Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Исаии 19:2
И҆ воста́нꙋтъ є҆гѵ́птѧне на є҆гѵ́птѧны, и҆ воѡрꙋжи́тсѧ человѣ́къ на бра́та своего̀, и҆ всѧ́къ на бли́жнѧго своего̀, воста́нетъ гра́дъ на гра́дъ и҆ зако́нъ на зако́нъ.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Исидор Севильский, свт. (†636)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 2-3 И востанут Египтяне на Египтяны… и возмятется дух Египтян в них, то есть Ефиопляне вооружатся на Египет, вступят с ним в брань, и сей бранью возмутится дух Египта. И вопросит богов своих и кумиров своих, и гласящих от земли и чревоволшебников, то есть Египтяне принесут жертвы и возлияния идолам своим, но идолам неизвестно, что будет с Египтянами, не могут они знать и возвещать будущее.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством
Ужели это признак благорасположения? Конечно, и даже великого, – как и Господь говорил: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф.10:34–35). Подобно тому, как, в случае повреждения человеческого члена, должно отсечь неизлечимую часть, так должно делать и здесь.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Бремя Египта. Вот Господь взойдет на облако легкое и войдет в Египет, и потрясутся идолы Египетские от лица Его, и сердце Египта истает среди Его
Услышьте сказанное. Господь грядет, Господь и Спаситель, в Египет, где мы живем: в тени смертной, где фараон пребывает, Господь грядет. Грядет именно в легком облаке. Что здесь разумеется под легким облаком? Думается мне, что это Святая Мария, не воспринявшая никакого мужского семени. Это легкое облако грядет в мир и приносит Творца мира. И что говорит Исаия? Господь грядет в Египет на облаке легком: и потрясутся идолы египетские. Грядет Господь, и идолы египетские колеблются и потрясаются, и разрушаются.
Трактат на Псалмы (Пс. 1)
И Я возстановлю Египтян против Египтян, и будет сражаться муж против брата своего и муж против друга своего, город против города, царство против царства
По вступлении Господа в Египет, при разрушении могущественнейшего народа, первою победою Его будет раздор Египтян против Египтян и ожесточенная междоусобная война их, что очевидно исполнилось во времена Ассириян и Навуходоносора, царя Вавилонского, когда одни были неподвижны, а другие сопротивлялись. А что это предсказывает о плене Вавилонском, то об этом свидетельствует Иеремия, говоря: «Египет — красивая и благообразная телица; погонщик от севера придет к ней»; и еще: «посрамлена дочь Египта и предана в руки народа севернего» (Иер. 46:20-24). Иезекииль, присоединяясь с равным авторитетом пророчества, говорит: «положу конец многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя Вавилонского». И еще: «укреплю мышцы царя Вавилонского и дам меч Мой в руку его и сокрушу мышцы Фараона. И узнают, что Я Господь, когда дам меч Мой в руку царя Вавилонского и он прострет его на землю Египетскую. И рассею Египет по народам» (Иез. 30:10, Иез. 30:24-26). Если же относим ко временам Спасителя, то можем привести оное место из Евангелия: не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашние его (Мф. 10:34-36). И опять в другом месте: будут разделены трие на два и два на три. Разделится отец на сына, мати на дщерь и невеста на свекровь свою (Лк. 12:52-58).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 2-3 И востанут Египтяне на Египтяны, и вооружится человек на брата своего, и всяк на ближняго своего, востанет град на град и закон на закон. И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплю
По моему мнению, не подлежит сомнению, что это не что иное, как именно то, что сказал Христос: не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но мечь: приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его (Мф. 10:34-36). Ибо когда возвещена была божественная и евангельская проповедь, – люди, совершенно забывши почтение к родителям, питали вражду и ненависть к ним и, как бы восставши против закона войны, восстали против братьев. Ибо одни, пристрастившись к древнему заблуждению и необузданно предавшись наслаждениям идолослужения, стали неспособны к принятию слова веры: другие же, считая совершенно смешным и нечестивым поклоняться богам, ими самими сделанным, обратились к слову истины, и бывшие некогда далеко сделались близкими, по вере во Христа провозглашены своими, стали участниками надежды святых и наследниками жизни вечной. Ибо когда ниспровергнуты будут, говорит, рукотворенная Египта, вследствие пришествия в него Господа на облаце легце, тогда будет в нем великая вражда между своими и родственниками, и война будет не только между отдельными личностями, но и между массами народа, так что один город станет нападать на другой и одно учреждение на другое. Законом же у населяющих страну Египетскую называется каждый город и живущие около него и подчиненные ему селения; и у них употребляется один и тот же язык. Потом говорит, что возмятется дух Егитян в них и совет их разсыплю. Мы же говорим, что разногласившие между собою в образе мыслей приведены были в немалое смятение, и заблуждающиеся, возбуждая восстания и битвы против уверовавших, увидят, что против них воюет и им противится Бог всяческих; ибо, говорит, рассыплю их советы, то есть, всякий их замысел сделаю тщетным, и совершенно бесполезным всякое предприятие против тех, которые прибегли ко Мне.
Исидор Севильский, свт. (†636)
Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством
Это переход от частного к общему… То же подразумевается и там, где Господь грозит ассириянам через пророка Исаию: Я определил… чтобы сокрушить Ассура в земле моей и растоптать его на горах моих (Ис. 14:25), и Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис. 13:19). Пусть даже Господь через Исаию грозит одному граду вавилонскому, однако, обличая его, Он переходит от частного к общему и обращает речь ко всему миру. Если бы Он обращался не ко всему миру, то, во всяком случае, не говорил бы обобщающих слов: Идут… чтобы сокрушить всю землю (Ис. 13:5), я накажу мир за зло (Ис. 13:11) и последующие слова, относящиеся к уничтожению всего мира. Поэтому же Он добавляет: Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы (Ис. 14:26). Итак, в лице Вавилонии Господь обличает весь мир, говоря: Идут… чтобы сокрушить всю землю, я накажу мир за зло и сходные слова об уничтожении мира. Но затем будто вновь возвращается от общего к частному, говоря то, что относится исключительно к этому Вавилонскому граду: Вот, Я подниму против них мидян (Ис. 13:17). Ведь в царствование Валтасара Вавилония была захвачена мидянами. Весь мир Он также подразумевает и под Египтом, говоря: Я вооружу Египтян против Египтян, и будут сражаться… царство с царством, хотя и написано, что в Египте было не множество царств, а одно.
Сентенции
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 1-2 Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством
Итак, об этом торжестве говорит псалмопевец: Взошел Бог в ликовании и Господь во гласе трубном (Пс. 46:6). Взошел в ликовании, ибо ученикам, ликовавшим о славе Его, испросил небо. Взошел во гласе трубном, ибо при ангелах, проповедовавших возвращение его для суда над живыми и мертвыми, Он взошел на престол Царства Небесного. Так или иначе взошел от места к месту Бог, Который всегда присутствует везде и не изменяется в другом месте, как свидетельствует о том псалмопевец, говоря: Полагающий облако на восхождение свое, ходящий на крыльях ветра (Пс. 103:2). Ведь облаком он называет природу человеческой немощи, которой облеклось Солнце правды, чтобы Оно могло быть носимым людьми. Отсюда и говорит Исаия: Се, Господь взойдет на облако легкое и войдет во Египет и подвигнутся идолы от лица Его. Ведь на легкое облако взошел Господь, чтобы, войдя в Египет, ниспровергнуть его идолов, ибо Слово стало плотию и обитало с нами (Ин. 1:14), так как восприняло плоть, не причастную никакой скверны беззакония, в которой, войдя в мир, Оно разрушило служение идолопоклонства и открыло черным и мрачным сердцам язычников свет Божества. Через это облако человечества пожелал переходить с места на место Тот, Кто не заключается местом, и претерпеть насмешки бичевания и смерть Тот, Кто всегда пребывает в Божестве, и чрез это облако увенчанный силою воскресения взошел на небо Тот, Кто силой Божества исполняет небо и землю.
Гомилии на Евангелия
Евсевий Кесарийский (†339)
Ст 1-2 Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством
И ныне пророчество указывает на пришествие второго после Бога всего и Господа - Его Божия Слова, Которое грядет в Египет, и что придет Он не неявно или невидимо, или не облекшись плотью, но восседая на облаке легком, точнее, на «плотности легкой». Таково значение этого слова по-еврейски. Пусть же еврейские дети скажут нам, когда со времен Исаии Господь посетил Египет и какой это был Господь? Ведь Бог всего один, как же Он, как говорится, восседая на «плотности легкой» пришел в определенное место земли? Пусть без этого истолкуют «плотность легкую», что это такое, и почему не говорится, что Господь пришел в Египет. Пусть также скажут, когда исполнилось пророчество о том, что рукотворные идолы египетские потрясутся и что египтяне будут воевать против египтян из-за пришествия к людям Господа.
Доказательство в пользу Евангелия
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством
По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств, средоточными пунктами которых стали: Танис, Мемфис, Саис и др. города Эти раздоры облегчали ефиоплянам и ассирийцам завладение Египтом, которое совершилось вскоре после смерти Исаии.
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Когда обнаружится ничтожество и безумие идолопоклонства, а за ним исчезнет и покорность лживому закону, основанному на религиозном заблуждении: то в Египте произойдет смятение и раздор из-за власти, права, собственности и богопочитания; а затем последует жесточайшее из вех народных бедствий – междоусобная война, когда оружие не щадит ни родства, ни дружбы. В беспощадный бой вступят город с городом одной области и, наконец, восстанет одна область на другую. С древнейших времен весь Египет был разделен на несколько областей, из которых каждая на древне-египетском языке называлась Сеп, Хесеп или Таш, а нозднее Ном (название, которое греческими переводчиками заменено словом номос, что по-славянски правильно переведено словом закон; между тем, в настоящем случае должно понимать область, называемую Ном). «По свидетельству египетских памятников, таких номов в Верхнем Египте было двадцать два и в Нижнем двадцать, так что весь Египет заключал в себе сорок два нома. Каждый ном имел свой главный город, в котором имел местопребывание начальник округа. Главный город был вместе с тем средоточием культа божества, чтимого в номе. Округа были размежеваны один от другого и на границах их были поставлены межевые камни. Египетские правители прилагали величайшее тщание к делу описания всех земель, устройства и прокладывания новых оросительных каналов и наблюдения за плотинами и шлюзами». Бедствие ожесточенной междоусобной войны породит в Египтянах желание лучших общественных отношений, новой совершеннейшей религии и побудить их принять проповедь о спасении от Иеговы – Бога Израилева. Собственно время безначалия (анархий) и междоусобной войны в Египте наступило после так называемой Эфиопской династии и, по свидетельству Диодора Сицилийского, продолжалось два года (666 – 667 г. до Р.Х.)