Скрыть
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

В той день наведет Господь мечь Свой твердый, и великий и крепкий, на левиафана змиа упорнаго, и на левиафана змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори

Пророк так обозначает царей, гонителей народа Иудейского. Два образа особенно указывают на двух царей: Ассирийского и Вавилонского, которые, как упоминает Исаия, вели долговременную войну с Иудеями. При этом царь Ассирийский уподобляется змию упорному и лукавому по причине великой злобы и хитрости, потому что Ассирияне первыми стали домогаться владычества над целой вселенной. Вавилонский же царь уподоблен дракону, сущему в мори, потому что Вавилон был окружен и укреплен множеством вод. Царь Вавилонский в гордости говорил: «Наслаждаюсь миром; никто не может сделать мне зла; я безопасен, как дракон в море». Подобно этому и по той же причине пророк Иезекииль называет царя Египетского змием великим, покоющимся среде рек (Иез. 29:3). Но вероятно пророк в малых образах изобразил здесь славные таинства и указал на тот день, в который Бог посетил и искупил мир, разрушил дела диавола. А так как дела сатаны многочисленны, то пророк и дает ему различные наименования.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Итак, постараемся избегать всякого непрямого и ухищренного дела; ум же и судилище души исправим в себе, как верное правило, чтобы нам, когда сделаемся правыми, была дозволена похвала Господня. Предначинатель греха называется змеем лукавым, и меч Божий наводится на левиафана, змея изгибающегося, потому что змея при перехождении с места на место делает многие уклонения и извороты… Потому, кто следует змию, у того жизнь оказывается лукавою, неправильною и исполненною противоречий. А кто идет вослед Господа Бога, тот делает путь свой правым.

Гомилии на Псалмы

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В тот день Господь поситит мечем Своим твердым, и большим и крепким, левиафана, змия— запор, и левиафана, змия извивистого, и убьет кита, находящегося в море

Евреи говорят, что диавол, то есть, клеветник, каковое имя есть греческое, по-еврейски называется satan, то есть, противник. Посему и у Захарии говорится: сатана, то есть, противник, стоял по правую руку его, чтобы противиться ему (Зах. 3:1). Называется он также Велиалом, то есть, отступником, изменником, и без ярма. Посему и апостол говорит: кое согласие Христова с Велиаром (2Кор. 6:15)? и везде, где LXX поставляют сынов погибели, на еврейском написано: сыны Велиала. Поэтому и то, что в псалме поется о таинстве Спасителя: сын беззакония не приложить озлобите Его (Пс. 88:53), на еврейском называется: сын Велиала. Называется он также и другими именами, как в другом псалме написано: на аспида и василиска наступишь, и попереши льва и змия (Пс. 90:13). Этот змий собственно на еврейском языке называется leviathan. Он есть тот великий кит, о котором, что он будет уловлен Христом, у Иова таинственным языком говорится: во око свое возмет его, ожесточився продиравит ноздри (Иов. 40:19), ибо и там вместо кита стоит левиафан; и опять: извлечеши ли змiа удицею, или обложиши узду о ноздрехъ его? (Иов. 40:20); и тотчас: сiесть начало создания Господня: сотворен поруган быти аггелы Его (Иов. 40:14), и в псалме: сие море великое и пространное: тамо гади, ихже нестъ числа, животная малая с великими. Змий сей, его же создал еси ругаться ему (Пс. 103:25-26). О нем и в Апокалипсисе пишет Иоаннъ: Бьют брань на небеси: Михаил и ангела его брань сотвориша со змием, и змий брася и аггелы его, и не возможгоша, и места не обретеся им ктому на небеси (Апок. 12:7-8), и: вложен бысть змий великий, змий древний, нарицаемый диавол и сатана, лстяй вселенную вою, и вложен бысть на землю, и аггелы его с ним низвержени быша (Апок. 12:9); там же говорится: низложен бысть клеветник братии нашея, оклевещая их пред Богом нашим (Апок. 12:10). Должно заметить и то, что в псалме и у Иова говорится, что змий, то есть, левиафан, создан для того, чтобы он был поруган ангелами. Посему и апостолы получают власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (Лк. 10:19). И так, поелику от того места, где написано: вот Господь рассыплет землю, и обнажит оную (Ис. 24:1), или по LXX: вот Господь разорит вселенную, и опустошить оную; до настоящего отдела возвещался в кончину мира суд против вселенной, и последний враг истребится - смерть (1Кор. 15:26): посему против диавола последний приговор состоит в том, чтобы направлен был на него меч святый, и великий, и крепкий, или, по еврейскому и прочим переводчикам, меч твердый. Ибо говорится не саdesa, как LXX думали, что если бы было, означало бы: святый; но casa, что собственно переводится: твердый. Посему и Кис, отец Саула, значит твердый. Под мечем же святым, или, по ощущению того, кто от него страдает, твердым, некоторые из наших разумеют слово Божие, о котором говорит апостол: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюдуостра (Евр. 4:12). Посему в другом месте и читаем, что из уст Спасителя исходит обоюдуострый меч (Апок. 1:16; 19:15). Когда же в конце мира против левиафана, называемого в начале «Бытия» змием мудрейшим всех зверей, сущих на земли (Быт. 3:1), будет обращен меч святый или твердый, и великий и крепкий: тогда он, никогда не имевший привычки убегать, обратится в бегство, не зная оного написанного: камо пойду от духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс. 138:7)?

Прекрасно один поэт в «Гигантомахии» посмеялся над Энкеладом: Суда бежишь, Энкелад? К каким бы ни пристал ты берегам, Подъ Богом всегда будешь.

Этот же левиафан, змий убегающий, в еврейском называется bаѵі, что Акила перевел запором, Симмах — запирающим, Феодотион — сильным. Запором же или запирающим он называется, я думаю, потому, что многих запер в своей темнице, и в собственном смысле подчинил своей власти, и не имеет в себе ничего прямого, и называется поэтому извивистым, и не может подражать жезлу Господню, о котором написано: жезл правости, жезл царствия Твоего (Пс. 44:7). Его, обитатели некогда моря, обманчивых и горьких волн, Господь убьет духом уст Своих (2Сол. 2:8). Те, которые говорят, что диавол принесет покаяние и получит прощение, пусть изъяснят нам, как понимают они то, что написано: и убьет дракона, находящегося в море, или кита. Ибо во второй половине настоящего отдела он в еврейском тексте называется не левиафаном, но thannin , что собственно значит: кит. Посему Евреи думают, что левиафан обитает под землею и в эфире, а фанниимы в море, что есть иудейская басня. А сказанное в конце этого стиха: в тот день, Евсевий присоединяет к предыдущему стиху, чтобы следующее пророчество не относилось к тому времени, а Евреи и прочие толкователи к стих следующему, который мы приведем теперь.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

В той день наведет Господь мечь святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змия лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори

Прекрасно изобразив, как обрушится гнев (божественный) на тех, которые поступали нечестиво и были убийцами святых, он говорит, что погибнет и сам сатана вместе с чадами своими, которые, повинуясь его хитростям, боролись против святых и противодействовали их проповеди. Ибо в то время, говорит, когда земля откроет кровь свою. – Отец наведет святой и весьма острый, великий, всесильный и неодолимый меч, то есть Единородное Слово на драконта змия бежаща, на драконта змия лукавого, и убиет драконта. А драконом и змием называют сатану, поелику он язвителен и ядовит, а вместе с тем труслив, так что ему всегда свойственно предаваться бегству. Он страшен и любитель злодейства, потому что извивается как змея; но все же будет уничтожен, приведен наконец в бездействие, а более того – получит возмездие за слова нечестия, подвергнувшись крайне тяжкому наказанию, сделавшись узником во вратах ада и пищей вечного огня и терпя бесконечное наказание.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Змей нашел людей, бывших в раю, бессмертными, но, обещав бессмертным божественность, обязался, что он якобы добавит что-то свыше того, чем они были. Но в то время, как он ласково предлагал дать то, чего не имел, хитро отнял и то, что имелось. Поэтому и пророк этого же Левиафана так описывает, говоря: На левиафана, змея бегущего и на левиафана, змея изгибающегося. Разумеется, левиафан этот тем, что он обещал прибавить человеку, закрался в него изгибающимися извивами, потому что в то время как ложно обещал невозможное, по истине и возможное отнял.

Кто же именем змеи называется, если не древний враг - и скользкий, и изгибающийся, - который говорил устами змея, обманывая человека, и о котором через пророка говорится: левиафана, змея прямо бегущего и изгибающегося. Кому поэтому предоставлено говорить устами змея, чтобы человек узнал из самого облика его, какой был тот, кто обитал внутри. Разумеется, змей не только изгибающийся, но также и скользкий. Следовательно, поскольку человек не стоял на прямоте истины, он и впустил изгибающееся животное. Потому что, действительно, если он не встречает сопротивления первому внушению его, внезапно проскальзывает весь в глубину сердца, до тех пор, пока не будет узнан. Внушая, он обратил слова к человеку через скользкое животное. Действительно, сердца несправедливых людей были норами этого змея.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-9 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца

Могущественные мировые державы, изображаемые у пророка под видом огромных чудовищ, будут поражены судом Божиим, и в тот день Израиль воспоет песнь, в которой признает, что Господь всегда относился к своему избранному народу гораздо милосерднее, чем к народам языческим. Мало того, если эти враждебные силы снова захотят повредить Израилю, то Бог уничтожит их вовсе, если только они не заключат с Ним смиренно союза. И в будущем Израиль ожидает полное благополучие - в этом нельзя сомневаться уже на основании прежних отношений Бога к Израилю.

Враги Израиля в Священном Писании нередко изображаются под видом чудовищ (ср. Пс. 67:31; 73:13; Дан. 7:3 и сл. Откр. 12:3; 13:1). Царство Божие изображается в чертах человеческих (Дан. 7:13), а мировая сила, жестокая, бессердечная, под образом животного или зверя.

Левиафан (собств. связанный) есть название крокодила (Иов гл. 40 и 41), но оно здесь, у Исаии, означает, несомненно, большого змея, как это видно из определений, приданных тому и другому левиафану (змей прямой и изгибающийся), неподходящих к понятию о крокодиле. Змей прямо бегущий - это река Тигр, которая текла прямо, как стрела (самое имя его - hadiglath - у ассирийцев означало стрелу), и находившееся близ нее Ассирийское государство.

Змей изгибающийся - это р. Евфрат, чрезвычайно изобилующая поворотами и изгибами и потому дающая иллюзию изгибающегося змея. Тут у пророка разумеется, конечно, царство Вавилонское, главный город которого Вавилон стоял на Евфрате.

Чудовище морское (по-евр. tonnin) - это, несомненно, Египет, который нередко так называется у Исаии и в других Священных книгах (Ис. 51:9; Пс. 73:13 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

   В «тот день», когда Господь будет уничтожать всякое зло в мире, в особенности язычество, столь вредное и враждебное церкви истинно-верующей, в это время Он наведет свой меч и на дракона. Этот меч Господа свят, потому что служит верным оружием святой правды Божией; он велик – соответствует величию могущества десницы Божией и действует страшно и убийственно; он крепок – назначенный для сильного врага, он не переломится при ударе ни о какую броню и непременно поразит свою жертву. Этот враг Бога и Его народа есть дракон. Этот злой дракон есть бегущий, а не ползущий, он быстро стремится к своей добыче и с налёту нападает на нее; змей лукавый извивающийся кольцами, бросающийся в стороны и вообще хитрый; он живет в море (точнее при море) и здесь, близь берегов, в густой траве, среди болотистых отмелей он недоступен бывает для охотников. Этот страшный дракон есть, прежде всего, царь Египетский, злейший враг Израиля, стоящий во главе огромного войска, охраняемого боевыми колесницами, как бы крыльями, живущий в низменной части Египта, среди болотистых берегов Нила (Ис. 30). Но образ дракона, как врага Божия, напоминает древнего змея – дьявола, который, как виновник лжи и всякого зла на земле, был так силен в мире языческом и сделал столько зла для ветхозаветной церкви Божией, доколе не поразил его мечем своего слова Искупитель ( Ис. 2:1-4).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible