Скрыть
Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 И иноплеменником приложившымся Господеви работати Ему и любити имя Господне, еже быти Ему в рабы и рабыни, и вся снабдящыя субботы Моя не оскверняти и держащыя завет Мой, введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком

Видишь ли ряд жертвоприношений, которые освящают жизнь не сами собой, но когда жизнь бывает свята по другим основаниям, тогда и они бывают святыми и приемлемыми.

«Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». Видишь ли, как давно можно было языкам входить в дом Божий, как давно отверсты были врата? Итак, почему же ты, иудей, обвиняешь теперь Христа, когда слышишь Исаию, говорящего то же? Обрати внимание, что закон желает того же. Но однако они не могли следовать тому, чего желал закон; они думали, что жертвоприношений было достаточно для всего.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-9 Приведу их на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моей; всесожжения их и жертвы их будут угодны Мне на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов, говорит Господь Бог, собирающий разсеянных Израиля: еще соберу к нему собранных у него. Все звери полевые, приходите есть, все звери лесные

Относительно разности жертв и всесожжений мы очень подробно научаемся в книге Левит. Всесожжения,—что те, которые целыми сожигаются на жертвеннике. Очистительные и благодарственные жертвы (victimae et hostiae) — те, из которых часть приносится на жертвеннике, часть передается священнослужителям. Следовательно, не следует думать, будто от иноплеменников и евнухов требуются жертвы по обряду иудейскому. Но мы должны знать то, что всесожжения приносятся теми евнухами, которые всецело посвящают себя Богу, а жертвы—теми иноплеменниками, которые [лишь] некоторое время упражняются в молитве, о которых Бог говорит: жертва хвалы прославит [или прославила] Мя (Пс. 49:23), и в другом месте: пожри Богови жертву хвалы (Пс. 49:14). Об этих жертвах и всесожжениях Господь говорит чрез Осию: милости хочу, а не жертвы, уведения Божия, нежели всесожжения (Ос. 6:6), которые приносятся на жертвеннике Господнем. Об этом [жертвеннике] свидетельствует Иоанн в Откровении, что он видел его на небе и что под ним были души мучеников (Откр. 6). С него один из серафимов взял клещами уголь и поднес к устам Исаии для очищения их (Ис. 6:6). Это тот жертвенник и та скиния, к образу которой относится все устроенное [по свидетельству] книги Исход (Исх. 38), при посредстве чего приносились духовные жертвы Богу. Также выше о телесных жертвах и всесожжениях тот же [или чрез того же, т. е. пророка] Бог свидетельствует: что Ми множество жертв ваших! глаголет Господь. Исполнен есмь всесожжении овних и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу (Ис. 1:11).

Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов,—не для одного народа иудейского и не на одном месте Иерусалима и города, но во всей вселенной, и не волов, и козлов и овнов, но молитвы. Этим свидетельством пользовался Господь, когда говорил против тех, кои под именем Духа Святого продавали в храме дары из голубей и сидели на седалищах развращения и имели столы меновщиков (Мф. 21; Ин. 2), все делая ради постыдной прибыли, не зная написанного: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8). Исполнение же этого обещал Господь, собирающий рассеянных Израиля, к которым и апостол Петр пишет послание. О них евангелист говорит: сего же от себе нерече, но архиерей сый лету тому прорече, яко хотяте Иисус умрети за люди, и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино (Ин. 11:51-52), и чтобы исполнилось написанное: сонм людей обыдет тя: о том на высоту обратися (Пс. 7:8). По собрании же остатков Израиля апостолами и по возвращении в одно стадо тех, которые прежде были рассеяны, призываются все звери, чтобы приходили и пожирали Израиля, то есть тех, которые не восхотели уверовать, о которых апостол [говорит]: «ибо постигнет их конец» (Фил. 3), и Господь в Евангелии: егда же узрите обстоим Иерусалим; тогда разумейте, яко приближися запустение ему (Лк. 21:20). Или же то следует сказать, что они преданы на пожрание тем зверям, которых отвращает от себя пророк, говоря: не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе (Пс. 73:19). В переносном смысле [это говорится] о тех зверях, которые пожрали некий удел Господень, и выше мы читали (9) о Сирии с востока и греках с запада, которые пожирают Израиля полным ртом. И у Иеремии: овча зоблуждающее Исраиль, львов изнуриша e: первее ядe его царь Ассур, сей же последний и кости оглода ему Навуходоносор, царь Вавилонский (Иер. 30:17). Можно и то сказать, что вместе с народом Израильским призываются к вере язычники, бывшие прежде хищными, чтобы, оставив леса, которые погубили весьма многих из войска Авессаломова, прийти в церковь, и есть небесный хлеб и насыщаться плотию Агнца.

См. также Толкование на Ис. 56:6

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-7 И иноплеменником приложившымся Господеви работати Ему и любити имя Господне, еже быти Ему в рабы и рабыни, и вся снабдящыя субботы Моя не оскверняти и держащыя завет Мой, введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком

Сии слова надобно привести в связь с предшествующими, чтоб сказанное имело следующий смысл. Сия глаголет Господь кажеником (Ис. 56:4) и иноплеменником приложившимся Господеви работати ему. Итак обращает речь к язычникам, а не к одним только потомкам Израиля, которые, поднимая высоко бровь свою, презирали иноплеменников, называя себя самих частью и жребием Божиим и народом святым и говоря: блажени есми Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть (Вар. 4:4). Несомненно, что с Богом соединяет не плотское благородство; ибо наследием Божиим они сделались не потому, что произошли от Авраама, но причислены к народу Его те, которые прилепились к Нему чрез духовное единение, хотя некоторые из них были иноплеменники, присоединившиеся чрез веру и считавшие славою для себя служить Ему и любитьЕго имя,– любить же так, что чрез всецелое подчинение Его царству, всегда подчиняться Его игу, не уступая тому, что незаконно и не имея ни малейшей наклонности возвращаться к служению иным богам, напротив имея утвержденный и непоколебимый ум и так храня субботы Его, очевидно Христа, чтоб не осквернять их. Ибо Иудеи субботствуют по закону, охраняя тело от всякого труда и заботясь о свободе от телесных дел.

Но такое субботствование презренно в очах Божиих; входящий же в покой Христа и духовно субботствующий успокоился от собственных своих дел. Так именно пишет премудрый Павел. Теперь он обещает ввести иноплеменников в гору святую Свою и возвеселить их в доме молитвы своея. Отсюда уразумей, что сень закона отринута и ветхость письмени оказалась бездейственною; ибо вся быша нова во Христе, древняя мимоидоша (2Кор. 5:17). Закон же не позволял иноплеменникам входить в дом Божий; ибо говорит: да не внидет Аммонитин и Моавитин в дом Господень (Втор. 28:8). Но Спаситель всех и Господь, приводя в духовное обновление все наше, обещает ввести иноплеменников в дом святой Свой. Горою же святою Он называет не что иное, как Свою церковь; вошедшие в нее возвеселятся, очевидно, наслаждаясь Его дарованиями и обогатившись надеждою святых.

А что они будут проводить чистую жизнь и Бог будет благосклонен и милостив к ним, на это указал, говоря: всесожжения их и жертвы будут приятны на требнице моем. А эти выражения заимствованы из примера и образа служения по закону. Ибо Израильтяне имели обыкновение приносить во всесожжение овнов и волов и приносить жертвы. Когда же, как я сказал, тень прошла, призванные из язычников получают доступ не чрез кровавые жертвы, но как бы сами себя приносят в жертву Богу, умирая для мира, живя же для правды, как написано (ср. Гал. 6:14; 1Пет. 2:24). А будут приятными и в воню благоухания как те, которые всю свою жизнь делают святою, так что могут быт считаемы в числе всесожжений; так и те, которые приносят частичную жертву, какова жизнь вступивших в брак о Господе, потому что они некоторым образом разделились между Богом и миром. Ибо приносимые в жертву животные были возлагаемы на жертвенник не всецело, но только на половину или отчасти. Посему приятны те иноплеменники, которые самих себя приносили в благоухание духовное.

Толкование на пророка Исаию

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов

Господь сказал устами Пророка: Дом Мой дом молитвы наречется. Какие утешительные мысли о храме дает нам сие изречение Господне!

Храм есть дом молитвы. Молитва живет в нем. В иных местах она странствует, иные посещает, иные с трудом ищут ее, от иных и призванную удаляют житейская молва и суета; здесь, в храме, она живет, здесь всякий может обрести ее, и если та молитва вожделенна, которая доходит до Бога, то молитва в храме преимущественно вожделенна, потому что здесь преимущественно приближается она к Богу, поелику дом молитвы есть вместе и дом Божий.

Если помыслим, что Бог живет в вышних, превыше небес, то придем в недоумение, возможен ли для Него дом на сей униженной пред небом земле. Если помыслим о величии Творца мира и о Его вездесущии, то найдем непонятным, как мог бы для Него быть возможен где-либо какой-либо дом. Но нет места сомнениям, когда Господь Сам глаголет: дом Мой.

Беседа на обновление храма на месте погребения усопших. 1857 г

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О субботе и воскресении


Сектанты говорят: Ис.56:1-8: все иноплеменники должны хранить субботу.

Православный ответ: Здесь предсказание, что и язычники должны быть допущены в Церковь Христову, которая не для иудеев только, но и для иноплеменников. Под субботой здесь разумеется истина Божия – вообще.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов

Я приведу на святую гору Мою… дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Упоминание здесь о «горе святой» естественно ведет нашу мысль к раннейшей специальной речи того же пророка об этой святой горе, под которой он, вообще, разумеет судьбы новозаветной, Христовой церкви (2 гл.). Под «домом молитвы», о котором здесь неоднократно говорится, хотя многие и склонны разуметь ветхозаветный иерусалимский храм, но это едва ли справедливо, особенно, ввиду ясных слон Господа, что «наступает время, когда и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу в Духе и истине» (Ин. 4:21, 23-24).

«Поэтому пророчество Исаии, как справедливо говорит Властов, должно было иметь обширнейшее значение и обнимать собою весь мир христианский, т. е. Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа христианская, поклоняющаяся Господу Богу «в духе и истине», будет услышана милосердным Отцом» (Властов, Священ. Летоп. V гл. 332 с.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.6-7 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.

 

     «Я приведу на святую гору Мою... дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.» Упоминание здесь о «горе святой» естественно ведет нашу мысль к раннейшей специальной речи того же пророка об этой святой горе, под которой он, вообще, разумеет судьбы новозаветной, Христовой церкви (2 гл.). Под «домом молитвы», о котором здесь неоднократно говорится, хотя многие и склонны разуметь ветхозаветный иерусалимский храм, но это едва ли справедливо, особенно, ввиду ясных слов Господа, что «наступает время, когда... и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу... в Духе и истине» (Ин. 4:21, 23-24).

     «Поэтому пророчество Исаии, как справедливо говорит Властов, должно было иметь обширнейшее значение и обнимать собою весь мир христианский, т. е. Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа христианская, поклоняющаяся Господу Богу «в духе и истине», будет услышана милосердным Отцом» (Властов, Священ. Летоп. V гл. 332 с.).

 

     

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О жертвоприношениях в храм

Мф.2:11. Еще новорожденному, младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: злато, ладан и смирну.
Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф.26:10-12; Лк.21:1-4, о чем пророчествовали: Мал.1:11; и Ис.56:7.
 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible