Скрыть
И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина

Так как купившие его у братьев были, по своим нравам, люди дикие и грубые и они перепродали его египтянину архимагиру фараона и таким образом сын, воспитанный в объятиях отца, переходил от одних господ к другим, то, чтобы нам не было непонятным, как он, еще юный, не привыкший к такому тяжкому образу жизни, воспитанный дома со всею отеческою любовию, переносил это жестокое рабство, – Божественное Писание присовокупляет: «и бяше Господь со Иосифом, и бяше муж благополучен». Что значит – «бяше Господь со Иосифом»? То, что благодать свыше сопутствовала ему и все трудности делала для него легкими. Она устрояла все, что касалось его. Она и купцов сделала кроткими и расположила продать его архимагиру, чтобы он, мало-помалу идя вперед по этому пути и подвергаясь таким искушениям, мог приблизиться к царскому престолу. И ты, возлюбленный, слыша, что он терпел рабство у купцов, а потом перешел в рабство к архимагиру, подумай о том, как он не смущался духом, не предавался сомнениям в рассуждении себя самого, и не говорил: «как лживы те сны, которые предвещали мне славу! Вот после этих снов рабство и рабство тяжкое; господа у меня переменяются, и я перехожу от того к другому, от другого к иному, и принужден приспособляться к их диким нравам. Уже не оставлены ли мы? Не лишены ли помощи Вышнего?» Ничего подобного он не сказал и не подумал; но все переносил с кротостию и благодушием. «Бяше бо Господь со Иосифом, и бяше муж благополучен». Что значит – «благополучен»? То, что все у него шло успешно; повсюду предшествовала ему благодать свыше, и так ясно проявлялась на нем, что заметил это и господин его, архимагир.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 62

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.2. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.
Ст.2. И бяше Господь со Иосифом: и бяше муж благополучен, и бысть в дому господина своего египтянина.

        Положим, что Лия, как несовершенная по благочестию, говорила: «благо мне, случися»; как же историописатель, повествуя об Иосифе сказал: «бяше муж благополучен»

        Прочти поставленное вначале речение, и найдешь решение. Ибо, сказав: «бяше Господь со Иосифом..., присовокупил: «и бяше муж благополучен..., и продолжает: и бысть в дому господина... Египтянина. Ведяше же господин его, яко Господь бе с ним, и елика творит, Господь благоустрояет» (Быт. 39:2-3). Итак Иосиф во всем был благоуспешен, потому что был с ним Господь. Он благоустроял делаемое Иосифом. Сие же сказал Моисей, повествуя и о заключении Иосифа в темницу: «вся бо быша в руках Иосифовых, занеже Господь бяше с ним; и елика той, творяше, Господь благопоспешаше в руку его» (Быт. 39:23).

Толкование на книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина

И был Господь с Иосифом. Бог и с каждым человеком, по своему вездеприсутствию, но с Иосифом был Он очевидно, являя перст Свой в чудесном ведении его к высокому назначению; непосредственно, вразумлением и укреплением вспомоществуя Сам оставленному всякою земною помощью; благодатно, внутренним благодатным помазанием, врачуя раны внешнего страдания.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. 


Англ. Комм. Библия обращает внимание на употребление священных Имён Божиих в истории Иосифа, которые, совершенно соответствуя цели сказания, доказывают, что разделение Пятикнижия Моисеева на элогистические и иеговистические документы есть предположение новейших писателей, совершенно не оправдываемое чтением Св. Писания. Мы нередко упоминали уже, на основании О. Герлаха и Англ. Библии, что имя Элогим, известное и язычникам, было выражением идеи Высшего Существа, понятие о котором, хотя затемнённое многобожием, жило посреди народов, не удостоившихся особого откровения. Так, в древней Халдее существовало верование о Высшем Существе, которому, однако, не воздавалось никакого поклонения, ибо религиозные обряды относились к целому ряду второстепенных божеств, группировавшихся в триады и считавшихся происшедшими от этого «не имевшего атрибутов Бога». Имя Иегова было имя Бога, вступившего в особые отношения Завета, или договора, если можно так выразиться, с избранным человеком и племенем, от него происшедшим. Читая историю Иосифа, называемую элогистическим рассказом, мы видим, что везде употреблено слово Элогим, исключая те места, где говорится от имени св. повествователя об Иосифе и особом покровительстве Иеговы. Стало быть, зная имя Иеговы, св. повествователь намеренно употребляет слово Элогим, ибо он говорит об отношениях Иосифа к народу, не знавшему Бога Завета и стоявшему к Богу Элогим в общих отношениях всего творения и всех других народов. Замечательно, что Бог, оставляя на время потомство Иакова в Египте и как бы отступая от него до времени чудесного вывода его из Египта, в главе XLVI называет себя в видении Иакову Элогим, давая таинственно знать, что доколе Он снова не проявится под именем Иегова, потомство Иакова будет жить обыкновенною жизнию всех людей. Иаков в благословении сынов своих везде произносит Элогим, но, останавливаясь в изнеможении и переводя дух после благословения Дана, он произносит: «На помощь твою надеюсь, Иегова» (Быт.49:18).

 

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех

Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее причту Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В дому господина», т. е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible