Скрыть
Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши

Пусть не будет у вас одно время для слов, а другое для действия: повеления Мои немедленно приводите в исполнение; ибо Господь, дающий повеления, всемогущ, и, конечно, повеление Господа всемогущего не есть нечто маловажное. Доныне вы держали сердца свои в рабстве у пороков, без руководителя и в беспорядке устремляясь туда, куда увлекали [вас ваши] желания. Ныне же Господь повелевает вам, чтобы вы возбудили в себе любовь, направили сердца свои на пути свои, и чтобы не делали ничего без размышления и обсуждения, но чтобы стопам вашим всегда предшествовал светильник закона и вы могли говорить: Закон Твой – светильник ногам моим и свет стезям моим (Пс.118:105). Или же, без сомнения, смысл такой: Так как вы говорите, что еще не время строить дом Господа, а сами живете в жилищах, построенных в глубине, в то время как дом Мой опустошен; то по Моему, – Господню, – повелению обдумайте и вспомните о том, что вы делали, и что вы претерпели.

Толкование на пророка Аггея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 И ныне сице глаголет Господь Вседержитель: устройте же сердца ваша в пути вашя. Сеясте много, и взясте мало: ядосте, и не в сытость: писте, и не в пиянство: облекостеся, и не согрестеся в них: и собираяй мзды, собра во влагалище Дираво

Не радея, как я сказал, о наиполезнейшем и не заботясь о славе Божией, Израильтяне обращались к заботам о себе самих, воздвигая драгоценно украшенные дома и потом говоря безрассудно: не пришло время построить дом Господень. И как им необходимо было доставлять все нужное для построения божественного храма, а между тем они не хотели делать этого, то, выставляя на вид недостаток в деньгах, они говорили, что сначала им надо накопить их и наперед как бы отстранить бедность, занимаясь пока земледелием или торговлею, или скотоводством, или другим чем подобным. Но лучше было возложить упование на Бога, Который и в безвыходном положении может оказывать помощь, благословлять земледельцев и открывать стези для праведных прибытков. А как они чужды были благочестивых помыслов и лишились вышнего благоволения, поступая во всем неправо, то посему и почитает необходимым сказать: «устройте же сердца ваши в пути ваши», – что подобно тому, как если бы сказал: обдумайте тщательно, какими пошли вы путями жизни, или что сделали вы в отношении благочестия, предаваясь усердно корыстолюбию? «Сеясте много, и взясте мало», но лучше было, при благословении Божием, сеять мало, а собирать много. А как был у них недостаток в необходимом, то поэтому – много трудов и очень мало плодов. «Ядосте, и не в сытость»: ужасно и доказательством крайней нужды и вместе бедственного положения служит то, если посеяно было много, а плодов столько, что в качестве возмездия трудившимся угрожал голод и пищи было недостаточно для насыщения. «Писте, и не в пиянство», ибо виноградники не были плодоносны. Вместе с нивами страдали (бесплодием) и не очень плодоносные деревья. «Облекостеся, и не согретися в них»: так как вероятно мор постиг стада овец, так что даже и большие богачи имели недостаток в одеждах. Но и «мзды собираяй, собра во влагалище дираво»: указывает этим на имеющих торговый промысел, кои некоторым оборотом собирают прибыли от торговли, набавляя всегда излишки на каждый из продаваемых предметов и увеличением цен туго набивая свои кошельки. Но и это, говорит, не принесло пользы их корыстолюбию, ибо, терпя убытки и нечаянные кораблекрушения, они ничем, казалось, не отличались от тех, кои опускают деньги в продырявленный кошель. Итак, гораздо лучше и премудрее искать (прежде всего) благословения от все подающего нам Бога, а это (уже потом) может прибыть возлюбившим помышлять о Нем и славу Его предпочетшим пред собственными желаниями. Так в одном месте и Сам Спаситель сказал: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть», «ищите же больше Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:25, 33).

Почитая достаточно объясненным исторический смысл данного изречения, теперь устремим свой ум к духовным созерцаниям и усмотрим, что случившееся с Иудеями может служить прообразом, и весьма ясным, всеобщего и всемирного домостроительства, бывшего через Христа. Они были в Вавилоне, угнетенные игом невольного рабства и терпя наказание за свои прегрешения: по этой-то причине они и отданы были и находились под властью врагов. Но некогда, по милосердию Божию, они освобождены были, опять возвратились на родину и поселились на святой земле, под предводительством Зоровавеля и предстоятельством Иисуса. И Дарий, хотя и преданный идолослужению, является издающим повеление о том, что должно воздвигнуть божественный храм, и кроме того снабжает (их) деревьями Ливана и денежными пособиями. Они же были еще косны и медлительны в деле совершения благоугодного Богу, – оказались даже употребляющими такую отговорку: не пришло время создать дом Господень. Да и вся земля находилась под властью прельстителя и тирана сатаны и была в плену, уловленная притом сетями греха и неведения истинного и действительного Бога и Творца всего. Но Бог изъял (ее) чрез Христа, расторгнув узы рабства. Следуя Его водительству, мы оставляем жизнь у врагов, покидаем многобожное заблуждение, как бы в землю некую, и восходим в Сион, очевидно духовный, то есть Церковь. Заметь, как в Иисусе и Зоровавеле изображается для нас Христос. Зоровавель, как я сказал, был из колена Иудина, не из другого колена происшел и Господь. Посему и воцарился над Израилем. Так негде говорит устами Давида: «Аз же поставлен есмь Царь» и прочее (Пс. 2:6). А Иисус был из рода и племени Левия и назван великим священником. Так и Христос соделался Первосвященником нашим, священнодействуя Себя за нас как за жертву непорочную, как истинного Агнца вознося в воню благоухания Богу и Отцу. Желающих рассуждать о сем точнее удостоверит отчасти в этом и само значение имен или толкование. Зоровавель в переводе означает: «течение перемененное», а Салафииль: «склонение Божие», как негде сказал и Христос: вот Я склоняюсь на них как река мира и как поток наводняющий славу язычников (Ис. 66:12). И бесспорно, Он есть поток сладости и как бы течение мира. Но склонился Он к нам и как бы переменил (течение), оставив Израиля. Удалился, как сказал я, к призванным из язычников, даруя им преизобильное излияние вышних и духовных благ. Иисус же означает: «Iao» (Иегова) «спасение», как и Иоседек: «Iao» и «правду». А Iao есть Бог всяческих, и Христос стал для нас спасением и правдою от Бога и Отца (1Кор. 1:30), ибо в Нем мы спасены, избегши сетей смерти, – и оправданы через веру, освободившись от владычествовавшего над нами греха. Итак, – возвращаюсь опять к началу речи, – мы должны созерцать Его царем в лице Зоровавеля и первосвященником в лице Иисуса.

Впрочем желающий полезного научения да обратит свое внимание также и на то, что Иудеи впали в нерадение и нежелание трудиться над устроением божественного храма, то есть Церкви Христовой. Притом пусть заметит и готовность язычников и их превеликое рвение к трудолюбию. Ведь Дарий, как сказал я, повелел восстановить храм и сделать все для славы владычествующего над всем Бога. Они же были косны и нетрудолюбивы, предпочитали свое пред угодным Богу и весьма преданы были земным предметам, ибо дома, говорит, устрояли роскошно отделанные. Посему и Давид говорит о язычниках: «желание убогих услышал еси, Господь, уготованию сердца их вняло ухо» Его (Пс. 9:38). Так, более готовы к вере язычники и очень косны Израильтяне. То, что говорю я, можешь видеть и в евангельских писаниях или в притчах. Глашатаи вечеры пошли собирать на брак. Они же (званные Израильтяне) не хотели прийти и придумывали отговорки в грехах. Один сказал: поле купил я, другой: оженился я, а иные пошли на торговлю свою (Лк. 14:18-20). Посему призваны были и вошли на брак те, кои нашлись на дорогах и у изгородей, и таким образом действительно стали первые последними и последние первыми (Мф. 19:30). Так и Христос сказал устами Давида о потомках Израиля и язычниках: «людие, ихже не ведех, работаша ми, сынови чуждии» солгаша ми (Пс. 17:44, 46).

Толкование на пророка Аггея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-8 Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.

Ст. 5-8 И ныне сице глаголет Господь Вседержитель: устройте сердца ваша в пути ваша. Сеясте много, и взясте мало: ядосте, и не в сытость: писте, и не в пиянство: облекостеся, и не согрестеся в них: и собираяй мзды собра во влагалище дираво. Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути ваша, взыдите на гору и усецыте древа, и принесите и созиждите храм, и благоволю в нем и прославлюся, рече Господь.

И ныне еще глаголет Господь Вседержитель: устройте сердца ваша в пути ваши.

Водитесь здравым помыслом, будьте судиями своих начинаний, и дознайте, сколько разности между ревностию о божественном и нерадением. Потом говорит, что, расточая много семян, собирали они весьма мало плодов, от чего всегда терпят голод и жажду, и никогда не насыщаются, но живут в нищете и бедствуют, так что не имеют у себя и необходимой одежды. Ибо говорит Пророк:

Облекостеся и несогрестеся в них: и собирали мзды, собра во влагалище дираво.

Кроме самих владельцев, живущие трудами рук своих, [привыкший] брать плату и сберегать добытое трудом, расточая собираемое, ни малой пользы не получали от многих трудов своих. Потом снова повелевает Бог водиться целомудренным помыслом, предпочесть всему попечение о Божием храме, идти на вершины гор, осененных лесом, и рубить дерева пригодные для строения, обещая им содействовать и соделать их славными.

Толкование на пророка Аггея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши

Бедственные последствия нерадения народа о построении храма

Пророк весьма употребительным у него обращением к народу (ст. 5 ср. ст. 7) призывает размыслить о последствиях выше (ст. 2, 4) изображенного поведения народа в отношении постройки храма. Пророк говорит как бы так: «водитесь здравым помыслом, будьте судиями своих начинаний, и дознайте, сколько разности между ревностию о божественном и нерадением» (блаж. Феодорит, с. 59). «Потом говорит, что, расточая много семян, собирали они весьма мало плодов, отчего всегда терпят голод и жажду, и никогда не насыщаются, но живут в нищете и бедствуют, так что не имеют у себя необходимой одежды» (там же). «Никакой труд тех, которые устроили дома свои и нерадиво отнеслись к дому Божию, не имел успеха» (блаж. Иероним, с. 325).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Cт 1-6 Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.

Начало своей деятельности пророк определяет так: Во второй год царя Дария (Гистаспия), в шестой месяц (иудейского года, см Зах.1:7, 7:1), в первый день месяца
было слово Иеговы чрез Аггея пророка к Зерувавелю, сыну Шеалтиилеву, князю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоцадакову, который (т.е. Иоцадак) был переселен халдеями в Вавилон (1Пар.6:15) и внуку первосвященника Сераии, которого Навуходоносор после взятия Иерусалима в 588 г. приказал умертвить в Ривле (4Цар.25:18-21,Иер.52:24-27), 
«великому иерею». В то время, когда народ в первый день месяца, как в день праздничный (ср. Ис.1:13), собравшийся к жертвеннику для служения Иегове, при виде храма, лежавшего пред его взором в плачевных развалинах, мог сильнее, чем когда либо, почувствовать горесть и тоску во храме, а вместе с тем мог скорее и воспринять увещание к воссозданию храма; в это-то именно время и открывается первое слово пророку. В слове этом было сказано: «так сказал Господь Саваоф: народ сей», встретивший в самом начале заложению храма препятствия со стороны самарян и, кроме того, охлажденный в своей ревности к этому делу плачевными сожалениями стариков о бедности закладываемого храма в сравнении с богатством храма Соломонова, перестал продолжать начатое строение и, дожидаясь более благоприятных для этого дела обстоятельств в успокоение себя, «говорит: не пришло еще время, не время строить дом Господень». Вследствие такого-то охлаждения религиозного к делу Божию, охлаждения, поддерживаемого неосновательной отговоркой, и «И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных», в домах знатных и богатых, стены которых покрыты дорогими деревянными досками (см. Иер.22:143Цар.7:7), время заботиться об украшении своих домов, о возможно приятной обстановки жизни в них в то время, «как дом сей (храм) в запустении?» Если возвратившиеся пленники находят возможность заботиться об удобствах своей жизни, находят возможность жить богато и весело, то значит, что гражданское и политическое положение их не так стеснено, чтобы оно могло служить им оправданием в их охлаждении к постройка храма. Даже и в том случае, если строение храма было временно предостановлено эдиктом персидского царя (1Ездр.4:8-24), предшественника Дария Гистаспа, при вступлении на престоле этого царя, народ мог бы, если бы к строению храма был также сердечно предан, как предан был этому делу Давид (2Цар.7:2), сделать шаг к тому, чтобы выхлопотать себе у Дария отменение эдикта и возобновление данного Киром повеления о построении храма. А между тем народ этого не делает; он ничем не заявляет о своей ревности к делу Божию и, несмотря на то, что Бог видимо наказывает народ за это, он остается в сердце своем совершенно холоден к делу Иеговы. Вот уже в продолжении многих годов (ср. Агг.2:15-17) «вы, говорит пророк, сеете много, а собираете (после жатвы посеянного) мало», но и то малое, в следствие неблагословения Божия, не дает никакой питательности: "едите, говорит пророк народу, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька», добытые им деньги не приносят ему никакой пользы, они пропадают для него бесследно (ср. Лев.26:2; Ос.4:10; Мих.6:14).

Пророк Аггей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible