Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 47:7
И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 3 И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши
Ст. 6-7 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом. И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона
Ст. 10 И благословил фараона Иаков и вышел от фараона
Иосиф велел говорить братьям перед фараоном так: пастуси… и мы и отцы наши, чтобы фараон поселил их в земле Гесем и через это отделены они были от поклоняющихся овцам и тельцам. И фараон сказал Иосифу: «На лучшей земли посели отца твоего и братию твою». Введе же Иосиф… отца своего к фараону, и благослови Иаков фараона… и отыде от него.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона
И благословил Иаков Фараона. То есть приветствовал по обычаю времен (4Цар. 4:29; Дан. 2:4).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Англ. Комм. Библия замечает, что если бы Иаков «поклонился до земли» фараону, по обычаю востока, то об этом упомянуто бы было в Библии, но патриарх с достоинством приветствует фараона испрошением ему благословения свыше. Ленорман (Anciennes civilisations) думает, что фараон, принимавший благословение от Иакова, есть Апепи – один из последних царей-пастырей, удержавших понятие о Едином Боге и, может быть, связанных кровными узами с семейством Авраама. Но другие – между прочим, Cook, – думают, что нашествие пастырей было позже Иосифа. Мы держимся последнего мнения.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-10 И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. И благословил фараона Иаков и вышел от фараона
Аудиенция Иакова у фараона характерна не столько для благородства и великодушия фараона, сколько особенно для истинно-патриархального величия, достоинства и веры Иакова: дважды (при приходе и уходе своем) приветствуя фараона сообразно этикету при дворе восточных царей (ср. 3Цар. 1:31) и, без сомнения, с искренним чувством признательности царю Египта за благодеяния его семье своей, он, однако, держит себя при этом с истинным достоинством патриарха и священника (о преклонении его пред фараоном текст не говорит). Особенно сильно у старца чувство или сознание временного, преходящего значения земной жизни — этого «странствования» (9 ст.), — с чем вместе, естественно, предполагается бытие и крепость у Иакова веры в жизнь загробную (ср. Евр. 6:19).
Обращая взор на пережитое прошлое, Иаков называет 130 лет жизни своей «днями немногими и несчастными» — малы по сравнению с отцом его, жившим 180 лет, и дедом Авраамом, умершим в 175 лет (возможно, однако, что Иаков имеет в виду и раннейших, даже допотопных патриархов). Иаков, живший после сего еще 17 лет, видимо, подобно отцу своему Исааку (Быт. 27:1–2), занят мыслью о смерти задолго до ее наступления.