Скрыть
тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет

Потому желательны дела, что они сохраняют нашу память бессмертною, не дозволяют ей быть преданною забвению. «И имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям»: это по природе, а то по изволению; это по необходимости, а то по добродетели. Имя добродетели лучше, чем имя сынов и дщерей, не только потому, что сохраняется память о нас, но и потому, что мы славимся добрыми делами и не подвергаемся наказаниям по причине ложного мнения. Если кто приобретает имя чрез дурные дела, то память о таковом погибнет, вследствие забвения о злых делах. Иуда известен во вселенной, но на зло и на гибель ему самому; славен также и Павел, но к добру и пользе вспоминающих. Не напрасно я сказал об этом, – я вижу многих созидателей величественных дворцов, поставляющих себе прекрасные погребальные памятники, не ради чего иного, как только затем, чтобы посредством сооружений оставить себе имя и память в этом мире после смерти. Но таковыми делами они приобретают себе бесполезное и ложное утешение. Какую пользу принесут умершему украшенные здания? Хотя бы многие говорили: этот дворец или эта гробница принадлежит такому-то, однако в этом нет никакой пользы, а даже великий вред. Таковой (человек) подвергается обвинению, как скупой, неимущий, малодушный, хищник, грабивший сирот и вдов, чтобы соорудить себе гробницу, или поставить памятник. А этот памятник стоит, как бесполезное изображение, являясь обвинителем зла его самого, памятником о его преступлениях. Даже те, которые охотно пожалели бы умершего, теперь не пожалеют; он сделал не иное что, как оставил для живых бессмертное обвинение, оставив памятник, бесполезный для имени и славы. Позаботься, человек, оставить себе имя и память в лице помнящих людей, которые бы иногда возвещали о твоих добродетелях, которые бы говорили: мы жили чрез тебя, чрез тебя мы освободились от бедствий, чрез тебя мы приняли утешения и избавились от несчастий. Вот это память, это имя, – когда пользуются благами люди, помнящие и мудрые, а не камень, не известь, не земля, т.е. люди, которые ради тебя воздают благодарность Богу.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-5 Ибо так говорит Господь евнухам, если они будут хранить субботы Мои и избирать угодное Мне и держаться завета Моею; то дам Я им в доме Моем и в стенах Моих место и имя, лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится

Он указывает на двоих: прозелитов и евнухов. Сперва он говорит об евнухах и дает им правила жизни, и обещает награды в будущем. А затем он переходит к прозелитам, также и им обещая подобное. Итак говорит евнухам, говорившим в отчаянии: «вот я дерево сухое», чтобы они не считали себя подлежащими тому проклятию, которое изречено против бесплодных: «проклят бесплодный, который не производит семени в Израиле».

Если, говорит, будут хранить субботы Мои и избирать из заповедей Моих угодное Мне, а не то, что Я дозволил вследствие немощности слушающих, и со всякою верностию будут держаться Моего союза или завета, то дам им в доме Моем, и в храме Моем, и в весьма крепких стенах града Моего место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, которое не истребится никаким забвением. Что это за евнухи, об этом мы выше сказали,—что это те, которые заняты тем, что относится к Богу, которым и премудрость, надписывающаяся именем Соломона, говорит: блажена есть неплоды неоскверненая, яже не позна ложа во гресе, имети будет плод в посещении душ: и евнух, иже не содела в руку беззакония, ниже помысли на Господа лукавая: дастся бо ему веры благодать избранна, и жребии в храме Господни угоднейший (Прем. 3:13-14). Эта бесплодная оплодотворена девством; этот евнух делает усилие в отношении к царству небесному и силою восхищает его. Он—хранитель суббот, чтобы никогда не совершать дел, свойственных брачной жизни. Он избирает угодное Господу, чтобы более представлять, нежели заповедано, обращая внимание не на снисхождение Его апостола, а на [его] желание. Он держится завета Господня вечного, чтобы не временно [только] упражняться в молитве и [потом] снова возвращаться к тому же самому, но чтобы знать, что он будет принят в дом Господень, которым служит церковь Его, получит место наилучшее. Ибо у Отца много обителей (Ин. 14). И кто будет евнухом и исполнит все написанное, тот будет иметь в стенах Его место наилучшее, то есть: сделается башнею Господа и будет стоять на ступени священнической и вместо плотских детей иметь многих духовных детей. Таким евнухом, как передает церковная история, был евангелист Иоанн, который возлежал на груди Иисуса (Ин. 13), который, при медленном шествии Петра, поднявшись на крыльях девства, поспешил к Господу (Ин. 20), который, погружаясь в тайны божественного рождения, осмелился сказать то, чего не знали все века: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу (Ин. 1:1-2). Итак пусть будут удалены все извороты иудеев и пусть они перестанут отдавать себя на посмеяние, открывая царства небесные для кастратов, между тем как целомудрие состоит не в слабости тела, а в расположении духа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая

Нил Синайский, прп. (†430)

Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли

«Вместо отец быша сынове твои» (Пс. 44:17). Ибо те, которые по закону Моисееву прежде служили и в древние времена благоугодили Богу, в Церкви оказались вторыми после Апостолов. И Апостолы – сыны синагоги Еврейской. Но поскольку сподобились они стать учениками Христа и во всем подражать Учителю, то жизнью и достоинством своим доказали, что отцы их, оправдавшиеся некогда в законе, – по сути их сыны.

Можешь и иначе понимать изречение, о котором в недавнее время было у нас слово. «Вместо отец твоих быша сынове твои» (Пс. 44:17), – то есть дарование, которого прежде, при отцах своих, многократно просил ты у Бога и большею частью не получал и не бывал услышан, приняв сверх чадородия при последнем конце старости своей, усладись и возвеселись. Ибо сказано: и дасть тебе Господе дар лучший «от сынов и дщерей» (Ис. 56:5).

Письма на разные темы. Фирмиллиану

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-5 Да не глаголет иноплеменник приложивыйся ко Господеви: еда отлучит мя Господь от людий Своих? и да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут яже Аз хощу и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет

Бог уничтожает другую гордость потомков Израиля или суетный и преступный повод к надменности. Ибо они, как я сказал, высоко думали о себе, говоря: ,,отца имамы Авраама“ (Ин. 8:39) и мы святой народ возлюбленный и избраны быть жребием Божиим. Они избегали бесчадия, потому что праотец Авраам в числе благословений получил обетование, что его семя распространится в бесчисленное множество; ибо Бог обетовал сделать его равночисленным звездам небесным (Быт. 15:5). И чрез премудрого Моисея Он говорил им: не будет в вас бесчаден, ниже неплоды (Исх. 23:26). А что многочадие считалось у них великим и славным делом, в этом удостоверит один из святых пророков, говоря: славы их от порождений и болезней и зачатий (Ос. 9:11). Пророк Исаия так же говорит, что седмь жен имутся за мужа единаго и скажут: хлеб наш ясти будем, и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отъиму укоризну нашу (Ис. 4:1). Ибо они не хотели, как я сказал, чтоб их укоряли как бесплодных и не рождающих.

Итак, поелику Израильтяне много думали о себе по причине плотского благородства и многочадия; то Он находит нужным предостеречь их и от этого невежества, говоря: да не глаголет иноплеменник приложивыйся ко Господеви: еда отлучит мя Господь от людий Своих, ибо по потому, что он- иноплеменник, то есть, не происходит от крови Израиля, не ради этого не участвует в дарованиях Его или в общении с Ним, конечно, духовном; но если он прилепится к Господу; то непременно вступит в число своих и знаемых и причислится к народу святому и к царскому священству и к наследию Божию и будет принадлежать к чадам Авраама. Не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, как говорит премудрый Павел, ни зане суть семя Авраамле, вси чада: но во Исааце, рече, наречется ти семя. Сиречь, не чада плотская, сия чада Божия: но чада обетования причитаются в семя (Рим. 9:6-8). Ибо Аврааму дано обетование от Бога не ради тех только, которые происходят от него по плоти, но и ради всех, которые происходят от него по вере. Ибо так оправдался Авраам. Итак тем, которые идут по стопам веры Авраамовой, непременно дано будет право принадлежать к чадам (его).

Итак не отлучит Он пришельца от народа своего и того, кто раз присоединился и призван был по вере, примет и назовет народом святым. Но кто, говорит, есть скопец, то есть, кто не имеет детей и неспособен к деторождению, тот пусть не говорит в себе, яко аз есмь древо сухо, то есть, да не скорбит о бесчадии; ибо не это имеет значение в очах Божиих и не это считает Он достойным отвержения. Разве многочадие есть какой вид добродетели или слава каких добрых дел? Ибо это – дела плоти и не заслуживают ни порицания, ни похвалы. Ибо хотя некоторым и дано это вместо благословения, но не совершили ничего неправого и те, которые не получили этого. Ибо что можно было бы сказать в обвинение тех, которые умерли преждевременно, или отошли из здешнего мира прежде вступления в брак и плотского совокупления и у которых не было рождения детей? Ибо каким образом может принести пользу преданным греху в сей жизни то, что они суть отцы многих сыновей и дочерей? Да не глаголет, говорит, не имеющий детей, яко аз есмь древо сухо.

Ничто не препятствует, напротив считаю необходимым вспомнить здесь о тех, которые и ныне оскопили себя ради царствия небесного, по слову Спасителя (Мф. 19:12). Слова, сказанные здесь Богом, можно, и не без основания, применить к ним. Ибо дам им, говорит, в дому Моем и во ограде Моей место именито. Домом же и стеною, или оградою и безопасностью, кажется, называет Церковь, вышнюю может быть и сущую на небесах, или же ту, которая находится на земле; в ней блистают славою мужи, воспитанные в чистоте и святости и облеченные венцом воздержания и в этом полагающие славу, высшую славы многочадия, и что касается святости жизни, ничем не отличающиеся от евнухов. Они получают от Бога славу вечную. На тоже указывает и слово: имя; и благодать, исходящая от него, не оскудеет между ними. Ибо превосходны награды за воздержание. Но не в собственном смысле евнухам обещает раздаяние столь славных достоинств, но хранящим субботы Его, очевидно, Христа. А субботы Его, как я сказал, иные, чем субботы закона. Ибо одни суть в образах, а другие блистают красотою истины. И затем прибавляет: тем, которые избрали то, чего Он хочет, и держатся завета Его. А Христос хочет не того, что содержится в сенях и письменах законных, но того, что заключается в завете Его, очевидно, в новом и евангельском.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О субботе и воскресении


Сектанты говорят: Ис.56:1-8: все иноплеменники должны хранить субботу.

Православный ответ: Здесь предсказание, что и язычники должны быть допущены в Церковь Христову, которая не для иудеев только, но и для иноплеменников. Под субботой здесь разумеется истина Божия – вообще.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится

Тем дам Я в доме Моем… место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям… Идею бессмертия в потомстве евреи понимали слишком чувственно и прямо, лишь в смысле физического продолжения рода. Пророк исправляет этот ложный взгляд: он говорит о нравственной самоценности каждой личности, определяемой ее личными достоинствами и заслугами; вот почему нередко, что человек, лишенный даже самой надежды на потомство, может быть гораздо именитее и славнее другого, нравственно негодного человека, хотя бы этот последний и имел многочисленное потомство.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.5 Тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.


     «Тем дам Я в доме Моем... место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям». Идею бессмертия в потомстве евреи понимали слишком чувственно и прямо, лишь в смысле физического продолжения рода. Пророк исправляет этот ложный взгляд: он говорит о нравственной самоценности каждой личности, определяемой ее личными достоинствами и заслугами; вот почему нередко, что человек, лишенный даже самой надежды на потомство, может быть гораздо именитее и славнее другого, нравственно негодного человека, хотя бы этот последний и имел многочисленное потомство.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible