Скрыть
Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое

Они говорят это не только по причине грехов, но и потому, что были оставлены.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-19 Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твое. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое

Послание, которое Павел пишет к Коринфянам, хотя писано к жителям одного города, но сообразно с разнообразием жителей, то есть святых и грешников, то хвалит их, то обличает, то поучает, то укоряет, призывает к воздержанию, не отвергает брака, отклоняет от идолослужения, наставляет относительно воскресения, подает руку [помощи] двубрачию, чтобы не давать места любодеянию. Это мы сказали для того, чтобы также и настоящий отдел, который весь состоит из молитвы народа, молящегося Богу, приписать или праведникам или грешникам, то восхваляющим Бога, то предлагающим вопрос Богу и возлагающим свою вину на Бога. Поэтому после другого, они говорят также и следующее: для чего Ты, Господи, попустил нам блуждать [вдали] от путей Твоих или уклонил нас с пути Твоего, ожесточил сердце наше, чтобы мы не боялись Тебя. Это не в том смысле, что Бог служит причиною заблуждения и жестокости, а в том, что долготерпение Его, ожидающего нашего спасения, когда Он не удерживает погрешающих, кажется причиною заблуждения и жестокости. Поэтому сильно разгневанный на некоторых Он удерживает руку от наказания и говорит: не присещу на сыновей ваших, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют (Ос. 4:14). Ибо Он бьет всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6), а бьет для того, чтобы исправить. Поэтому о тех, кои не утратили названия чад, но чрез наказания склоняются к покаянию, Он говорит: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их; милость же Мою не разорю от них (Пс. 88:33). Ибо есть печаль, приводящая к жизни, и есть печаль, приводящая к смерти. Поэтому и грешник говорит в псалме: уклонял еси стези наша от пути Твоего и смирил еси нас на месте озлобления (Пс. 43:19). И народ блуждал сорок лет в пустыне (Чис. 32), чтобы не найти прежнeго пути и не возвратиться в Египет. Также у Осии обносятся оградою стези Иерусалима и заграждаются тернами, чтобы он не последовал за любовниками своими, но вынужденный необходимостию возратился к прежнему мужу своему (Ос. 2). И о фараоне говорится также, что Бог ожесточил сердце его, чтобы он не отпустил народ Его и чтобы был поражен десятью казнями (Исх. 4). Этот вопрос весьма тщательно изъяснил Павел [в послании] к Римлянам (9). И мы касались его в одном сочинении.

Обратись, говорит, Господи, или обрати нас ради рабов Твоих, Авраама и Израиля, которые не узнали нас или относительно которых мы верим, что они находятся среди народа. Ибо как ничтожеством и без всякого труда овладели народом Твоим святым противники наши. Или, по Семидесяти, обрати нас, чтобы мы владели малою частью горы святой Твоей, так как мы не можем владеть всею горою Твоею, чтобы, имея часть, мы достигли полноты ея и видели славу Единородного от Отца, исполненного благодати и истины (Ин. 1). О ней у этого же самого пророка говорится: будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис. 2:2).

А относительно того, в каком смысле следует понимать приведенное выше: для чего Tы попустил блуждать нам, очень подробно учит Иеремия: прельстил мя еси, Господи, и прельщен есмь, удержал и превозмогл еси (Иер. 20:7). Ибо, обещая мне помилование, и подобно милосердому отцу, не обнаруживая строгости, и, как искусный врач, скрывая весьма острый нож, чтобы не напугать болящего прежде лечения, Ты сделал меня нерадивым, вследствие чего и о Иерусалиме Бог говорит: се Аз соблазню ю и учиню ю яко пустыню, и сделаю ее подобною земле безводной, и возглаголю в сердце ея и дам ей притяжание ея оттуду, и поляну Ахорову, отверсти смысл ея (Ос. 2:14-15). Рассмотрим порядок мыслей в частности: соблазняет ее и обращает в пустыню и [страну] без воды для того, чтобы она испытывала жажду добродетелей. Когда она скажет: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя (Пс. 62:2), тогда Он будет говорить к сердцу ее и утешит плачущую. И даст ей притяжание оттуда, то есть из покаяния и скорби, производящей спасение. И смирение сокрушенного сердца ее (ибо это означает в переводе долина Ахор) отверзает смысл, чтобы она знала Творца своего.

Враги, говорит, наши попрали святилище Твое. Без сомнения, указывает на храм, который попирали победители-римляне. И сделались мы такими, какими были в начале, прежде нежели мы были призваны в Аврааме, и когда были в Египте, не имея Бога, ни царей, ни князей, ни пророков, ни закон заповедей Божиих (Ос. 3:4), что все исполнилось после страдания Господня и теперь исполняется. Ибо так как они говорили: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), то остается вечное проклятие на них и Бог не владычествует над ними и имя Его не призывается на них, ибо они не называются народом Божиим.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое

Словам этим можно устоять двоякий смысл: или морально-покаянный, или пророчественно-исторический. В первом случае мы видели бы здесь самую глубокую степень греховного самобичевания, когда люди считают себя последними из грешников. Во втором случае мы находили бы тут духовное прозрение пророка в будущую историю Израиля, именно в эпоху разрушения Иерусалима и рассеяния иудеев, когда они, утративши политические и религиозное бытие, нисколько не походили на то могущественное теократическое государство, царем которого был Сын Господень. Последнее толкование, по связи с контекстом речи (18 ст. говорит о ветхозав. храме), будет предпочтительнее (см. еще и послед, контекст 64:10-11).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.17–19. Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твое. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое.
Ст.17-19. Что уклонил ecи нас, Господи, от пути Твоего? и ожесточил ecи сердца наши, еже не боятися Тебе? обратися ради раб Твоих, ради племен достояния Твоего, да (поне) мало наследим горы святыя Твоея. Противницы наша попраша святыню Твою: быхом яко исперва, егда не владел ecи нами, ниже бе наречено имя Твое на нас.

     
Скорбя за народ, Пророк с сыновнею преданностью, взывает к Богу: «Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему так, чтобы не бояться Тебя?» Как Отец, по любви к Своим детям, хотя и ослушным, отчего Ты, Господи, не удержал нас на путях Своих всеми мерами премудрой благости Твоей? – Так говорит Пророк, проникнутый чувством глубокой сыновней преданности к Богу. – Обратись же теперь разумеется, с милостью, ради рабов Твоих, великих праведников – праотцов, Авраама и Израиля, и ради племен достояния Твоего, т.е. священной земли, разделенной по племенам или коленам народа, дабы мы хотя малое наследство получили на горе Твоей (т.е. в Ханаане, который представлял собой обширный хребет гор). 
     Противницы наши 
– враги завоевали, разрушили и попрали святилище Твое: и мы сделались такими, как прежде, когда Ты не владел нами, когда мы не назывались Твоим народом, когда были совсем оставлены Тобою, как это было в состоянии рабства в Египте и до заключения завета при Синае, когда народ Еврейский не имел своей земли, своего святилища, своего законодательства и вообще полной самостоятельности, как особый народ Иеговы.

 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible