Скрыть
А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 10-29 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники

Ясно, что законом самим никто не оправдывается, так как нет никого из праведников, большего или меньшего, который не был бы преступником закона и не подлежал бы проклятию закона; ибо, опять говорит, праведный от веры жив будет (Авв. 2:4). Закон же не от веры животворит, но исполнивший это (заповеди закона) жив будет этим (Лев. 18:5). Христос нас искупил от проклятия закона, ибо, придя (на землю), претерпел за нас проклятие: проклят, сказано, всяк висящий на древе (Втор. 21:23). Теперь же, поелику благословение Авраама чрез Евангелие Христово достигло до язычников, почему не спешите с радостью принять благословение Духа, обещанное Аврааму чрез веру, которая прежде оправдала Авраама? - Приводит в речи своей пример, что, как завещание утвержденное не отменяется, и не прибавляется какое-либо другое постановление сверх того, что положено в нем, - так и Аврааму изречено обетование: не ему и семенам его многим, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому и семени его (Одному), Кто есть Христос. Итак, этого обетования, которое подобно завещанию утверждено было у Бога, от - самых дней Авраама, закон, бывший после четыреста и тридцати лет, не может отменить, и сделать бездейственным обетование. Ибо если, как утверждают ваши новые учители, по закону наследство, то уже не по обетованию, как сказал сам Бог. Но мы знаем, что Аврааму чрез обетование даровал Бог, а не чрез закон, который преступников ради положен был, чтобы он своими установлениями мог подготовлять людей до времени, то есть - доколе не пришло семя, которое обетовано, в присутствии сонма Ангелов, рукою посредника. Но посредничество Ангелов было не в одном лице; Бог же, бывший среди них и давший это обетование, один был, который не изменяется. Итак, закон - не против обетований Аврааму, ибо если бы дан был закон могущий оживотворить, то упразднено было бы обетование. Но заключило Писание исполнителей закона под грех, дабы обетование от веры Иисуса Христа дано было не делающим (дела закона), но верующим. Однако же не совсем бесполезен был закон, но был для нас стражем от грехов, благодаря своим прещениям и наказаниям. Заключены были - разумей: сохраняемы были для той веры, которая уготована была для откровения нам. Итак, закон детоводителем нас был, поелику вас, укрощенных и усмиренных, приводит к вере во Христа, которая оправдывает нас. Но когда пришла вера, уже не у детоводителя мы, то есть под законом; ибо все мы сыны Божии чрез веру Иисуса Христа, а не прежние рабы, угнетаемые под игом закона. Все, кои во Христа крестились и веруют, что облеклись во Христа, - не только освободились от проклятия закона, но и приняли как бы другой образ, хотя и остались теми же по естеству. Итак после прощения в крещении нет уже Иудея надменного, ни язычника отверженного, ни раба слабого, ни владыки горделивого, ни мужчины по власти своей и женщины с подчинением своим: ибо все вы одно есте во Христе Иисусе. Если же вы принадлежите Христу, Который от Авраама, то семя Авраамово вы, ставшие наследниками обетования.

Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 3:1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе

«А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им». «Закон, – говорит, – требует не только веры, но и дел; благодать же чрез веру спасает и оправдывает». Видишь ли, как он доказал, что держащиеся закона подверглись проклятию потому, что невозможно выполнить его? Но каким образом вера имеет эту силу оправдывать? Это он возвестил раньше, и доказал это с большою силою. Так как закон был бессилен привести человека к оправданию, то и найдено другое достаточное средство – вера, которая невозможное по закону делает возможным собою. Итак, если и Писание говорит, что праведный верою жив будет, отрицая спасение через закон, и если Авраам получил оправдание верою, то ясно, что сила веры велика. Итак, ясно, что не пребывающий в законе – проклят, а пребывающий в вере – праведен. «Но чем ты можешь доказать нам, – скажет кто-нибудь, – что то проклятие более уже не существует? Ведь Авраам был прежде закона, а мы, однажды подпав под иго рабства, сами себя подвергли проклятию: кто же разрушил это проклятие?» Смотри, с какою поспешностью он идет навстречу этому возражению, хотя для этого, конечно, было достаточно и ранее сказанного. В самом деле, как может подлежать проклятию тот, кто был однажды оправдан, и умер для закона, и получил новую жизнь? Однако он не довольствуется всем этим, но еще и другим образом доказывает это, написав: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13; Втор. 21:23). Да еще и другой клятве подлежал народ, как сказано: «Проклят, кто не исполнит слов закона сего» (Втор. 27:26). Но что из этого? Пусть народ подлежал этому проклятию, потому что он не исполнял его постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: «проклят всяк, висящий на древе». А так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою, между тем, желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженною) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную. И подобно тому как кто-нибудь невинный, решившись умереть вместо осужденного на смерть, этим избавляет его от смерти, – точно так же сделал и Христос. Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного, – потому что Он не совершил греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Итак, подобно тому, как умерший за тех, которые должны были умереть, освобождает их от смерти, точно также и принявший на Себя проклятие освободил от проклятия.

Толкование на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им

Показав, что закон подвергает проклятию, а вера сообщает благословение, теперь говорит, что и оправдывает только вера, а не закон, и приводит слова Аввакума: праведный верою жив будет (Авм. 2:4), а не законом. Ибо закон требует не только веры, но и дел. Хорошо также сказал: пред Богом, потому что у людей могут казаться праведными те, которые держатся закона, каковы фарисеи, выставляющие себя праведными пред людьми. Так как закон по причине своей невыполнимости не оправдывал, а подвергал проклятию, то явилась благодать, показывающая легкий путь - веру, посредством которой оправдываясь, мы получаем благословение. Итак, доказано, что вера сообщала благословение и оправдание не только до закона, но еще более и после него.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Закон же несть от веры: но сотворивый та человек жив будет в них (см. также: Лев. 18:5; Неем. 9:29; Иез. 20:21).

Закон же не такого свойства, как вера. Или: а закон не от веры обещает живот, но говорит: сотвори и жив будешь. Это говорит он о законе самом по себе, отдельно от веры. Как пред сим говорил он о законе в полном его учреждении с семенем веры, в нем сокрытой и его восполнявшей; так теперь говорит о нем одном без веры. Сам по себе закон «твердит одно: соблюдай закон и жив будешь. Кто не соблюдает, осуждается; ибо допустил то, о чем знал, что того избегать должно» (Амвросиаст).

Таково существо всякого закона. Того же требует и гражданский закон, того и закон совести, того и писанный закон. И всякий закон - потому закон, что требует исполнения и налагает обязательство к тому. Все внешние законы прицепляются к закону совести; совесть же Бог в творении неразрывно сочетал с сознанием и чувством, так что нет человека, который бы не чувствовал голоса, внутри его повторяющегося: сотвори и жив будешь. Как нет притом никого, кто бы искренно сознал себя во всем правым, то нет никого, кто бы не искал оправдания вне себя. Доказательство сему устройство всех религий на земле. Такое Бог даровал устройство естеству нашему духовному, чтоб в себе самих мы чувствовали непрестанный позыв прибегать к покрову Господа, нас оправдавшего крестною смертью.

Внимание Апостола ограничивается одним ветхим законом Моисеевым, потому что о нем речь. Настоящий стих не дает новой мысли, а только поясняет предыдущую. Ветхозаветная экономия спасения, по духу своему, вообще говорит: праведный от веры жив будет; а закон, один, отделившись от веры, твердит: сотвори и жив будешь. Сотворить же всего законного никто не в силах; и остаются таким образом одного закона держащиеся без возможности достигнуть живота. Он как бы говорит галатам: вот куда вы попали, склонившись на подчинение закону!

Где же убежище? Вот где:

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им

Это означает, что, исполняя закон, человек не умрет, а жить будет в настоящем. Но праведность, которая через веру, оправдывает людей перед Богом, чтобы обрели они награду будущей жизни.

Вопросы Ветхого и Нового Завета

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою

Русский перевод 11-го стиха не может быть признан точным, потому что эллиптическое dhlon (подразум. estin) хотя иногда и относится к предыдущей мысли, но нигде не является позади частицы oti или wV, управляющей этим предыдущим предложением. Здесь это является тем невозможнее, что за dhlon есть еще частица oti, которую уже необходимо ставить в зависимость от dhlon. Затем, если принять, что вторая половина 11-го стиха представляет доказательство мысли, заключающейся в первой, то это принятие будет неосновательно, потому что во второй половине речь идет о «жизни», а не об «оправдании» - эти два момента не совпадают между собою. Естественнее будет, если мы вторую половину 11-го стиха и стих 12-й признаем вставочными предложениями и, по выделении их, составим такой период из 11-го и 13-го стихов: «а так как (oti de - по-русски: что) в границах закона никто не будет оправдан у Бога, то Христос выкупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием». Вводные же предложения нужно будет начать частицею dhlon имеющею здесь значение: «очевидно, самопонятно», следующую же частицу oti - следует перевести по-русски «что» (а не «потому что», как в русск. тексте). Ап. хочет сказать: «ведь вам теперь уже из того, что сказано выше (Гал. 2:16 и сл.), видно, что праведный жив будет вследствие веры своей, а не вследствие того, что он будет исполнять дела закона (Ап. говорит здесь словами прор. Аввакума (Авм. 2:4), на которые он уже, вероятно, в беседах с Галатами неоднократно ссылался). Если же иудействующие настаивают на том, чтобы при вере, которую они, конечно, не могли отрицать как условие оправдания, соблюдался еще и закон, то Ап. идет против такого соединения столь разнородных элементов: закон не по вере, т. е. не может иметь своим жизненным руководящим началом веру. Он требует, главным образом, исполнения своих предписаний, для того чтобы человек мог получить жизнь (Лев. 18:5). - Таким способом Ап. доказал правильность выставленного в начале 11-го стиха положения. Теперь стало вполне понятным и заключение, какое Ап. делает в 13-м стихе. Христос искупил нас, Иудеев, от проклятия, каким карал нас закон, как своих подданных, за неисполнение его предписаний. Для этого Он Сам пострадал, принял на Себя проклятие от Бога, как от Высшего Судии людей. При этом Ап. ссылается на постановление Моисеева закона, в котором есть намек на смысл пригвождения Христа ко кресту (Втор. 21:23). У евреев было в обычае некоторых особо тяжких преступников, после побиения их камнями, вешать, на страх другим, на дереве. Но к наступлению ночи такие преступники должны быть снимаемы с дерева, чтобы не была осквернена земля Господня (ср.: Нав. 10:26; 2Цар. 4:12). Если Господь висел на древе крестном уже умершим, то тем самым в сознании Иудеев Он являлся «проклятым», отверженным от общества Израильского и от Бога. - Но если Христос Своею смертью искупил Иудеев от проклятия, то Он при этом имел в виду и то, чтобы язычники также получили благословение Авраама. Как же это могло случиться? Очень просто. Искупление Израиля от проклятия было вместе с тем и освобождением его от дальнейшего подчинения Моисееву закону, так как «быть под законом» (Гал. 4:4 и сл.) значило то же, что «быть под клятвою» (Гал. 3:10). Только освобожденная из границ закона религия Израиля могла стать религиею всего мира, потому что закон именно изолировал Израиля и его религию от других народов. Теперь, когда требования закона исполнены Христом, закон уже не держит в своих узах Израиля и данные ему в Аврааме обетования, и они могут делаться достоянием всего человечества. Теперь исполняется, в частности, и та заветная мечта всех христиан из язычников, чтобы иметь у себя обетованного Духа Святого с Его дарами (2-5 ст.). В этом получении даров Св. Духа мы все - Ап. разумеет здесь христиан как еврейского, так и языческого происхождения - мы все и принимаем те обетования, какие были даны Аврааму. Ведь к язычникам нельзя же в буквальном смысле относить те обетования, какие были даны Аврааму (о многочисленном потомстве, о земле Ханаанской). Таким образом, в последнем выражении 14-го стиха Ап. дает ясный ответ на поставленный им во 2-м стихе вопрос: каким способом получили Галаты Духа - через исполнение дел закона или через веру? Очевидно через веру, потому что и самый закон со времени крестной смерти Христа перестал иметь значение руководящего начала человеческой жизни.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 3:7

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

10. а все, утверждающиеся на дедах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор. 27:26).

11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет (Авв. 2:4).

12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им (Лев. 18:5).

13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23)

Раскрывая учение о ненужности обрядового Моисеева закона с отрицательной стороны, Апостол показывает его тяготу, заключающуюся в проклятии, которому подвергается неисполняющий его, а также недостаточную силу для полноты спасения и ограниченность благотворного действия только на всецело исполняющего закон; тогда как по вере подается спасение легко всем, о чем были многие пророческие предсказания, из коих и Апостол приводит несколько выражений. И вся история Еврейского народа показывает, что когда они были верны закону, Бог благоволил к ним, а когда отступали, – были подвергаемы разным казням. С особенною выразительностью о казнях этих говорится во Второзаконии. Чрез жертвы были определены и способы избегнуть кары закона, поэтому жертв предписывалось множество и в великом разнообразии; причем, однако, сущность учения о жертвах заключалась в их прообразовательном отношении к жертве, принесенной Собою Христом, веруя в Которого и спасался приносящий жертву. Таким образом, и здесь спасающею была вера, а закон был только мерилом воздаяния, тяжелым игом, наложенным на избранных не по вере их, а по неверию, или иначе, по случаю нередких опытов их отступничества. И теперь сила греха та же, она отнимает благословение и навлекает наказание; но сущность новозаветного учреждения состоит в том, что Иисус Христос, распявшись за нас, взял на Себя ответственность за грехи верующих, посему жертвы и все обряды, соединенные с ними, теперь не нужны. Теперь, аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа Праведника, чего закон не давал и потому прежде был бессилен, а теперь и совершенно не нужен (1Ин. 2:1). Блаж. Иероним пишет: «Христос един за всех умре (2Кор. 5:14). Если за всех, то и за Моисея и за всех пророков, из которых никто не мог истребить древнее рукописание, написанное против нас и пригвоздить его ко кресту (Кол. 2:14). И они оправдались и спасались верою». «Может иной быть праведным, но однако-ж не быть живым, пока не воспримет веры во Христа, Который говорит: Аз есмь живот (Ин. 11: 25). И подобно тому, как сказано: праведный от веры жив будет, чистый от веры жив будет, мудрый от веры жив будет, мужественный от веры жив будет, в противность тем, которые, не веруя во Христа, думают быть и крепкими, и мудрыми, и воздержными, вообще праведными. Да ведаем, что никто не может быть жив без Христа, без Которого всякая добродетель не беспорочна». «И никого не должно смущать то, что Христос сделался за нас клятвою. Спаситель от полноты божества уничижил Себя до приятия зрака раба (Флп. 2:7). Но уничижение Господа нашего есть слава наша. Он умер, чтобы нам жить. Он стал клятвою, чтобы благословение на нас низошло и почило в нас». А св. Иоанн Златоуст говорит: «как кто-нибудь не подлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавит его от смерти, так поступил и Христос, принявший на Себя проклятие и освободивший от него. А закон говорил: сотвори и жив будеши, а так как всего, что предписано было в законе, никто не мог исполнить, то все подлежали наказанию, от которого и пришел освободить Христос по вере в Него, как посланного Богом, Отцом Спасителя».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.


     Поэтому-то законом никто не мог оправдаться перед Богом. Еще в Ветхом Завете сказано было пророком Аввакумом, что ревнитель закона праведный своею жизнью (Флп. 3:6), не за дела закона получал жизнь, оправдание от Бога, но за веру, и по вере в Бога (Авв. 2:4-12). Закон же Моисея, как и всякий закон, указывает оправдание в себе, исполни в точности все написанное, и получишь оправдание от Бога, жив будешь чрез это (Лев 18:5). Но будешь искать оправдания в законе, поддашься проклятию.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible