Скрыть
И биће колиба, да сеном заклања дању од врућине и да буде уточиште и заклон од поплаве и од дажда.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И будет в сень от зноя, то есть в ней укроются в тот день, когда придут враги, изображенные под образом зноя. Слова эти исполнились в пришествие Господа нашего.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 5-6 И приидет Господь, и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется. И будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя

Пророк говорит, что, по очищении в купели и по очищении покаянием, придет время, когда всякое место освоится с горой Сионом, то есть станет высоко и удостоится быть местом зрения вещей небесных; после того как имутся за мужа седмь жен и возсияет Господь со славою в совете, будет вознесен и прославлен останок Израиля. Когда, по омытии скверны дщерей Сионских и по очищении крови от среды их, нарекутся святи, тогда окрест Иерусалима осенит облак во дни, так что доставит сень от зноя и покров от жестости и дождя. И ночь будет рассеяна горящим светом, и слава будет как бы дым, все покрывающий собой. Думаю же, что все сие обещано достойным упокоения. Поскольку многи обители в дому Отца (ср.: Ин. 14, 2) и различные жребии назначены в земле наследия, которую наследят кротции (ср.: Мф. 5, 5), то явно, что иные упокоятся во светлости Божия явления, а иные - под покровом Небесных сил, другие же во славе света закроются как бы дымом. Или, может быть, самому Сиону воссияет свет, а окрест Сиона воссияет облак во дни, не от иного чего происходящий, но от самого света. Как дым бывает от огня, так сие облако составляется светом. Обитающие под ним будут наслаждаться великой славой, как озаряемые самым облаком, которое во время зноя распространяется над их головами и осенением своим доставляет приятную прохладу, а когда прольют жестокие дожди, заменяет непроницаемые завесы, достаточно закрывает собой требующих укрытия и своей густотой преграждает взоры. Таков был облак светел, окруживший учеников при преображении Господа (ср.: Мф. 17, 5). Поскольку же стояние и как бы отвердение облака служат знаком тишины в воздухе, то непоколебимостью облачного покрова указывается на безмятежие тогдашнего состояния. Чтобы более, нежели ясно, видеть, что значит быть в сокровении покрова, объясним это следующим примером. Кого-нибудь ищут враги, а свои охраняют его в таком доме, который трудно найти. Надобно себе представить, что подобное нечто бывает со святым, когда покрывает его это божественное облако, чтобы он не впал в руки врагов. Столько сказано, чтобы яснее могли мы уразуметь, какая помощь будет окрест Сиона оттого, что днем осеняет их облако для защищения от зноя, а ночью горит для них свет огненный, освещающий их, днем же и ночью делает их безопасными от злоумышляющих.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 И приидет Господь, и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется. И будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя

Под облаком здесь он разумеет успокоение от бедствий; а под огнем – явление Бога, соединенное с утешением. Что – облако во время зноя, то – во время тьмы и глубокой ночи огонь, светло горящий; тот умиряет зной, а этот прогоняет тьму. Таким образом явление Бога он уподобляет свету огня, а успокоение – тени облака. Далее, желая показать, что бедствия будут уничтожаться не мало помалу, но вдруг, при самом господстве скорбей, произойдет перемена, чтобы отсюда убедились, что переворот к лучшему произошел не по обстоятельствам и по какому-нибудь случаю, но все совершено высшей силой, он говорит: блистание пылающего огня во время ночи, – так совершится перемена! И будет шатер для осенения днем. Что будет? Помощь, говорит, и содействие Божье. Как тень во время зноя, и как кровля или убежище в какой-нибудь пещере сохраняет в безопасности укрывшегося в ней, когда падает сильный дождь, так точно помощь Божья и во время столь грозной войны не допустит потерпеть никакого зла тем, которых Он определил спасти в начале.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя

Мы же все это отнесем к первому пришествию Христову, о котором и в Псалмах читаем: покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя (Пс. 26:5), на камень, на котором основанная церковь не поколеблется ни от какой бури, не разрушится ни от какого вихря и ветров. Очень многие из Иудеев и это и все то, с чем это находится в связи, разумеют по отношению к Вавилонскому плену и возвращению в Иерусалим при Зоровавеле, Ездре и Неемии.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 И приидет и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется. И будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя

О ком или о чем говорит в слове приидет? О времени ли, в которое это совершится, или о том, кто уничижил себя до истощения и нисшел с неба, дабы спасти род человеческий? Одинаково идет речь, скажет ли кто, что это говорится о времени пришествия (Господа), или же кто захочет отнести это к Самому Христу. Ибо пришедши Он увенчал Своею благодатью сынов духовного Сиона и свободного Иерусалима и соделал их блаженными. И стал для них покровителем, как бы распростерши над ними то древнее облако, которое осеняло Израиля некогда в пустыне. Поэтому и говорит: приидет, и будет все место горы Сиона, и вся яже окрест ея осенит облак во дни. Для того, чтоб обитающие в духовном Сионе, то есть церкви, избежали зноя настоящей жизни и испытаний, неразлучных с искушениями, или жжений, Христос, осеяя их наподобие облака, будет их покровителем, и будет Сам разгонят тьму неведения и дьявольской злобы, сияя уму на подобие света во тьме или блеска огня. О сынах Израиля написано, что Он вел их днем в облаке, а в продолжение всей ночи в блеске огня. Но все это было прообразами и подобиями духовного, истина же – совершенное чрез Христа. Ибо Сам Он есть истина. Удостоенные Его защиты будут, говорит, отовсюду и совершенно как бы в тени от зноя, будут под защитой и покровом от суровости непогоды и дождя. Суровой же непогоде и дождям опять уподобляет силу и самое жестокое приражение искушений. Ибо Христос негде говорит: всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени (Мф. 7:24-25). А когда присовокупляет, что всею славою покрыется, то дает тем понять, что для уверовавших во Христа милость от Него будет не какая-нибудь частная, но будет состоять во всецелой готовности оберегать их: будут находиться в ограде и под осенением могущего спасти и избавить от всякого зла.

Толкование на пророка Исаию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 2-6 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя

Итак дал Господь благо, (Пс 84:13) ибо решил освободить род человеческий от вины вероломства через Единородного Своего Сына, дал благость, ибо благодаря вхождению в чрево девственное Он благодатью освятил его как храм Святого Духа. И земля наша дала плод свой (Пс 84:13), ибо Дева, имевшая тело от земли, родила Сына, Божеством равного Богу Отцу, но единосущного Ей по истине плоти… <…> Об этом говорит и Исаия, взирая на время человеческого искупления: В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии. Ведь отрасль Господа была во славе и чести, когда пресветлый вечный Сын Божий, явившись во времени плотию, воссиял миру светом добродетелей. А плод земли стал возвышенным, когда Бог вознес к небесам смертную плоть, воспринятую от нашей природы и ставшую бессмертной силою воскресения.

Но и сама перепись вселенной, предпринятая земным царем, вспоминается потому, что она явно обозначает деяния Царя Небесного, ибо при этом Он очевидно явил, что ради единства Своей веры Он собирает избранных от всех народов вселенной и имена их, как Сам обещал, напишет на небесах навечно. А то, что по повелению Августа все пошли каждый в свой город (Лк 2:3), надлежит духовно рассматривать как наше рабское служение нашему царю. Ведь наш град есть святая Церковь, которая отчасти странствует на земле в отдалении от Господа, отчасти уже царствует с Господом на небесах и после конца этого века как совершенная будет вся царствовать с Ним. Следовательно, мы все должны идти в этот город и ничто не должно освобождать нас от столь спасительного пути. Всем нам необходимо выплатить должные средства родившемуся Царю, то есть в единстве ныне присутствующей Церкви повиноваться Божественным повелениям и идти путем добрых дел для входа в небесное отечество.

Гомилии на Евангелия

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 2-6 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя

Наилучшая баня есть та, которая душу очищает, и это есть баня духовная. О ней пророк говорит ясно: когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и счистит кровь Иерусалима из среды его, - то есть кровь беззакония и убийств пророков. Логос сообщает и о роде и образе этого очищения, присоединив: духом суда и духом огня. Телесной же плоти очищение может происходить через омовение простой водой, как это бывает часто в странах, где и бань-то никаких нет.

Педагог

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя

Собрания - праздничные торжественные собрания иудеев на Сионско-храмовой горе. LXX толковников, впрочем, лучше передали смысл еврейского выражения словами: все окрестности (Сиона), чем дается более ясное указание на всеобщность будущего спасения.

Облако, дым и блистание - давно уже известные символы Божественного присутствия среди избранного народа (Чис 14:14; Исх 13:21).

Противники подлинности этой небольшой речи пророка Исаии указывают слишком слабые основания для доказательства своего мнения. (Отсутствие ритма, позднейшие по времени образы и идеи). Напротив, речь эта стоит в прямой связи с предшествующей речью 3-й гл. (1-15) о дурных правителях Иудеи, на месте которых явится, к величию и славе Иудеи, Отрасль Господа. Если в 16-м и сл. стихах 3-й гл. пророк бичевал страсть женщин иерусалимских к ничтожным украшениям, то здесь последовательно говорит об истинном украшении для остатка Израиля, которое явится тогда, когда будет омыта нечистота женщин Сиона (4:4). Наконец, главная идея речи - о спасении остатка после грозных судов Божиих - вполне согласна с общим воззрением Исаии на будущность иудейской нации.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 4:2

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.6   И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

     На том месте, где обитают люди святые, Господь сохранить шатры, в которых они будут находить тень и прохладу днем от солнечного зноя, а ночью – убежище и защиту от сильных ветров, холодных рос и проливных дождей, особенно в осеннее время.
Безопасность и покой неизменно будут сопровождать жизнь «святых» – даже и во время гибельной и опустошительной войны, потому что они не губили никого своими неправдами и не грабили насилием.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible