Nuovo Testamento: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 27:17
и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 15-17 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему
Заметь здесь, вместе с любовию, и великую мудрость Ревекки. Выше сказано было, что один (из сыновей ее) был «космат», а другой «гладкий»; поэтому она и одела Иакова, как говорит Писание, в одежду Исава, обложила кожицами, со всех сторон придав ему такой вид, чтобы обман был успешен, дала ему в руки снеди и хлебы, и таким образом приготовила его идти к отцу. Но посмотри опять и здесь, как все это было делом вышней благодати. Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь. Для того именно, чтобы мы не ленились и не оставались в бездействии, (Бог) хочет, чтобы и мы привносили что-нибудь от себя, а затем и Он являет Свое содействие. Не все бывает от помощи свыше, а нужно привнести что-нибудь и нам; и не требует от нас всего (Бог), зная крайнюю немощь нашу, а последуя Своему человеколюбию, и желая иметь какой-либо повод к тому, чтобы показать Свою щедрость, Он ожидает посильных трудов и с нашей стороны. Так было и теперь. Как скоро Иаков и Ревекка сделали то, что нужно было с их стороны, Иаков послушал совета матери, а она исполнила все, что от нея зависело, тогда и благий Господь помог им легко совершить то, что было всего труднее, именно, чтобы дело обмана не открылось Исааку.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 15-17 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
У раввинов было предание, что перворождённые священнодействовали во времена патриархов при жертвоприношениях и имели особую одежду для богослужений, и что эту одежду, хранившуюся у Ревекки, она одела на Иакова.
Шерсть молодых козлят на востоке гораздо мягче и длиннее, чем на севере. В 46 эпиграмме (Lib. XII) Марциал упоминает о шкурах козлят, употреблявшихся римлянами вместо фальшивых волос для скрытия лысины (Англ. Комм. Библия in loco).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-18 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой
Рус. вошел, Евр jabo; слав. внесе — по-греч. ἐισήνεγκεν. Исаак обставил предстоящее благословение тайной, и с большой недоверчивостью встречает Иакова: спрашивает об имени его (18 ст.), о причине скорого возвращения (20 ст.), предлагает поцеловать себя, вероятно, с целью осязать Иакова (26 ст.).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.
Ст. 11-17 Рече же Иаков к Ревекце матери своей: Исав брат мой есть муж космат, аз же муж гладкий. Да не како осяжет мя отец мой, и буду пред ним яко презираяй, и наведу на себе клятву, а не благословение. Рече же ему мати: на мне клятва твоя, чадо, точию послушай гласа моего, и шед принеси ми. Шед же и взя и прннесе матери, и сотвори мати его снеди, якоже любляше отец его. И вземши Ревекка одежду Исава сына своего старейшаго добрую, яже бысть у нея в дому, облече оною Иакова сына своего меншаго, и кожицами козлячими обложи мышцы его и нагое выи его, и даде снеди и хлебы, яже сотвори, в руце Иакову сыну своему
На предложение матери Иаков не вдруг согласился. Он сказал ей, что Исав «космат», т. е. покрыт волосами, каким он и родился (Быт. 25:25). Иаков справедливо опасался, что, если он явится к отцу своему под именем Исава, слепой Исаак посредством осязания легко откроет подлог и тогда вместо благословения поразит обманщика проклятием. Но Ревекка сказала Иакову: на мне клятва твоя, по уверенности, что клятвы никакой не будет, что предопределение Божие о преимуществе младшего брата пред старшим непременно должно исполниться. Уверенность ее оказалась не тщетною; отец принял Иакова за Исава и благословил его. Замысел Ревекки удался; но для того, чтобы Ревекка, устроившая это дело посредством обмана, не дерзала думать, что обманывать для достижения доброй цели не грешно, что цель освящает средства, она была наказана от Бога тем, что вскоре по благословении Иакова должна была расстаться с ним, проводить его на чужую сторону, где он прожил 20 лет, и продолжая терпеть огорчения от жен Исава, лишена была того утешения в своем горе, какое могла бы иметь от присутствия любимого своего сына, – и умерла, не дождавшись его возвращения. – По внушению Ревекки Иаков выбрал из стада двух «мягких [молодых] и добрых козлят»; кожею их она покрыла ему руки и шею, а из мяса изготовила кушанье для Исаака. Без сомнения, для приготовления кушанья потребовалось не все мясо двух животных, а только лучшая часть его. А для того, чтобы кушанье из домашних животных могло походить на кушанье из дичи, вероятно употреблены были какие-либо приправы к нему.