Скрыть
И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14–15 И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали про­изводить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария

Вместо вождя Иуды Семьдесят перевели: от колена Иуды, а вместо: работу – работы; остальное согласно [в обоих текстах]. Но всюду, где мы употребляем: Господь воинств они переводят различно, или: Господа всемогущего, или: Господа Саваоф, или: Господа сил. Итак возбуждается дух Зоровавеля и дух Иуды, так что царская и священническая власть устрояют дом Господа; возбуждается также и дух народа, раньше этого дремавши в нём; это не тело и не душа, но, как мы сказали, дух, который лучше умеет устроить храм Господу. И вошли, ибо до того времени они были вне, сделали работы, которые были достойны внутренних частей дома Божия, [и сделали] в тот же год царя Дария, который уже указан был прежде, и в тот месяц, о котором сказано выше, но не в тот же день. Ибо там указан один [т. е. первый] день месяца, а здесь двадцать четвертый, так что в промежутке между первым днём, когда Господь говорит пророку, и двадцать четвертым днём, когда они вошли и сделали дело в доме Господнем, протекло двадцать два дня, [т е. столько] сколько букв у евреев. Им было необходимо научиться основным началам речи Божией, которые воспрепятствовали бы им говорить: Еще не наступило время строить дом Господень, которые не позволили бы им жить в домах сводчатых и погружаться в глубину, как я сказал раньше. Затем они призываются к тому, чтобы обратить сердца свои на пути свои и воспомянуть о всех бедствиях, которые претерпели вследствие нерадения, и восходить на гору, рубить деревья и устроять дом Господа, чтобы не подвергнуться тому, что они претерпели прежде. В конце этих двадцати двух дней убоялся народ от лица Господа, и вошли в двадцать четвертый день месяца, в месяц шестой, во второй год царя Дария и сделали работу в доме Господа воинств Бога своего. А чтобы устроен был дом духовный для священного служения, для принесения духовных жертв, угодных Богу, нам повелевается быть такими, чтобы в вас возбуждался Дух Святый, чтобы мы входили в дом Господа и делали дела Господни. В самом деле, Зоровавель из рода Давидова и Иисус Первосвященник вечный уже восставлен в силе по Духу святости от воскресения мертвых, чтобы Самому предстоятельствовать в деле [нашем]. Мы же будем трудиться с Его помощью и под Его руководством. Однако этих дел мы не можем делать, прежде чем не убоимся от лица Божия, не станем веровать, не войдём в храм Божий и не совершим достойное дома Божия дело. А так как мы живём в мире сем и время созидания нашего протекает под управлением царя Дария, когда совершается служение воспроизведению рода и союзам плотским; то во время числа шесть, – числа дней творения мира, – и во второй год, – который разделил единство (ибо материя, в которой происходит создание и возрастание мира любит число два) мы входим в дом Господа и, собрав оба народа, устрояем храм Божий; в самом деле, число двадцать четыре состоит из двенадцати, взятых два раза, [что видно и в воссоздании храма Христова], ибо первоначальная церковь Христова, которая была разрушена, воссоздана как из обрезанных, так и необрезанных. Но мы можем сказать и то, что так как священное число восемь, признаваемое образом истинного обрезания, взятое три раза составляет двадцать четыре, то мы образно научаемся тому, чтобы созидать дом Божий во обрезании плоти и в отсечении пороков, и веровать, что истинная чистота бывает только во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Наконец, другой [толкователь] видел здесь четыре, повторенное шесть раз, причем четыре он относит к элементам мира, из которых мы состоим, а шесть – к времени сотворения мира, в которое приводятся в движение эти элементы. Он говорит, что пребывая еще в материи, заключаясь в грубом теле и служа плотским рождениям, мы, правда, устраяем храм, входим в дом Божий и как бы от тяжкого сна пробуждаем дух свой, но делаем это только в двадцать четвертый день.

Толкование на пророка Аггея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великого, и дух прочиих всех людий: и внидоша, и творяху дела во храме Господа Вседержителя Бога своего, в двадесять четвертый день месяца шестого, во второе лето, при Дарии цари

Устрашились Израильтяне пред лицем Божиим. Впрочем заметь опять, что обратились они к решимости делать угодное Богу не прежде, как и Он стал пребывать с ними и «воздвиже дух» их. Таким образом и отсюда мы должны узнать, что если бы кто и решился направить свою волю к совершению добра и если бы он имел даже величайшую ревность к этому, однако ж он ни в чем не будет иметь никакого успеха, как скоро не присутствует с ним Бог и не возбуждает его к дерзновению, не поощряет к терпению и не удаляет из него косность к добродетели. Посему и Павел о тех, коим вверена божественная проповедь, говорит, что «паче всех их потрудихся, и присовокупил наипремудро: не аз же, один, но благодать Божия яже со мною» (1Кор. 15:10). Так и Сам Спаситель говорит святым апостолам: «без мене не можети творити ничегоже» (Ин. 15:5), ибо Он есть наше побуждение, рвение ко всему благому, Он – крепость (наша) и когда пребывает с нами, мы можем хвалиться тем, что устрояем себя «в храм святый» «в жилище Божие» в духе (Еф. 2:21-22). А когда Он уходит и удаляется, как может усомниться кто в том, что мы впадем в бездеятельность, побеждаемые леностью и слабодушием, и отвергнем труд от себя как бесполезный?

Впрочем обрати внимание на то, что некогда подпадшие гневу ради большего непослушания потом устремляются к дому Господню и трудятся в нем, в присутствии с ними Зоровавеля и Иисуса, священника великого. Это событие может служить также прообразом долженствующего быть в последние времена века призвания Израиля. Так как они не послушались вначале, то и остались бесплодными, без росы, хлеба, вина и масла. Подпали также и мечу. Но когда устрашатся наконец пред лицем (Бога) и с благоговением примут слова святых пророков, тогда будут иметь пребывающим с ними Бога всяческих и воздвигнется дух их, будут они трудиться для храма Господня, то есть Церкви. Все это во Христе выражается (осуществляется), как и в Зоровавеле и Иисусе: Он есть царь, как Бог, – а также и первосвященник как человек, и посредник между Богом и людьми, ибо священник посредствует (ходатайствует).

Счел необходимым присоединить также: «в двадцать четвертый день месяца шестого», ясно указывая этим на быструю изменчивость настроения Израильтян. Слово Господне было к ним в месяце шестом, в первый день месяца (Аг. 1:1), а пришли они на труды при храме в двадцать четвертый день месяца шестого, так что на время отсрочки (работ по восстановлению храма) и раздумывания получается число в двадцать три дня.

Толкование на пророка Аггея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 14-15 И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария.

Ст.14-15 И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великаго, и дух прочиих всех людей: и внидоша и творяху дела в храме Господа Вседержителя Бога своего, в двадесять четвертый день месяца шестаго.

Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать соделала их ревностнейшими, и «в двадесять четвертый день месяца» положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие.

Толкование на пророка Аггея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь. И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария

Историческое замечание об успешности первой речи пророка - о начале работ по постройке храма

Простая и безыскусственная, но сильная и убедительная речь пророка произвела желательное действие не только на Зоровавеля и Иисуса, но и на всю народную массу: под названием: «весь прочий народ», евр. кол-шееритгаам, собственно: «весь остаток народа», Vulg. : omnes religuiae populi, - разумеется «вся совокупность той части еврейской нации, которая возвратилась из плена и, в сравнении с прежним народом и государством, действительно могла быть названа «остатком»; выражение это тогда сделалось весьма употребительным, ходячим термином для обозначения (ср. Зах VIII:6) возвратившихся из плена и вообще не погибших в иерусалимской катастрофе и в плену» (Marti, s. 334).

Слово пророка Аггея оказало серьезное влияние на всех его слушателей, заставив их вдуматься в данное через него откровение. Но действие это все-таки не могло быть тожественным в отношении Зоровавеля и Иисуса, с одной стороны, и - народа - с другой. «Прилежно, - говорит блаж. Иероним, - обрати внимание на то, что соответственно двоякому прообразу Спасителя в лице Зоровавеля-вождя и Иисуса-священника (ибо Он Сам есть и Царь, и Первосвященник) в книге не говорится: «убоялись Зоровавель и Иисус», но говорится, что хотя Зоровавель, Иисус и народ внимали словам пророка Аггея, которые суть слова Господа, однако от лица Господа убоялся только народ, то есть одна только толпа, еще не обратившаяся в совершенного мужа» (с. 333).

В ответ на страх и смущение народа (12b) и в предотвращение новых колебаний его в деле постройки храма пророк Аггей торжественно возвещает, ст. 13, народу утешение и ободрение от лица Иеговы, как бы говоря народу: «Не теряйте мужества, Я - ваш содейственник и помощник» (блаж. Феодорит, с. 61). Чрезвычайною важностью момента, необходимостью сразу поднять дух народа, объясняется и несколько необычное в Библии наименование пророка Ангелом Господним, евр. мамах Иегова (употребление этого термина в приложение к пророкам все же нельзя считать вовсе исключительным в Библии, напротив, именем Ангелов названы все вообще пророки в 2Пар XXXVI:15-16; ср. Ис XLIV:26). О неприемлемости распространенного в христианской древности объяснения Агг I:13 в смысле указания на Ангельскую природу пророка мы уже говорили во введении к нашему комментарию.

Увещания и ободрения пророка, а затем особенное, нарочитое действие Божие к поднятию духа строителей, ст. 14, преодолели, наконец, все колебания народа в деле постройки храма, и он деятельно приступил к работам по постройке его, так что началом возобновления этих работ в ст. 15 называется 24-й день шестого месяца, т. е. постройка храма возобновилась всего через три недели после первого выступления пророка Аггея (ср. I:1).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 14-15 И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария.

Иегова будет во всем помогать народу и удалять все препятствия, какие только встретятся на пути к построению храма (ср. Агг.2:4). Ближайшим образом Бог
осуществил свое обетование содействия к делу строения храма чрез то, что он к радостному и добровольному исполнению этого дела: «И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли,и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария», таким образом спустя двадцать три дня после высказанного Аггеем Божия слова касательно этого дела.

Пророк Аггей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible