Скрыть
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Святые отцы

Прочие

Дионисий Ареопагит, сщмч. (†96)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

Принимая такой порядок святых иерархий, мы говорим, что каждое наименование небесных умов показывает богоподобное свойство каждого из них. Так, святое наименование серафимы, по мнению знающих еврейский язык, означает или «пламенеющие», или «горящие», а название херувимы - «обилие познания» или «излияние мудрости». Итак, справедливо в первую из небесных иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет чин высший всех - особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые богоявления и освящения. «Горящими же престолами» и «излиянием мудрости» называются небесные умы потому, что имена сии выражают богоподобные их свойства. Ибо, что касается наименования серафимов, то оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, а также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару. Равно означает оно способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, - всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение. Наименование же херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство преподавать и обильно сообщать другим дарованную им самим мудрость. Наконец, наименование высочайших и превыспренних престолов означает то, что они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной; что они, постоянно возвышаясь над всем дольним, премирно стремятся в горние и всеми силами неподвижно и твердо прилеплены к Существу истинно Высочайшему, принимая Божественное Его внушение во всяком бесстрастии и невещественности. Имя это означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повеления.

О небесной иерархии

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

Вместо ограды окрест рая -

всеобвеселяющий покой,

вместо стен и предградия -

всеумиротворяющий мир.

Херувим, стерегущий рай,

приветлив к блаженным,

обитающим в раю,

и грозен для отверженных,

которые вне рая.

Гимны о рае.

См. также Толкование на Быт. 3:23

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

Чтобы нам знать, на какое расстояние Бог удалил человека от рая, божественное Писание научает нас и этому, говоря: «и изрину Господь Бог Адама, и всели его прямо рая сладости». Смотри, как в каждом обстоятельстве выразилось человеколюбие всеобщего Владыки и каждый вид наказания свидетельствует о великой благости. Не только изгнание было делом человеколюбия и благости, но и то, что (Бог) поселил его против рая, дабы он постоянно скорбел, размышляя ежедневно о том, чего он лишился и до какого состояния довел себя. Но вид (рая), если и возбуждал в Адаме нестерпимую скорбь, в то же время однако доставлял и немалую пользу: постоянное созерцание (рая) служило для скорбящего предостережением на будущее время, чтобы он снова не впал в то же (преступление). Вот как, по большей части, бывает с людьми: пока мы обладаем благами, дотоле не умеем надлежащим образом пользоваться ими; лишившись же их, делаемся умнее, и тогда, наученные опытом, начинаем сознавать свою беспечность, и таким образом перемена обстоятельств дает нам понять то, чего мы лишились и какому злу подвергли себя. Так и повеление изгнанному из рая поселиться вблизи и против него было знаком величайшей заботливости (Божией о человеке), чтобы это воззрение напоминало ему и он отсюда извлекал для себя пользу, и имея сильное желание жить, не дерзнул, как находившийся вне рая, вкусить от древа. Божественное Писание все излагает нам, снисходя к человеческой немощи. «И пристави херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни». Беспечность, какую они (первые люди) показали по отношению к данной заповеди, была причиною того, что так крепко загражден им вход в рай. Подумай, – Человеколюбец не удовольствовался тем, что поселил против рая, но повелел тем силам – херувимам и пламенному «обращаемому оружию» стеречь путь, ведущий туда. Не без цели же (Моисей) присовокупил: «обращаемое», но для того, чтобы научить нас, что совершенно загражден был ему вход в рай, так как то оружие, обращаясь, заграждало все, ведущие туда, пути и непрестанно возбуждало в нем страх и воспоминание.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 18

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

В еврейском тексте смысл совершенно иной, нежели понимается здесь. Потому что там говорится: «Он (то есть Господь) изгнал Адама. И устроил так, чтобы перед раем наслаждения находились херувим и пламенный вращающийся меч, чтобы охранять путь к дереву жизни». Не самого Адама, которого изгнал Бог, Он заставил жить перед раем наслаждения, а херувима с пламенным мечом поставил Он перед воротами рая для охраны входа в него после изгнания Адама, чтобы никто не смог войти.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

И тогда, чтобы Адам не протянул руку к дереву жизни и не стал жить вечно, Бог изгнал его из рая. Верно сказано: изгнал, а не «исключил», дабы стало очевидным, что он сам, тяжестью собственных грехов, вытеснил себя в более подходящее ему место. Так и происходит обычно с дурным человеком, оказавшимся среди добрых, если он не желает перемениться к лучшему: под тяжестью собственного зла он изгоняется из собрания благих людей, причем они не исключают его по его собственному желанию, но изгоняют вопреки его воле.

Поставил Бог херувима и пламенный меч, который вращается и может быть назван обращающимся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Как утверждают толкователи еврейских слов в Писании, херувим по латыни означает полноту знания, а под пламенным мечом обращающимся подразумеваются временные кары, ибо время подвижно и переменяется. Потому и называется этот меч пламенным, что всякое страдание словно жжет. Но одно дело - сжигаться в истребление, и другое дело - сжигаться в очищение.

О книге Бытия против манихеев.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Что означает написанное в книге Бытия: и поставил… Херувимов и пламенный меч обращающийся, чтобы 
охранять путь к дереву жизни?

Подобно тому как дерево, воспринимаемое чувствами,
 является пищей для плоти, так и дерево жизни, кото
рое есть Господь, является пищей и жизнью наших душ.
 Путь же, ведущий к нему, — это добродетели. Его охраняют Херувимы и пламенный меч. Херувим переводится 
как полнота знания: благодаря знанию в нас вселяется
 влечение к Богу, а из-за пламенного меча, то есть различительной способности, уничтожающей дурное, в нас 
поселяется страх. Так вот, путь к дереву жизни охра
няют страх [Божий] и влечение [к Богу]. О мече говорит
ся, что он обращается, ибо всякий раз, когда мы грешим,
он встает пред нашим взором, изобличая нас в нашей 
совести, а когда раскаиваемся — открывает нам путь.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

Велико расстояние [между первым и вторым Адамом]. Ибо первый Адам, введенный в соблазн нечистым духом в виде змея, утратил радость Небесного Царства; второй же Адам, прославленный Святым Духом в виде голубки, отомкнул границы Небесного Царства и явил, что пламя меча, коим едемский страж преградил изгнанному первому Адаму вход в рай, ныне будет погашено вторым Адамом, залитое водой второго рождения. Откуда первый Адам, побежденный врагом, был изгнан с супругой, туда второй Адам, победитель врага, вернется с Церковью святых, как со Своей невестой. Более того, искупленным из греха Отец будущего века и Князь мира дарует награду вечной жизни, а отец века сего и князь раздора, проданный греху, погибнет вместе с родом своим.

Гомилии на Евангелия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

Поставил Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к древу жизни. כרוב Херувим, по изъяснению некоторых евреев, значит כרביא яко отрок (от чего, вероятно, и произошло обыкновение изображать херувимов в образе отроков и младенцев); по мнению некоторых, כרוב есть то же, что רכוב колесница, так как и у Псалмопевца Ангелы называются колесницею (Пс. 67:18) и у Иезекииля Херувимы представляются в образе колесницы (Иез. 10:1-22). По толкованию Филона и многих из отцев Церкви имя Херувима происходит от רב много и נכר ведал и означает существо, одаренное обширным ведением; наконец, по сходству с сирским словом כרבוא крепость, может означать крепкого, и в сем‑то, по–видимому, знаменовании сие имя дается царю Тирскому (Иез. 28:14) и тельчему лицу Херувима у Иезекииля (Иез. 10:14; Иез. 1:10). Пламенный меч, или буквально с еврейского пламень меча, может означать и пламень подобно оружию убийственный, и оружие подобно пламени светлое. Принимая Херувима и пламень оружия за одну вещь, некоторые полагают, что Бог оградил рай вещественным огнем, но вместо сего смешения понятий лучше допустить, что первое означает некоторую духовную силу или существо, а последнее показывает образ явления его человеку.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Замечают, что Моисей употребляет слово, совершенно тождественное с тем, которое обозначало изображения, осенявшие ковчег (Исх. 25:17–20). Херувим есть имя, присвояемое отцами церкви одной из высших степеней служебных духов, предстоящих пред Творцом. Слово Херувим, или Херуб, производят от слова Кероб – близко, т. е. это один из высших Ангелов, находящихся близ Царя вселенной. Талмудисты говорят, что Херувим значит отрок, утверждая, что они обладают красотою юности и чистоты. Гезениус указывает на корень Хараб, или Харам – «освящённый», «неприкосновенный», «закрытый», – как на корень, от которого, по всей вероятности, произошло слово Херувим. Как в скинии, так и в храме Соломона (3Цар. 6:27) Херувимы были изображены как хранители святыни; и в повествовании об изгнании из рая первого человека Херувим является исполнителем Божиего повеления, хранителем доступа к раю, который не уничтожен, но становится для изгнанного смертного святыней, отныне ему недоступной, в которую, однако ж, он может надеяться проникнуть трудом, покаянием и молитвою.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

Заключением всей райской истории служит факт изгнания падших прародителей из рая, с целью, главным образом, лишить их возможности пользования плодами древа жизни.

«И поставил… херувима и пламенный меч обращающийся…» Чтобы окончательно преградить людям доступ в рай, Бог поставляет одного из небожителей - «херувимов», в качестве стражи при входе в рай, и кроме того - посылает особый небесный огонь, выходивший из недр земли и сверкавший наподобие блестящего клинка у вращаемого меча.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

И изрину Адама, и всели его прямо рая сладости: и пристави херувима, и пламенное оружие обращаемо, хранити путь древа жизни

Господь назначает Адаму жилище недалеко от рая, «прямо рая», яснее с еврейского: на восток у рая, – для того, чтобы в виду прежнего блаженного жилища он побуждаем был оплакивать потерю его и свое преступление. Доступ к раю Господь заградил, поставив стражем к нему херувима с пламенным обращающимся мечом. Херувим – это один из ангелов высшего чина. На херувимах, как на колеснице, восседит Господь (Пс. 98:1). Посему в видении пророка Иезекииля они являются в виде колесницы, над которой можно было усмотреть чувственное подобие славы Божией (Иез. 1). Значит, херувимы – благоговейные носители, или как бы престол величия Божия, и служение их Богу состоит в том, чтоб открывать в Нем Высочайшего Царя. Это значение их служения выражено было также в золотых изображениях двух херувимов, поставленных над Кивотом Завета в скинии свидения и в храме Соломоновом: херуви­мы преклоняли над Кивотом свои лица и крылья в знак благоговения к Тому, Кто восседит над ними, как на пре­столе, в качестве Царя избранного народа. Пророк Иезеки­иль у каждого из четырех херувимов, составляющих таин­ственную колесницу, видел по четыре лица и множество очей. Лице орла и человека и множество очей указывали в херувимах многоведение и зоркость, а лице льва и вола крепость и могущество (слич. Апок. 4:7). Вероятно, подоб­ный вид имел херувим, стоявший стражем у рая. Одним видом своим и особенно – пламенным мечом, сверкаю­щим и быстро вращающимся, он наводил страх на человека и держал его вдали от места, вверенного охранению столь необычайного стража. Но для чего эта грозная стража? Бог, без сомнения, мог совершенно уничтожить самый след рая с древом жизни. Но до некоторого времени, может быть, до конца жизни Адамовой или до потопа, Он оставил непри­косновенным рай с древом жизни, конечно для того, чтоб Адам, имея постоянно в виду потерянный рай с живоносным древом, не забывал, какого блаженства он лишился, и чтобы смиренно каялся в своем преступлении. Преступле­ние лишило человека земного рая, но покаяние уготовляло ему место в другом раю, который с древом жизни откроется некогда на новой земле (Апок. 20:2 и др.).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible