под рукою Господнею следует понимать Христа, о котором и выше мы читали: рука Моя сотвори сия вся (Ис. 41:20). Господь соделает ее известною рабам своим и боящимся Его и будет угрожать неверующим и врагам Своим, одним обещая награды, другим наказания. При этом следует обратить внимание на ту особенность слов, что Он не сказал: нанесет врагам Своим, но будет угрожать, чтобы, устрашенные угрозою они и сами обратились к служению Господу.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас... Материнская любовь - высшая из всех земных привязанностей. И поэт не напрасно сказал, что он «один лишь в мире подсмотрел святые искренние слезы, то слезы бедных матерей…» Вот с этой-то глубокой, сильной и святой любовью Господь и сравнивает Свое отношение к верному Израилю. В другом месте мы уже видели, что Он не только уподобляет Свои отношения чувствам матери, но и ставит даже их выше последних (Ис. 49:15).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 66:5

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.12–14. Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.
Ст.12-14. Яко сия глаголет Господь: се, Аз уклоняю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков: дети их на рамена взяты будут и на колену утешатся. Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы, и во Иерусалиме, утешитеся. И узрите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваша яко трава прозябнут: и познается рука Господня боящымся Его, и запретит непокоряющымся.

     
Чтобы иметь полное утешение, Израиль должен примириться со всеми своими врагами. Поэтому так говорит Господь об Иерусалиме: вот, Я направляю к нему мир, или дарую ему жизнь, обильную миром, как река водой, и дарую ему богатство народов, чем каждый из них славится, как разливающийся поток, пополняющийся более и более. Дети их на рамена взяты будут: дети жителей Иерусалима, любящих его (Ис.66:10), будут взяты на плечи и так, по обыкновению, будут принесены на Сион, как бы к матери, и будут утешены здесь, как дети утешаются на коленах матери (Ис.66:11). «Так вы будете утешены в Иерусалиме, говорит Господь: и увидите это, и возрадуется сердце ваше и кости ваши расцветут», т.е., при обилии всяких благ, утучнеют ваши кости и жизненность их проявится в многочисленном и цветущем потомстве вашем, богато одаренном всеми силами тела и души. И познается рука Господня боящимся Его: всемогущество Господа откроется благоговейным рабам Его в низложении их врагов, избавлении из рабства, даровании благоустройства и, главное, в даровании наследия вечного блаженства, и вообще – в утешении их; а не покоряющимся Его власти Он запретит, т.е. откроет всю силу Своего пламенного гнева.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible