Скрыть
Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой

Акила говорит: «как прекрасны на горах ноги благовествующего мир, благовествующего благое»; Симмах: «как приятны», а Феодотион: «как прекрасны». По справедливости здесь усматриваются ноги, попирающие змей и скорпионов. Прекрасны эти ноги: они превосходят по красоте лучи солнечные, они приносят нам весьма многие блага. Что может сравниться с миром? Что может быть приятнее примирения с Богом, с самим собою и с своим ближним? Смотри, как велась троякая и различная борьба: мы боролись с Богом, с самими собою, а также с другими. Бог же прекращает эту борьбу, нисходя свыше и говоря: «мир вам!» (Ин. 20:19). Не мы ли сами просили обетования мира? Он Сам пришел, чтобы мы примирились с Ним, убеждал нас и дал такие блага, каких никто не мог знать или измыслить. «Проповедующего спасение»: Я, говорит, покажу всем. «Говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!««. А другие говорят: «воцарился».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 Как прекрасны на горах ноги возвещающаго и проповедующаго мир, и возвещающаго благое: проповедующаго спасение, и говорящаго Сиону: воцарится Бог твой. Голос охранителей твоих: они подняли голос: совокупно восхвалять, ибо оком к оку увидят, когда Господь обратит Сион

Последовательно о том, что выше сказал: Я — Тот, который говорил: вот Я, пророк теперь свидетельствует, что Он будет проповедовать Евангелие на горах, то есть на апостолах, о которых написано: приближитеся горам вечным (Мих. 2:9 по LXX), и которых учение есть просвещение Божие. Поэтому к Нему в Псалмах говорится: просвещаешь Ты дивно от гор вечных (Пс. 75:5). Он возвещал и проповедовал мир дальним, то есть язычникам, и близким, то есть иудеям, примиряя мир с Богом (Еф. 2:16-17). О Нем, под именем Соломона, в псалме поется: возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отъимется луна (Пс. 71:7). И у этого самого Пророка о Младенце, родившемся нам, и о Сыне, данном нам, которого начальство на раме Его, и который наречется великого совета Ангелом, между прочим говорится: и мира Его несть предела (Ис. 9:7). Ибо Он, умиротворивший кровию креста Своего все на небе и на земле, есть мир наш (Еф. 2:14). Он сказал апостолам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27). И возвестил Он нам блага, не те, которые философами называются безразличными, но те, которые поистине суть блага, даруемые Отцем просящим у Него (Мф. 7:11), то есть все дары Духа Святого. Наконец другой Евангелист в том же месте пишет: кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящым у Него (Лк. 11:13)? Он возвестил всем те блага, которые Господь обещает верующим: послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша (Ис. 55:2), и не только блага, но и спасение, которое дал Он, говорящий Сиону, то есть Церкви: воцарится Бог твой. Поэтому и апостол говорит святым: да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его (Рим. 6:12), а о грешниках пиша, говорит: царствова смерть от Адама даже до Моисея (Рим. 5:14).

Следующее же затем: голос охранителей твоих, или стражей твоих, означает апостолов, о которых и в другом месте Бог говорит Церкви: на стенах твоих приставих стражи, иже до конца не премолкнут, поминающе Господа (Ис. 62:6), — стражей, которые возвысят голос, проповедуя о высоком. Поэтому говорится им: на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40:9). Они одинаковым голосом восхвалят и очами к очам увидят Бога, что [очами к очам] другими словами апостол называет: лицем к лицу (1Кор. 13:12); как и Святый поет: очи мой выну ко Господу (Пс. 24:15), и: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс. 122:1), и Господь соответственно воздаст ему: ибо очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. 33:16).

То, что Семьдесят перевели: как ώρα на горах: так ноги благовествующаго слышание мира и проч., Павел, следуя смыслу еврейского подлинника, приводит в послании к Римлянам: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Рим. 10:15), давая разуметь апостолов, которым Господь умыл ноги (Ин. 13), чтобы они были чисты и прекрасны для проповедования, и разошлись по всей вселенной, и кратким учением о Христе наполнили мир. ώρα же, то есть час, согласно с Семьюдесятью и двусмысленностию греческой речи, означает или время, или красоту. Если время, то оному будет соответствовать: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти (Ис. 49:8). Поэтому апостол присовокупляет: се ныне время благоприятно: се ныне день спасения (2Кор. 6:2). Ибо в благоприятное время, когда все уклонились, сделались равно непотребными, когда не было делавшего добро, не было даже ни одного (Пс. 13:3), Он за всех пролил кровь, чтобы за всех вкусить смерть, потому что все согрешили, и лишены были славы Божией (Рим. 3:23). Если же мы будем разуметь под оным (ωρα) красоту, то [этому будет соответствовать то], что в псалме читается: красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3). Ибо что прекраснее того, чтобы доброта раба сделалась добротою Бога, и сидела и царствовала с Христом на небесах? Словом ώρα, вследствие полноты греческого языка, может называться попечение и забота, сообразно тому, что Святый говорит: умножиши мя в души моей силою Твоею (Пс. 137:3). Вместо умножиши мя в греческом тексте говорится: πολυωρηοεις με, что значит: почтешь мя достойным многаго попечения и заботливости. И в другом месте: По высоте Твоей έπολίκόρησας сыны человеческия (Пс. 11:9), что другими словами по гречески говорится: πολλής ώρας, τουτ έστί, φροντίδας ηξίωσας [Ты удостоил многаго попечения, το есть заботливости]. Но это лишнее; и лучше должно разуметь прекрасные ноги Христа и апостолов, что, кроме Семидесяти, все подобным образом перевели, так как Павел одобряет их перевод.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-8 Сего ради познают людие Мои имя Мое в той день, яко Аз есмь Сам глаголяй, ту есмь. Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая. Яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой. Яко глас хранящих тя вознесеся, и гласом вкупе возрадуются: яко очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона

Так как, говорит, ради вашей небрежности Я обесславлен среди народов; то Я не потерплю такой неправды и не позволю, чтобы моя слава унижаема была позорными именами. В то время, когда Я воссияю на земле с плотью, те, которые сделаются моим народом, принявши веру, будут ли они из Иудеев или из язычников, познают имя Мое. Имя говорит вместо: слава ибо так обыкновенно выражается боговдохновенное Писание, как написано, что »лучше имя доброе неже богатство много« (Притч. 22:1). Мы, призванные Им, познали Егο славу и к Судии всех Спасителю Христу пришли не как к человеку, но, хотя Слово стало плотью, мы однако ж веруем, что будучи Богом по естеству и несказанно рожденным от Бога Отца, Он выше всякой твари блистает славою на вышнем престоле и владычествует над всем, обладает всемогущею десницею и всесильно спасает тех, которых Он избрал из находившихся под Его властью, и решительно ничто не может превзойти Его могущество. Но не так расположен был к Нему Израиль: ибо они относились к Нему, как к подобному нам человеку, а не как к вочеловечившемуся Богу. Посему некогда говорили: Ты Кто? и кого себе твориши? (Ин. 8:58) и »о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога« (Ин. 10:33). Но те, которые будут призваны к познанию истины, познают, говорит, славу Мою, яко аз есмь сам глаголяй чрез пророков: ибо Бог Господь и явися нам, как написано. Сему учит и премудрый Павел, говоря: »многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, имже и веки сотвори« (Евр. 1:1-2). Здесь надобно обратить внимание на то, что Бог и Отец все привел в бытие чрез Сына и чрез Него говорил нам в последние времена: это был не какой либо другой сын, рожденный до плоти от жены, как, кажется, думают некоторые заблуждающиеся, но один и тот же Сын-принявший на Себя ради нас человеческую плоть Слово, Которое есть и творец веков. Итак аз есмь, говорит, яко красота на горах; красотою же называет весну. Посему постараемся усмотреть из видимых предметов духовные. Что видимая весна производит на горах? Она украшает растения новыми цветами и из состоянии неплодия приводит в состояние порождать то, что каждое из них по своей природе может производить. Мы найдем, что нечто подобное написано и в книге Песнь Песней: »востани, прииди,« говорит, »ближняя моя, добрая моя, голубице моя, яко се, зима прейде, дождь отиде, отиде себе: цвети явишася на земли, время обрезания приспе« (Песн. 2:10-12). По прошествии зимы наступает светлая весна на земле и делает ее подательницею цветов и материю прекрасных плодов. Нечто подобное совершилось и с нами в духовном отношении. Дракон отступник навел зиму на поднебесную и сделал ее сухою и бесплодною: ибо совсем »несть творяй благостыню, несть даже до единаго«, но »вси уклонишася, вкупе непотребни быша« (Рим. 3:12; Пс. 18:1-8). Но когда явился Единородный во плоти, тогда наступила для нас как бы красота на горах; ибо мы, лишившиеся красоты всякой добродетели и утратившие красоту собственных душ, в Нем опять расцветаем и исполняемся духовного плодоношения, так что можем говорить то, что оказано в Песни Песней: »да снидет брат мои в вертоград свой и да яст плод овощий своих« (Песн. 5:1). Итак стал он, яко красота на горах, яко ноги благовествующего слух мира, благовествующего же благая. Когда лежит между нами и Богом грех,-мы находимся во вражде с Ним и бываем отделены от Господа, восстаем против божественных Его законов, поступаем вопреки желаниям Господа и находимся в числе врагов Его. Но явился Христос-мир наш; Он истребил разъединяющий грех и чрез Себя примирил и соединил нас с Отцом: ибо чрез Него мы получили »доступ« (Еф. 2:18). Подобно тому, говорит, как если бы кто-нибудь быстрый и скорый пришел пленить врагов, возвещая мир и благовествуя благая; так и Спаситель всех пришел в мир с плотью и стал для нас посредником мира с Богом и Отцом, когда сатана обессилен и все его полчище прогнано и наступило время, в которое явилась возможность быть причастниками всякого добра желающим этого; ибо те, которые уверовали в Него и решились мудрствовать и поступать так, как Он, получат весьма богатое участие в небесных благах и будут исполнены всякого прекрасного упования. Это потому, что Спаситель щедр на дары.

Яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой. Яко глас хранящих тя вознесеся, и гласом вкупе возрадуются: яко очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона

И здесь опять Сионом называет не какой-нибудь земной город, но Свою святую Церковь, которую Он составил из двух народов; ибо написано: »возвеселитеся языцы с людми его« (Втор. 32:43) и сотвори, сказано, Христос »обоя едино и средостение ограды разоривый« и »закон заповедей ученми упразднив« (Еф. 2:14-15). Когда открылась евангельская проповедь, которая исполнена истинных учений, тогда утратила значение сень законная, то есть, служение и приведение чрез кровь. Итак под Сионом надобно разуметь церковь, как я сказал, Которую сам Христос представи себе »не имущу скверны или порока«, напротив святу и непорочну (Еф. 5:27). Ее то спасение и слышано сотвори, то есть, доступным для слуха. Не укрылась решительно ни от кого из живущих на земле сила Евангельской проповеди, но не осталось никого, кто бы не слышал о спасении чрез Христа; как и чрез лиру Псалмопевца сказал: »услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней« (Пс. 48:2). И как память демонов »погибе« »с шумом« (Пс. 9:7), то есть, громко и славно, а о погибели тирании демонов всем стало известно: так и божественная и небесная проповедь сделалась известной людям, повсюду живущим, принося спасение познавшим пришествие Христово. В чем же состоит сила проповеди? Сионе, воцарится Бог твой. Древле, то есть, прежде пришествия спасителя нашего, царствовал над нами сатана чрез грех и на живущих по всей земле наложено было ярмо его тиранической жестокости. Когда же воссиял нам царь и Господь всех, тогда расторгши узы их и низвергши ярмо древле владычествовавшего, мы подклонили свою выю под власть Бога и воцарился над нами Бог и Отец чрез Сына, что послужило нам поводом к торжественному празднованию. Посему Давид воспевает и говорит: »Господь воцарися, да радуется земля« (Пс. 96:1) и опять: »пойте разумно, воцарися Бог над языки« (Пс. 46:8-9). Призывал же нас к этому, как я оказал, и Сам Спаситель, говоря: »приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: возмите иго мое на себе« (Мф.11:28-29). Итак находясь под ярмом жестокого тирана и поклонившись, под иго греха мы находились в жалком состоянии и терпели крайние бедствия. Но сила священной проповеди благовестила нам царство Христово и все мы теперь находимся под Его властью, как Он обетовал это, говоря: Сионе воцарится Бог твой. А как и каким образом Он воцарится, это Он сам тотчас объяснил, говоря: яко глас хранящих тя вознесется. Охраняющими же были божественные ученики, или вообще все ведущие и могущие тайноводотвовать и убеждающие призванных ходить правым путем, чтоб они могли совершать все прекрасное, гореть любовью ко Христу и совершать правильное и безукоризненное исповедание веры в Него. Сии путь пастыри добрые, сохраняющие Архипастырю всех словесных овец и отражающие нападения на них диких зверей. Говорит, что глас их возносится, то есть, услышан был везде; ибо к ним устами Исаии было оказано: »на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму: возвысите, не бойтеся« (Ис. 40:9). Везде, распространится и решительно всем будет известна апостольская проповедь; потому что все будет благоуспешно у них и охотно последуют их призыву те, к кому будет обращено их слово. А что они будут сильно радоваться, видя плоды своего тайноводства, это ясно показывает, говоря, что гласом вкупе возрадуются; ибо, говорит, они все будут проповедовать и будет множество посвященных в таинство веры и наставляемые ими быстро устремятся к вере. А это и доставляет радость тем, которые поставлены учить. Посему Павел уверовавшим чрез него пишет в послании: »радосте и венче мой« (Фил. 4:1). А что за тайноводством святых очень часто следовало благопослушание тайноводимых, это может видеть всякий, кто читал святое и боговдохновенное Писание. Так когда божественные ученики говорили в Иерусалиме собранию Иудеев: то, как написано в Деяниях Апостолов, присоединилось в один день три тысячи мужей (Деян. 2:41). Точно так же божественный Павел, вместе с блаженным Силою, будучи узниками, в полночь воспевают Бога. Когда же святый Ангел, явившийся в темнице, разрешил их от всех уз; тогда темничный страж, убоявшись, хотел умертвить себя. А после того, как Павел возгласил, чтоб он не делал себе никакого зла: »вси бо есмы зде«, – пораженный этим чудом темничный страж крестился со всем своим домом (Деян. 16:24-33). А что причиною его радости было это событие,-как можно в этом усомниться? Посему, говорит, тотчас за наставлением призванных, немедленно последует их покорность, и очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона. На кого же воззрят? Или на Начальника спасения, то есть, Христа, ибо Слово стало плотью, о чем свидетельствует Псалмопевец, говоря: »Бог яве приидет, и не премолчит« (Пс. 49:3): или на то, о чем я сказал, что они гласом вкупе возрадуюутся, и это говорит, ты будешь созерцать своими очами в то время, когда Господь помилует Сион, даровав всем благодать чрез веру и изобильное наслаждение небесными благами.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион

Рисуют радостную картину будущего восстановления Иерусалима. Во главе целого сонма глашатаев спасения и мирного процветания Иерусалима идет великий Благовестник, авторитетно провозглашающий Сиону откровение его нового царства. Ему сопутствует множество других проповедников, которые разносят эту благую весть по всем концам земли и которые являются вместе с тем и лучшими свидетелями - очевидцами того, что они проповедуют.

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение… Слова эти, буквально повторенные еще раз у одного из послепленных пророков (Наум. 1:15), несомненно, должно относить к Мессии, как это видно из раннейших мест того же пророка Исаии (Ис. 41:27; 40:9 и др.), а также из его известного мессианского текста: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…» (Ис. 61:1).

Воцарился Бог Твой! Пока Израиль был в плену, а Иерусалим лежал в развалинах, Господь - всегдашний покровитель и защитник еврейского народа, на это время как бы отступил от него. Но вот Он снова является к Своему народу и берет на Себя обязанности царя над ними.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

7–8. Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Голос сторожей твоих – они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион.
7 - 8. Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой. Яко глас хранящих тя вознесеся, и гласом вкупе возрадуются: яко очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона

Предвозвещая мир народа Еврейского с Богом и мир для всех народов, Пророк проникается живейшим чувством радости и в восторге восклицает: «как прекрасны ноги благовестников мира, возвещающих и все блага мирной жизни!» – Обыкновенно, о разных обстоятельствах жизни – о войне, мире, победе, или наступлении праздников, слова царских велений и т.п. объявляли особые вестники и с возвышенных места (гор, холмов, башен, стен городских и под.). Вестники мира, конечно, всегда принимались народом с радостью: и не только их уста заслуживали целования, но даже и ноги их чтили поклонением. С таким-то благоговением и Сион выслушает благовестие о своем спасении, когда ему сказано будет: «воцарился Бог твой!» – когда объявят ему, что глас хранящих тя вознесеся, – голос охранявших его в плену; в цепях, унесся, не слышен более, этот голос страха, брани, угроз и позора... Тогда прежние враги не только примирятся с Израилем, но и порадуются с ним единодушно и единогласно: и очи к очесем воззрят – они будут смотреть друг другу в глаза дружелюбно, а не будут отвращаться взаимно с презрением, как то было прежде, ибо спасение Сиона водворит мир и среди всех народов.
Во исполнение этого пророчества, полнейший мир для народов, теснейшее единение между ними и единогласное славословие Господа, в чувствах единой веры в Него, настали только с водворением в мире истин Евангелия, открытых миру Христом и Его Апостолами. И как священно прекрасны теперь для мира не только уста, но и стопы этих благовестников мира!

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible