Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 6:2
учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном
Уже нет нужды снова возвещать вам веру, которую раз мы возвестили вам, - и нисходить к крещению, которое однажды приняли вы, - ни к возложению рук священников, которое вы уже получили, - ни проповедывать вам воскресение или вечную жизнь, уже возвещенную вам.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Учению о крещениях
Павел сказал об этом во множественном числе не потому, что существует много крещений: ибо крещение едино (Еф. 4:5), но потому, что это как бы выходило из следующего. Раз он снова оглашал, то снова и крестил бы; и в случае отступления снова крестил бы: по необходимости было бы много новых крещений, но это нелепо. Посему вы не должны повторять крещение, но пребывать при первом крещении. Быть может, они, как крепко придерживавшиеся закона, и под благодатью признавали по-иудейски много крещений. Заметь, что за покаянием следует крещение. Так как покаяние само по себе не может явить нас чистыми, поэтому мы крестимся, чтобы все было делом благодати Христа.
О возложении рук
Чрез это они получали Святого Духа, чтобы пророчествовать и творить чудеса. Когда, сказано, Павел возложил на них руки, они получили Духа Святого (Деян. 19:6).
О воскресении мертвых
Это происходит при крещении под образом погружения в воду и восстания из нее, и утверждается в исповедании веры, ибо мы исповедуем, что веруем в воскресение мертвых.
И о суде вечном
То есть суде, дающем или вечные блага, или наказания. Кажется, говорит это потому, что они, вероятно, колебались, хотя уже уверовали, или жили худо и беспечно, говоря при этом: бодрствуйте. Невозможно говорить, что, если мы жили нерадиво, или отпали от веры, то снова окрестимся, снова получим возможность омыться от грехов и удостоиться того же самого, чего удостоились и прежде. Прельщаетесь, говорит он, рассуждая таким образом.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: 1Кор.4:6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».
Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1Кор.3:4-12,21-23;4:1). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1-2.
Евфимий Зигабен (†1118)
И веры в Бога, крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых и суда вечнаго
Равным образом не опять с начала, как выше сказано, предлагая вам учение о вере в Бога и все прочее по порядку, как напр.: о том, что вы должны веровать в Бога истиннаго, о крещении – что вы должны креститься, о наставлении в вере – что вы должны научиться тому, что нужно только-что крещенным, о возложении рук – что с возложением на крещенных рук Апостольских нисходит на них Дух Святый, о воскресении мертвых – что оно будет, и о суде вечном – что тот приговор будет вечный и навсегда. И так, всему этому учить вас вторично не будем: ибо всему этому мы уже учили вас, и все было сделано в надлежащем порядке. Слово крещение Апостол употребил во множественном числе ввиду не самого таинства крещения (ибо оно – едино, и одно и тоже), а множества крещаемых.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Слыша, что апостол убеждает не полагать основания учению о крещениях и о возложении рук, штундисты объясняют это в смысле порицания православному таинству крещения, а также благословению рукою иерея и т.п. обрядам и священнодействиям. Но он говорит также и о том, чтобы не полагать основания вере в Бога, учению о воскресении мертвых и вечном суде. Ужели он порицает и эти учения? Отнюдь нет. У него та мысль, что эти учения, которые он называет «начатками учения Христова», должны быть оставлены без рассуждения, так как у христиан не должно быть никакого сомнения в них. Здесь оставить не значит забыть, так как на этих истинах зиждется все, но значит оставить в неприкосновенности, так как всякое познание, утвердившись на известных основаниях, затем уже их не касается, чтобы не повредить собственной прочности. Хорошо строить здание на основании, но странно было бы, если бы кто-нибудь все время строил только основание, не переходя к постройке верхних частей здания; так точно странно было бы, если бы христиане не простирались в обсуждении далее основных и первоначальных истин веры. Это обсуждение «начатков в том числе и учение о крещении (здесь говорится во множественном числе о крещениях, потому что разумеется превосходство Христова крещения пред существовавшим еще тогда крещением Иоанновым, Деян.19:8), было тем более бесполезно, что веру в эти истины они уже исповедали при самом вступлении в Церковь Христову (исповедую едино крещение – слова символа), и что теперь настало время приношения плодов этой веры, а не нового исследования ее предметов. Таким образом в приведенных словах содержится не порицание учению о крещении, а напротив включение его в число основных истин христианства.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном
«Учение о крещениях…» Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (baptismoi) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под возложением рук - несомненно - разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. - «О воскресении мертвых и о суде вечном…» апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1Кор. 15:1; Сол 4:17 и др.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Выражение 2 стиха: βαπτισμῶν διδαχῆς – повергает в недоумение многих экзегетов как своим сочетанием, так и значением. Но, кажется, до́лжно согласиться с большинством толкователей, что за управляющее слово здесь до́лжно признать не βαπτισμῶν, а διδαχῆς, под которым следует разуметь не те общие дидактические наставления о вере, которые даются перед крещением теперь (и которых не могло быть тогда), а учение о крещениях. В понятие о крещениях здесь включается и представление о еврейских очищениях, совершавшихся через погружение в воду, что, однако, существенно отличалось от христианского таинства, называющегося не βαπτισμὸς, а βάπτισμα. Обычные же у евреев погружения для очищения называются οἱ βαπτισμοὶ как в этом послании, так и в других местах Нового Завета. Здесь отчасти могло разуметься и крещение Иоанново.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Вместо того, чтобы идти за Апостолом вперед к совершенству, в принятом учении об Иисусе Христе, палестинские христиане пятятся назад к иудейству, и поэтому нуждаются в разъяснении им начатков учения о Христе, о делах, ведущих к смерти и жизни, о вере в Бога, спорят о преимуществах крещений - Иоаннова и Христова и о рукоположении, при этом о воскресении мертвых с саддукеями, и о загробной жизни.
Обо всем этом святой Павел обещает поговорить после.