Скрыть
Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею. Кии дом созиждете Ми?. Какое удобоизмеряемое здание достаточно для Того, Кто неизмерим? Для Него, по сущности Его, и славное мало; а по благости Его, пространно и сердце малое и смиренное в Церкви из язычников.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли

И рече, говорит, Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Не опустим этих слов, возлюбленные, без внимания, но разсмотрим каждое речение и, низойдя во глубину, изследуем сокрытую в этих кратких словах силу. Хотя слов и не много, но велико сокрытое (в них) сокровище, а внимательным и разсудительным не следует останавливаться на поверхности. Ведь, и желающие выкопать чувственное сокровище не на поверхности только копают и разыскивают, но, спустившись на большую глубину, изследуют самыя недра земли и таким образом с помощию своего искусства, отделяют от земли золото, и часто с большим трудом и усердием едва успевают найти малыя крупицы. А здесь нет ничего такого; напротив, и труд меньше, и богатство неизреченное: таково все духовное.

Не будем же хуже тех, которые домогаются чувственнаго; но поищем и мы духовнаго сокровища, заключеннаго в этих словах. И во первых, посмотрим, что новаго и особеннаго сказано здесь, и для чего блаженный этот пророк, или - лучше - человеколюбивый Бог, говоривший чрез пророка, употребил такой новый образ речи. Он говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Недавно мы слышали, как Он, по сотворении неба и земли, говорил: да будет свет, и: да будет твердь посреде воды; и еще: да соберется вода в собрание едино, и да явится суша, и: да будут светила, и: да изведут воды гады душ живых. Видел ты, что вся тварь в течение пяти дней созидаема была одним словом и повелением? Смотри теперь, какая перемена в словах. Уже не говорит: да будет человек; но что? Сотворим человека по образу нашему и по подобию. Что это за новость? Что за особенность? Кто это созидается, что для создания его Создателю понадобился такой совет и разсуждение? Не изумляйся, возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все безсловесныя животныя. Почему же, скажешь, он создан после, если превосходнее всех этих тварей? По справедливой причине. Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостоивает это животное. Но спросим иудея и посмотрим, что он скажет относительно того, к кому сказано: сотворим человека по образу нашему? Это писание Моисея, которому они, говорят, веруют, а (на самом деле) не веруют, как и Христос сказал: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мнe (Иоан. V, 46). Так, письмена - у них, а смысл - у нас. К кому же сказано: сотворим человека, и кому Господь предлагает такой совет? Это не потому, чтобы Он нуждался в совете и разсуждении; нет, этим образом речи Он хочет показать нам чрезвычайную честь, какую являет созидаемому человеку. Что же говорят эти (иудеи), которые доселе имеют покрывало на сердцах своих и не хотят понять смысла этих слов? Они говорят, что (Бог) сказал это ангелу или архангелу. О, безумие! О, великое безстыдство! Как это возможно, чтоб ангел вступал в совещание с Господом, создание с Создателем? Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в совещание (с Богом), а в том, чтобы предстоять и служить. И чтобы тебе увериться в этом, послушай, как велегласнейший Исаия о высших ангельских силах говорит, что видел херувимов, стоящих одесную Бога, и серафимов, покрывавших крыльями лица свои и ноги (Ис. VI, 2). Это потому, что они не могли сносить исходящаго оттуда сияния, но стояли с великим страхом и трепетом. Так прилично тварям предстоять Господу.

Но иудеи, не понимая значения слов, говорят без разбора, что ни придется. Поэтому, отвергнув их пустословие, надобно показать чадам Церкви истинный смысл этого изречения. Итак, кто это такой, кому говорит Бог: сотворим человека? Кто же другой, если не велика совета Ангел, чудный советник, крепкий, князь мира, отец будущаго века (Ис. IX, 6) Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, имже вся быша? Ему говорит (Отец): сотворим человека по образу нашему и по подобию. Здесь наносит Он смертельный удар и мыслящим по-ариански. Сказал не повелительно: сотвори, как низшему или меньшему по существу, но как к равночестному: сотворим. И последующия слова показывают нам также единосущие: сотворим, говорит, человека по образу нашему и по подобию. Но здесь опять возстают другие еретики, искажающие догматы Церкви, и говорят: «вот Он говорит: по образцу нашему» - и вследствие этого хотят называть Бога человекообразным. Но было бы крайне безумно - Того, Кто не имеет образа, ни вида, и Кто неизменяем, низводить в человеческий образ, и безтелесному придавать черты и члены (телесные). Что может сравниться с этим безумием, когда (еретики) не только не хотят пользоваться учением богодухновеннаго Писания, но и обращают его в величайший себе вред? Они похожи на больных, и на тех, у кого слабо телесное зрение. Как эти последние по слабости своего зрения, не переносят и солнечнаго света, и как больные удаляются и самой здоровой пищи, так и эти люди, больные душею и потерявшие очи ума, не могут пользоваться светом истины. Поэтому мы исполним свой долг и подадим им руку, беседуя с ними с великою кротостию. И блаженный Павел так увещевал, говоря: с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него, в свою его волю (2Тим. II, 25, 26). Видишь, как он показал этими словами, что они как будто погрузились в какое-то опьянение; словом: возникнут дал заметить, что они были погружены в какой-то глубине. И опять, уловлени, говорит, от диавола, то есть, как бы опутаны сетями. Поэтому от нас требуется большая кротость и долготерпение, чтобы можно было их исхитить и извлечь из сетей диавольских. Итак, скажем им: образумьтесь немного, взгляните на света, правды, размыслите об истинном значении слов. Сказав: сотворим человека по образу нашему и по подобию, (Бог,) не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? - И да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми гады, пресмыкающимися по земли. Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующаго на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью.

Если же и после такого раскрытия слов, любящие спорить будут говорить, что разумеется образ наружнаго вида, мы скажем им: так (Бог) значит, похож не только на мужа, но и на жену, потому что тот и другая имеют один и тот же образ? Но это было бы нелепо. Послушай, что говорит Павел: муж убо не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый: жена же слава мужу есть (1Кор. XI, 7). Тот обладает, а эта поставлена в подчинение, как и Бог изначала сказал ей: к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. III, 16). Так как (человек) получил образ (Божий) в праве на господство, а не во (внешнем) виде, а господствует Над всем муж, жена же поставлена в подчинение, то поэтому Павел говорит о муже, что он есть образ и слава Божия, жена же слава мужу есть. А если бы он, говорил о (внешнем) виде, то не сделал бы такого различия (между мужем и женою), потому что одинаков вид и у мужа и у жены. Видишь полноту истины, как она не оставляет никакого предлога к оправданию любящим пустые споры?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 8

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим

Чтобы мы не разумели Сион под святою горою и не прикрывали [этого] заблуждением иудеев, полагающих, что будет построен Иерусалим и в нем телесно исполнится все, обещаемое Господом, Он устраняет в нас это предположение и представляет свидетельство, которым воспользовался Стефан, первый мученик о Христе, против уверения иудеев. Соломон созда Ему храм, — без сомнения, Богу, — но Вышний не в рукотворенных [церквах] живет, якоже пророк глаголет: небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Moима (Деян. 7:48). И Павел в той же книге (Деян. 17:24): Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, не в рукотвореных храмах живет. Ибо если, подобно сидящему на престоле и царствующему, небо служит престолом Его и земли подножием ног Его; то как может заключаться в небольшом месте Тот, который наполняет все и в котором все? Поэтому и Моисей говорит: не говори в сердце своем: Он далеко. Яко Бог на небеси горе и на земли долу, и несть разве Его иный Бог (Втор. 4:39). И псалмопевец: камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси (Пс. 138:7-8). Согласно с ним и Иеремия от лица Бога говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча. Аще удалится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его? Еда небо и землю не Аз наполняю? (Иер. 23:23-24). Ибо о Нем все мы существуем и движемся (Деян. 17). Говорит же это, чтобы обличить заблуждение иудеев, которые думают, что невидимый и бестелесный и беспредельный Бог может вмещаться в храме Иерусалимском. Это же подробнее заявляет и Соломон, строитель храма, в молитве своей к Богу (3Цар. 8). А чтобы мы не думали, что величие Божие должно измеряться также небом и землею, в другом месте мы читаем о Нем: кто держит небо пядию и землю горстию (Ис. 40:12)? Этим показывается, что Бог находится и совне и внутри, и внутрь проникает, и окружается, между тем как Он и не объемлется окружающим престолом, и объемлет горстию и пядию. Он не только Творец неба и земли, но и невидимых ангелов и архангелов, господств, властей и всех людей, о которых апостол говорит: все это создала рука Божия (Кол. 1). О ней и Иов и псалмопевец говорят: руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Иов. 10:8); (Пс. 118:73). Ибо вся Тем быша и без Него ничтоже бысть (Ин. 1:3). О Нем опять Иоанн говорит: в мире бе и мир Тем бысть (Ин. 1:10). Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася (Пс. 32:9). [Сюда же относится] и то, на что Бытописание указывает таинственными словами: рече Бог и сотвори Бог (Быт. 1:6-7). Ибо Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6). И нет другого места покоя Господня, кроме того, которое пророк присовокупляет.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.1-4 Тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих? Беззаконник же жряй ми телца, яко убиваяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную: даяй ливан в память, аки хулник. И тии избраша пути своя, и мерзости их, яже душа их изволи. И Аз изберу поругания их и грехи их воздам им: яко звах их, и не послушаша Мене, глаголах, и преслушаша и сотвориша злое предо Мною, и яже не хотех избраша

Вполне закончив речь о язычниках, обращает наставление уже к самому Израилю; точно так же, как некогда приказывал им отвергнуть древнюю прелесть, и нечистую в заблуждении жизнь, желает, чтобы они оставили порочность, бывающую при законе; посему ясно научает, что Он теперь избирает для Себя служение духовное и совершенно ни во что вменяет служение сеней и образов. Сверх того желает показать им и нечто другое,-именно, что они, построив храм в Иерусалиме, высоко поднимают чело и гордятся без всякого основания. - Они думали, что Божество объемлется местом, и пространственное обитает в рукотворенных храмах подобно лжеименным языческим богам, в которых нет ничего кроме дерева и камня; посему-то и говорит: о, не знающие превосходства божественной славы! о, не разумеющие величия присущих Мне совершенств! небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего? Божество все наполняет и находится на небе и на земле, или, говоря человекообразно, имеет престолом небо и землею пользуется как бы подножием. Посему, какое место может объять Его или какой дом - местить? Вся бо сия, говорит, сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя. Что же – сия? - Ясно, что и видимое, и то, что находится за пределами видимого, ибо Ему принадлежит вся тварь, и Его мановением некогда несущее приведено к бытию. И так, что же принесем Ему как Ему не принадлежащее?– Нечто подобное говорит и устами Псалмопевца: аще взалчу, не реку тебе: яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове: познах вся звери дубравные и вся птицы небесные, и красота сельная со мною есть (Пс. 49:12,10-11). На кого же, говорит, воззрю? - Конечно, на кроткаго и молчаливаго, т.е. на смиренного и тихого, истинно покорного воле Моей и трепещущего пред Моими повелениями, каковы бы они ни были. Так обозначает евангельскую и спасительную проповедь. На подобных людей благоволит воззреть и как на смиренных обратить внимание; дерзкий же и надменный, сопротивляясь Его божественным законам и оказывая великое неповиновение, обращает к Нему, так сказать, упорную и непреклонную выю ума своего. А что Он считает подзаконное служение не нужным и относится к нему с отвращением,-поясняет, говоря: жряй ми телца, яко убиваяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную: даяй ливан в память, аки хулник. Заметь: не только отменил свойственное теням и образам, но и возненавидел, как я сказал; заклание тельца считает умерщвлением пса, умилостивительный семидал - нечистым, – это, думаю, означает уподобление его свиной крови, ибо свинья нечиста по закону; курение фимиама приравнивает бранной речи. Таким способом Он и побуждает их предпочесть, жизнь евангельскую жизни, сообразной с сенью закона. Снова приводит оправдание и изъясняет причину, почему отвержен Израиль, хотя он и именовался первородным и считался жребием Божиим. - Избраша, говорит, тии пути своя, и мерзости их, яже душа их изволи. Словом избраша показывает, что они в потребных случаях судили неправильно, - напротив: добро называли злом, тьму признавали светом, свет - тьмой, горькое - сладким, сладкое -горьким. В самом деле: хотя, благодаря изречениям евангельским, можно было достигнуть какой угодно из наилучших доблестей, и хотя у них была возможность оставить порочный образ жизни и следовать требованию долга, они, говорит, пожелали своих путей, противных священным законам, сетей смерти, низводящих их на дно ада. Обращается также к воспоминанию об их прежнем грехе, ибо некогда они были идолослужителями и покланялись мерзостям. Но так как, говорит, они были призываемы, и не послушались, и так как не внимали словам, которые Я говорил им, так Я говорил: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12) и веруяй в мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11:25), и еще: приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии,и аз упокою вы (Мф. 11:28), то и Я впредь по справедливости буду поступать с вами одинаково: и Аз изберу поругания их, т. е. тех, кто поругается над ними, или будет враждовать против них. Конечно, разумеет тех, кто опустошил Иудею и сжег город, некогда святой и знаменитый, т. е. римских полководцев. И воздам, говорит, им грехи их, ибо то, что Я возненавидел, и яже не хотех, избраша.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Идейная связь новой главы с предыдущей состоит в том, что она точно так же говорит об обновленном Сионе и новых условиях религиозной жизни в нем. Теократически воспитанный Израиль не мог мыслить себя без храма. И, следовательно, с его точки зрения, было более чем естественно вспомнить о своем храме и задать пророку вопрос, что же будет в славном Мессианском царстве с его главной национальной святыней - ветхозаветным храмом и со всем связанным с ним обрядовым ритуалом? Предупреждая этот вполне законный вопрос, пророк и начинает свою специальную речь о храме и Моисеевом культе. Не можем удержаться, чтобы не подчеркнуть здесь также и того, что во взгляде на последний предмет (обрядовый закон) - настоящая, заключительная глава удивительно совпадает с тем, что говорилось и в первой, вступительной главе книги пророка Исаии, чем блистательно подтверждается ценность и единство ее автора, с первой страницы до последней.

Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?

Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих… все это соделала рука Моя… Обрядоверный дух ветхозаветного еврея, воспитанного во внешнем исполнении Моисеева закона, не мог подниматься на высоту духовно-нравственных основ этого закона. Даже в моменты своего сравнительного порыва он, очевидно, искал только одного внешнего выражения, мечтая как бы получше угодить Богу наиболее дорогой и великолепной постройкой храма или наиболее обильной и тучной жертвой. Опровергая это заблуждение, Господь устами пророка и благоволит показать всю несообразность, всю тщетность и пустоту подобных желаний. В том же самом смысле, но с еще большей ясностью, комментирует это место и кн. Деяний апостольских, сначала в речи архидиакона Стефана: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк…» (Ис. 66:1-2), а затем - в речи Апостола Павла, произнесенной им в афинском ареопаге: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 7:48 и 17:24-25).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.1–2а. Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь.
Ст.1-2а. Тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждение Ми, и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь.

     
Могуществу власти, высоте достоинства и обширности владений царей обыкновенно соответствуют величие и великолепие их обстановки, обширность дворцов, высота престолов. И беспредельной власти Господа, как Царя и Вседержителя, соответствует необъятность здания вселенной, великолепие природы и недосягаемая высота престола.
     «Небо престол Мой, говорит Господь, а земля подножие ног Моих»: посему все, что на небе, предстоит престолу Божьему, служит власти Вседержителя, и все, что на земле, при подножии Его престола преклоняется пред Ним, покорно Ему. «Где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» Для вездесущего Бога нет и быть не может отдельного места жития и покоя, – весь мир есть единый храм Божий. Если же так, то Господь есть единый Царь и Судья над всеми миром: все в мире создано Его рукой – всемогуществом, все и принадлежит Ему. Следовательно, не надо думать, что Господь ограничен в Своих свойствах и совершенствах, что Ему, для существования Его, необходимо жертвоприношение, как склонны были думать евреи, под влиянием языческих представлений (ср.Ис.40:12,15-18,22,25-26,28).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible