Скрыть
Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них

Что же сделали те, которым и без всего этого надлежало, как сынам, почитать Отца? «Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его». Говорит ли он о Духе Святом, или о каком-либо служителе, как кощунствуют еретики? По справедливости пророк называет Святого Духа, так как все совершено святым Духом; об Нем говорят пророки и Моисей. «Поэтому Он обратился в неприятеля их». Видишь ли, что они сами были причиною вражды? «Сам Господь воевал против них». Это служит знаком любви и великого милосердия: Он их щадил, когда они были злы, для того, чтобы они достигли лучшего плода. Если же бы Он не щадил, то они давно уже превратились бы в ничто. Отсюда ясно, что Бог враждебен к ним в том смысле, что Он преследовал их любовью для их спасения. Он был врагом, чтобы не быть врагом навсегда: Он удалил, чтобы воспринять.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-10 Он сказал: подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут, и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них

Где мы перевели во всякой скорби их не был утомляем, что по-еврейски выражается чрез lо, то есть чрез отрицательное наречие, там вместо не можно читать и Сам, так что смысл следующий: во всякой скорби их Он сам был утомляем, то есть Бог, Сам нося не только грехи, но и наши скорби. Ибо Той недуги наша прият и болезни понесе (Мф. 8:17). Затем LXX поставили другое, чего нет в еврейском: не посланник и не ангел, но Сам Он спас их, о чем мы скажем в своем месте. Итак, Бог, который есть праведный Судия дома Израилева и смягчает строгость правосудия благостию судящего, сказал: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). Но так как они - народ Мой и раз были наименованы чадами, то не погибнут во веки: если они перестанут отвергать и отрекаться, то узнают [в нем] Спасителя; ибо во всякой скорби их Он сам был утомляем. Или Он не был утомляем, чтобы оставить их на короткое время и лишенных Его помощи побудить к молению. Или, наоборот: не утомлял их, но когда прочие преследовали, Он был помощником и посылал ангела Своего для избавления их от опасности. Или по Семидесяти, не чрез ангелов и пророков и других святых мужей восхотел Он спасти народ Свой, но Сам сошел к овцам погибшим дома Израилева, чтобы больную овцу отнесть на своих плечах и найти потерянную драхму и с радостию встретить возвращающегося распутного сына. Поэтому невеста говорит в Песне Песней: да лобжет мя от лобзаний уст своих (Песн. 1:1). Не чрез патриархов, Моисея и пророков, но пусть приймет мое тело, пусть живет в моей плоти. Слово да будет плотию и так пусть лобзает меня обитая во мне, как Еммануил. Таким образом не как посланник, не как ангел, но Сам спасет принявших спасение, не за дела, но по любви Божией. Ибо тако возлюби Бог мир, яко Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, Но имат живот вечный (Ин. 3:16). А так как благоразумный читатель, размыслив молча, может сказать в ответ на это: почему многие не спаслись, если Он сам спас их, и возлюбил, и пощадил чад Своих, и искупил их кровию Своею и возвысил принятых? то приводится ясная причина: но они сами не уверовали и огорчали Духа Святаго Его (sanctum ejus) или Его Святаго (sancti illius), что по-еврейски называется cadeso. Таким образом Бог восхотел спасти желающих и призывал ко спасению, чтобы воля имела награду; но они не захотели веровать. Также и об Иоанне написано: быcть человек послан от Бога; имя ему Иоанн: сей прииде, да свидетельствует о свете, да вси веру имут ему (Ин. 1:6-7). И нет вины в том именно, если многие не захотели веровать, но воля грядущего [или призывающего] была такова, чтобы все веровали и спасались. Если же кто огорчит и оскорбит Духа Святаго или [Духа] Его Святаго, то есть Христова, тот огорчает Бога: Дух Святый одного и того же естества с Отцем и Сыном. Поэтому апостол заповедует: не оскорбляйте Духа Святаго, имже знаменастеся (Еф. 4:30). Этот Дух Святый удаляется от тела, порабощенного грехам, и в развращенную душу не входит премудрость (Прем. 1). Поэтому и Давид, в сознании грехов, чтобы не утратить Духа Святаго, молит говоря: и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50:13). А чтобы мы знали, что всякий, огорчающий Духа Святаго, оскорбляет Бога и из друга делается врагом и неприятелем, то апостол Петр яснее говорит в Деяниях Апостолов: „почему вы согласились солгать Духу Святому? Не человекам солгали вы, а Богу“ (Деян. 5). Это тот Дух Святый, о котором Господь говорил в Евангелии: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да пребудет с вами в век, Дух истины (Ин. 14:15-16). О Нем в Премудрости, которая пишется от имени Соломона, мы находим следующее: Святый бо Дух наказания отбежит льстива и отъимется от помышлений неразумных (Прем. 1:5).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8–10 И рече Господь: не людие ли мои? Чада, и не отвергнутся. И бысть им во спасение от всякия скорби их. Не ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их. Сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века. Тии же не покоришася и разгневаша Духа Святаго Его, и обратися им на вражду, и той воева на ня

Обрати внимание на то, что опять введено лице Бога, как бы жалующегося на непокорность Израиля. Рече, говорит, Господь, то есть Сам Бог всяческих: не за чад ли Моих считал Я народ Мой? И поелику это истинно (ибо сказал, что Сын первенец Мой Израиль (Исх. 4:22)); то никто не мог сомневаться в том, что он не будет жестоким и непокорным; напротив примет посланного (с небес) Сына. Но хотя этого и не случилось на деле, однако же не обманулся в своей надежде Всеведущий, ибо Он знал будущее и от него ничто не сокрыто. Речь построена человекообразно. Когда Бог говорит это, пророк, внимая этому, обвиняет Израиля за его бесчувственность и вместе неблагодарность и показывает, что он совсем не помнит оказанных ему благодеяний: бысть им, говорит, во спасение от всякия скорби их; никто иной кроме Его не спас их, не ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе их чрез Себя Самого. Так Он сотворил чудеса в Египте, хотя при посредстве Моисея, но Сам совершая необычайные дела. И когда Израиль слил тельца, и Бог разгневался на это и возвестил, что Он пошлет вместе с ними ангела; то Моисей выразил скорбь свою, говоря: аще сам ты не идеши с нами, да не изведеши мя отсюда (Исх. 33:15). Итак, Он Сам спас их, совершенно ничего не получив от них, но только ради Своей любви к ним и попечения о них. Это служит ясным доказательством несравненного Его человеколюбия и божественной кротости. Таким образом, Он освободил их из дома рабства, укрепил, возвысил. И это, думаю, означает тоже, что Он сказал в начале: сыны родих и возвысих, то есть, воспитал и сделал славными, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). Выражение: во вся дни века может означать: всегда и постоянно. Бог всяческих был так благ к ним, а они сделались непокорными и не переставали прогневлять Духа Святаго Его. Это подтвердит и божественный Давид, говоря: колькраты преогорчиша его в пустыни, прогневаша его в земли безводней (Пс. 77:40)? Или может быть здесь указывается на то, что они, будучи жестокими и злобными, необузданными в непокорными, огорчали Дух Христов; так как они не внимали Ему, когда Он призывал их ко спасению. Итак, обратися ум на вражду и воева на ня; ибо неизбежно было, чтоб те, которые не помнили о необычайных делах Его и не извлекли ни малейшей пользы из того, что по справедливости могло бы пробудить стремление ко всякой добродетели, - лишились попечения и любви Желающего спасти их, так что наконец Он восстал против них как бы в виде врага.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них

Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его… Здесь должно видеть, прежде всего, указание на многочисленные отдельные случаи возмущения от. евреев против Всевышнего, бывшие как еще при Моисее (Исх. 32:7-10; Чис. 14:11; 20:24; 25:6), так и после него (Суд. 2:11; 3:7; 4:1; 6:1; 8:33; и др.). А затем, разумеется, нельзя не находить здесь и более общего определения характеристической черты «жестоковыйного» Израиля, которую, приблизительно в тех же выражениях, повторил позднее и первомученик архидиакон Стефан, в своей известной миссионерско-обличительной речи (Деян. 7:51).

Сам воевал против них… Своим вероломным поведением Израиль, говоря антропоморфически, возмущал Господа, и Он, из его союзника и друга, как бы превращался в его противника и врага. Впрочем, даже и этот праведный гнев Всевышнего всегда преследовал положительные, воспитательные цели: он заставлял Израиля задуматься над своим поведением, отрезвиться от заблуждений и снова искать союза с покинутым Господом. Можно даже предположить, что у пророка Исаии содержится здесь и более конкретный намек на ближайшие политические бедствия народа Божия, ввиду угрожающего призрака ассиро-вавилонского плена, произведшего на иудеев, как известно, наиболее сильное отрезвляющее действие. Послепленные иудеи уже не уклонялись в идолопоклонство и, по крайней мере, с внешней стороны сделались более ревностными блюстителями Моисеева закона, о чем, нужно думать, пророк и говорит дальше.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.9–10. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. 
Ст.9-10. Не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их: Сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века. Тии же не покоришася и разгневаша Духа Святаго его, и обратися им на вражду, и той воевана на ня.

     
Величайшая милость Божья к Израилю (Ис.63:7) состояла в том, что его спас не ходатай, каким был Моисей перед Фараоном в Египте, ни Ангел, который спас жителей Иерусалима от Ассирийского войска при Езекии, но Сам Господь, – Он Сам, ибо Он любит Свой народ, и щадит его, как отец детей своих (Ис.63:8).
     Он избавил их, восприял (принял) их под особое свое покровительство, и как бы носил их на своих раменах (плечах), подобно тому, как отец воспринимает детей, как добрый пастырь носит агнцев. Но, не смотря на такое любвеобильное попечение, народ Израильский не покорялся Богу, потому что не соблюдал Его закона, и разгневал Духа Святаго Его – не слушал и оскорблял пророков. Тогда Господь обратился к ним на вражду или любовь Свою переменил к ним на ненависть, так что и воевал против них, когда посылал на них войска Ассирийцев и Вавилонян.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible