Скрыть
И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Тако глаголет Господь: во Египет снидоша людие мои прежде, еже пришелцем быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася. И ныне что зде есте? сия глаголет Господь: яко взяшася людие мои туне, чудитеся и плачитеся. Тако глаголет Господь: вас ради присно имя мое хулится во языцех

Он вспоминает прошедшее, именно, то, каким образом Он их освободил. Он часто указывает на плен, как бы на обвинение. Почему же? Чтобы показать, что они сами были причиною плена. Так как ни первый, ни второй плен не мог исправить их, то поэтому пророк говорит: «народ Мой взят даром, властители их неистовствуют», не потому, что они были бессильными, но потому, что пошли «даром», т.е. в то время, когда их Господь был всемогущ. Так как они обвиняли Его в том, что Он не пришел к ним на помощь, то пророк прибавляет: «и постоянно, всякий день имя Мое бесславится». Они сами были виновниками переселения в Египет и пленения между ассириянами и вавилонянами; по своей вине они были взяты неприятелями которые овладели ими легко. Он им приписывает вину: «вас ради» (этих слов в русском переводе нет), говорит, хулят Бога те, которые говорят, что Я слаб, и бессилен, и жесток, и немилосерд. «И постоянно, всякий день имя Мое бесславится», когда Я вас охраняю и когда даже вас наказываю. Когда Я являюсь охранителем, то говорят: что это за народ такой, ради которого мы все умираем? Когда же Я вас подвергаю наказаниям, то говорят: разве Он не мог спасти их?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-6 Ибо так говорит Господь Бог: в Египет сходил народ Мой в начале, чтобы там быть поселенцем: и Ассур без всякой причины поносил его. И ныне что есть у Меня здесь? говорит Господь. Ибо взят народ Мой даром: властелины его беззаконно поступают, говорит Господь, и непрестанно, целый день имя Мое хулится. Посему народ Мой узнает имя Мое в тот день: ибо Я — Тот, который говорил: вот Я

Обличает народ иудейский и предсказывает будущее, что он по своей воле, при Иакове, сходил к египтянам, и, во время нужды и голода, странствовал в земле Гесем (Быт. 47); потом перенес поношение от ассириян, которых ничем не оскорбил, и переселен в Вавилон вследствие плена, (4Цар. 17:23).

Посему присовокупляет: и ныне что у Меня есть здесь? говорит Господь. Смысл же есть следующий: Я не имею ничего другого, ради чего бы пребывал в этой стране, из которой народ Мой взят даром, и продан грехами своими, и, как серна, уловлен сетями, или войсками римлян, или сетями диавола, которыми быв опутан удерживается доселе. А чтобы они это претерпевали, беззаконно поступили властелины и учители их, которые будут, по Симмаху и Феодотиону, вопить, по Акиле, плакать, когда будут преданы мучениям. Ибо они суть те, которые научили против Спасителя народ, чтобы он согласным голосом кричал: возми, возми, распни Его (Ин. 19:6). О них и прежде уже сказал: Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и с князи их: вы же почто запалите виноград Мой, и разграбление убогаго в домех ваших (Ис. 3:14)? Посему, по Семидесяти, говорит им: ради вас всегда имя Мое хулится у язычников. И должно знать, что слов у язычников нет в еврейском тексте, а просто: имя Мое непрестанно хулится, чтобы подразумевалось: в синагогах ваших: они днем и ночью хулят Спасителя, и, под именем, как часто я говорил Назарян, трижды в день произносят проклятия на христиан. Итак в то время, как они хулят и проклинают Господа, народ Его, о котором часто уже было говорено, то есть народ христианский, узнает имя Того, который имеет прийти во имя Отца, и узнает потому что Он, говоривший прежде чрез пророков, будет лично учить народы.

По Семидесяти Бог говорит Израилю, что он добровольно сошел в Египет, как Моисей во Второзаконии говорит: в седмидесятих и пяти душах снидоша отцы твои во Египет (Втор. 10:22), а ассириянами они, в качестве пленников, насильно были уведены. Посему говорится им: и ныне зачем вы здесь? что делаете на земле иудейской вы, поднявшие, после избиения пророков, руки на Сына Божия? Или, по крайней мере, ангельским властям и предстоятелям храма-ангелам Бог говорит: что здесь вы делаете? почему не оставляете богохульствующего народа? Ибо и Иосиф (Древн. Иуд. кн. VI. гл. 12) рассказывает, что, когда внезапно отперлись и сами собою растворились двери храма, которые едва могли затворять много людей, из святилища храма раздался голос говорящих: «перейдем с этих седалищ». При этом должно обратить внимание на собственное значение слов, потому что не сказали: удалимся, но перейдем к народу из язычников. Посему и завеса храма сверху до низу раздралась надвое (Мф. 27:51), так что все религиозные обряды иудеев открылись, и в это время исполнилось то, что у этого самого пророка говорится: от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима: и судити будет посреде язык (Ис. 2:3-4) даже до земли дальния (Мих. 4:3). Ибо во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголи их (Пс. 18:5). И на всяком месте Богу приносится фимиам и чистая жертва (Мал. 1:11), поелику исполнилось пророческое слово: помянутся, и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки (Пс. 21:28-29).

Поэтому говорится начальникам иудейским: удивляйтесь, и вопите, так как вы служите причиною падения народа. Сообразно же таинственному смыслу можем сказать то, что сходит в Египет века сего народ Божий по собственной воле тогда, когда любит более удовольствия, нежели Бога, и не внимает оному пророческому: горе сходящим во Египет помощи ради (Ис. 31:1). Когда он осквернится пороками и будет обитать на месте вод и рек, не имеющем сухости, свойственной непорочности: тогда насильно будет предан ассирийцам, чтобы они господствовали над ним, — [ассириянам], которые потом обвинят и изобличат его в грехе. Ибо они суть и враги и мстители, о которых говорит Израилю: и ныне что тебе и пути египетскому, еже пити воду Геонскую: и что тебе и пути ассирийскому, да пиеши воду речную (Иер. 2:18).

Итак кто сошел в Египет, и с возвышенного Иерусалима ниспал к низшему, и, иди в Иерихон, другой Египет, получил много ран от разбойников: тому говорится: и ныне что у вас есть здесь? зачем притворяетесь, что вы находитесь на земле и в Церкви Божией,— вы, которые чрез пристрастие и всякого рода пожелание сошли в Египет, и находитесь во власти ассириян и пленены ими, и должны более вопить, нежели плакать, потому что, по причине ваших пороков и грехов, имя Божие хулится у язычников? Им у Иезекииля говорится: вы осквернили имя Мое у язычников (Иез. 36:20). И как в Евангелии Господь говорит ученикам: тако да просветится свет ваш, пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16): так, напротив, когда мы совершили худые дела, имя Божие ради нас хулится у язычников. Поэтому кто имеет познание имени Бога, и не неведает, что он сотворен по образу и подобию Его: тот будет пребывать во свете и находиться среди дня, о котором возрадовался Авраам, когда увидел оный (Ин. 8:56); О котором и святый Давид говорит: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24). Ибо осветившие себя светом познания и имеющие свет вечный, обещанный верующим: будет Господь тебе свет вечный (Ис. 60:20), во дни благообразно ходят (Рим. 13:13), и суть сыны света и дня (1Сол. 5:5), и познают Того, который говорит Моисею: тако речеши сыном Исраилевым: Сый посла мя (Исх. 3:14): и Кого они прежде познали во святых, о Том узнают, что Он присутствует и в них.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И ныне что зде есте? сия глаголет Господь: яко взяшася людие мои туне, чудитеся и плачитеся. Тако глаголет Господь: вас ради присно имя Мое хулится во языцех

Поскольку писал ты, что значит сказанное: вас ради имя Мое хулится? - то ответствую: поскольку Иудеи, согрешив, преданы были плену, а пленившие их, приписав победу не Божию гневу, а силе своих кумиров, заключали из сего о немощи Вседержительной Десницы, то посему самому и сказано сие. Ибо согрешившие и преданные плену соделались виновниками такого предположения и такой хулы. А может быть, было сие сказано, поскольку Иудеи делали противное тому, что заповедано им было делать, как, вероятно, бывает это ныне и с нами.

Получив повеление любить врагов, мы не любим даже и друзей; получив повеление подвизаться в нестяжательности, не только не довольствуемся тем, что у нас есть, но обогащаемся чужими бедствиями; имея заповедь жить в тишине, из любви вмешиваться в чужие дела беспокоим живущих в безмолвии. И не это только делаем, но дерзаем учить других тому, чего сами делать не хотим. Умалчиваю уже о прочем, ибо не намерен сказать что-либо неприятное. И люди, слыша и видя это, а именно то, что мы одному беремся учить, а иное делаем, и думая, что мы смеемся и шутим над тем, что вовсе не смешно, изостряют поэтому языки свои на Промысл Божий, который накажет их, но больше - нас, как соделавшихся виновниками такой хулы.

Письма. Книга II

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-5 Тако глаголет Господь: во Египет снидоша людие мои прежде, еже пришелцем быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася. И ныне что зде есте? сия глаголет Господь: яко взяшася людие мои туне, чудитеся и плачитеся. Тако глаголет Господь: вас ради присно имя мое хулится во языцех

Назвав Сион пленником, Он хочет, чтоб знали причину, по которой ему привелось подвергнуться такому бесславию и унижению; ибо Он иногда напоминает о лучшем состоянии тем, которые подверглись неожиданному бедствию, чтоб они не оставались в неведении своих грехов. Посему благополезно приводить им на память то, что некогда случилось с их предками. Когда голод угнетал (страну). Иаков отправился в известное время в Египет и предпринял нежеланное для него переселение вследствие того, что нигде не мог достать необходимого для жизни. К Ассириянам же Израиль отведен был, когда тогдашний царь Халдейский опустошил Иудею. Какая же была причина этого? Та, что они отказались быть присными Ему и служить единому Богу и, отринув повиновение закону, преклонились пред идолами и поклонялись делам собственных рук. Тоже самое было причиною того, что они пленены были руками врагов и уведены из родной страны и были рабами у врагов, живя в стране Персов и Мидян. Итак нуждею отведошася: ибо они находились в таком положении против своего желания. Но ныне что зде есте? Зде говорит вместо: рассеяны в странах язычников и развеяны по всем ветрам, по слову пророка (Иер. 49:36): ибо меч Римлян изгнал из всей Иудеи тех, которые только могли бежать. Или же зде означает: в том состоянии, в каком вы теперь находитесь; а они были, как я оказал, в крайнем бедствии отчасти потому, что римское войско, по закону войны, опустошило их страну, отчасти потому, что опустошен был всякий город и был сожжен и самый храм. Итак, за что же, говорит, они были в таких бедствиях? Не за то ли, очевидно, что не приняли оправдывающей веры, но многообразно оскорбляли Призывающего к сему и нечестиво наложили на Него руки подобно тому, как и на посланных Им праведников и пророков, из коих одних убили, а других побили камнями? На сие-то в этих словах о мятежной толпе и указывает нам пророческая речь. Но так как начальникам Иудейским было весьма обычно-свысока смотреть на всякий народ и думать, что Израиль продолжает быть неодолимым и непобедимым, потому что он некогда именовался жребием Божиим и народом святым: то когда потом случилось Иудее подвергнуться тем бедствиям, о которых я только что говорил, они поражены были страхом и громко вопияли, как потерявшие в настигшей их беде всякую надежду. Посему Бог всяческих говорит им, яко взяшася людие мои туне, чудитеся и плачитеся, тако глаголет Господь: вас ради присно имя мое хулится во языцех. Вы сами, говорит, соделались виновниками того, что страждут покоренные, оставляя их без наставления, даже совершенно препятствуя им видеть очами духовными сошедшего с неба и в человеческом образе явившегося Бога Слова, чтобы проповедать пленным отпущение, слепым прозрение, исцелить сокрушенных сердцем и провозгласить «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). Итак вас ради имя мое хулится во языцех. Поелику Израиль, говорит, был развеян по всем странам и городам, (никому по всей земле не было неизвестно, что святый город был опустошен и самый храм сделался пищей огня): они (язычники) хулят имя Мое и унижают славу Мою: ибо может быть думают, что обессилела Моя рука, всегда помогавшая Израилю, истинной же причины сего еще не знают и никто у них не уразумевает, что они подверглись наказанию за Господоубийство и многие другие преступления.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится

Властители их неистовствуют… и постоянно… имя Мое бесславится… Кого здесь нужно понимать под властителями - вавилонское или иудейское правительство? Хотя большинство экзегетов (Orelli, Dillmann, The Pupl. Comm., Властов и др.) и склонны видеть здесь указание на вавилонских властей; но мы не думаем, чтобы это было правильно, и предпочитаем находить здесь характеристику полного внутреннего разложения иудейской нации, приведшего ее и к внешнему политическому краху (ср. Ис. 28:14; 43:28; 51:20 - СПб. проф. Еп. Петр, блаженный Иероним и др.). Чрез такое поведение первосвященников и вождей еврейской нации и через всю, вообще печальную политическую судьбу Израиля, имя Господа - покровителя этой нации - несомненно, должно было подвергнуться сильным нареканиям у всех язычников, которые поражение той или другой народности везде объясняли победой одних божеств над другими (Иез. 36:20; Рим. 10:15).

См. также Толкование на Ис. 52:4

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

4–6. Ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!».
4 - 6. Тако глаголет Господь: во Египет снидоша людие мои прежде, еже пришелцам быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася. И ныне что зде есте? сия глаголет Господь: яко взяшася людие Мои туне, чудитеся и плачитеся. Тако глаголет Господь: вас ради присно имя Мое хулится во языцех. Сего ради познают людие Мои имя Мое в той день, яко Аз есмь сам глаголяй, ту есмь

Прежде, в отдаленно-древнее время, народ Еврейский, в лице своего родоначальника Иакова и его семейства, спустившись с высот иудейских гор, пришел в Египет, но был здесь пришельцем – пребывал только временно, хотя и в жестоком рабстве, а потом, во исполнение обетований Божьих, возвратился в святую свою землю. А затем, много позже, народ с нуждою – с принуждением, насилием, был отведен в рабство, в Ассирию, точнее – в Ассиро-Вавилонию. (Так именно, при Исаии, были отведены Салманассаром десять колен народа, составлявшие царство Израильское). Но теперь, спрашивает Пророк, зачем вы, пленные, здесь, в Ассиро-Вавилонии? – Разумеется, вы здесь отнюдь не должны оставаться, как не остались и в Египте. Вы взяты туне – даром, лишь по определению воли Божией: чудитеся и плачитеся – судьба ваша насколько дивна, настолько и плачевна для вас. – Но, говорит Господь, из-за вас имя Мое постоянно бесчестится между язычниками. И в Египте, и в Ассиро-Вавилонии враги народа Божьего, унижая его, унижали и его Бога, как будто Он не в силе и власти был избавить свой народ из рабства. И вот, Господь, милуя и утешая свой народ, объявляет: «народ Мой узнает Мое имя в тот день!» – в день спасения своего из плена народ увидит несравненное превосходство свойств и сил своего Бога над языческими народами и их богами; тогда уже и язычники прославят имя единого Бога (Ис.52:8,10; ср. Ис.45:5-6; Ис.56:6-7; Ис.60:3,9 и др.). 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible