Скрыть
Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-4 Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет

LХХ: Живу Я, говорит Адонаи Господь, – не будут более говорить притчу эту в Израиле; ибо все души – Мои. Как душа отца, так душа сына – Моя. Души, которая согрешит, та умрет.

Что означает: живу Я, говорит Господь, и притча или поговорка, об этом подробно мы выше сказали: ее не будут говорит в Израиле, а у тех, которые не имеют познания о Боге и не могут усматривать истину. Все души, говорит, – Мои, по сотворению, а пе по заслуге, как назывался человеком Божиим Моисей, о котором написано: „молитва Моисея, человека Божия“ (Втор. гл. 33), и Илия, который сказал начальнику пятидесяти воинов: аще человек Божии аз есмь, то да снидет огнь с небесе на тебя и на пятьдесят мужей (4Цар. 1, 12). Но человек греха и сын беззакония не называется человеком Божиим, подобно тому как рабом и слугою Божиим называются те, о коих нельзя сказать: всяк, творяй грех, раб есть греха (Ин. 8, 34). И еще: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть (2Петр. 2, 19). Подобно тому, как грехи детей не вредят отцам, так и грехи отцов не обращаются на детей, но душа, которая согрешит, та умрет, – не чрез уничтожение существа, а вследствие [прекращения] общения с Тем, Кто говорит: Аз есмь живот (Иоанн. 14, 6). И в другом месте говорит: всяк, живый и веруяй в Мя, не умрет во веки (Иоанн. 11, 26), и: аминь, аминь глаголю вам, аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имат видети во веки (Иоанн. 8, 31) Ибо живот наш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 3), так как мы будем жить, когда Христос, жизнь наша, явится во славе, и исполнится написанное: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Иоанн. 5, 24). А то, что говорится Валаалом: да умрет душа моя в душах праведных (Числ. 23, 10), имеет тот смысл, что он желает умереть для мира и греха и жить с душами праведных, которых жизнию служит Христос и которые могут петь: благоугожду пред Господем во стране живых (Пс. 114, 8). Ибо несть Он Бог мертвых, но Бог живых (Матф. 22, 32). И если Валаам, как это вероятно, означает в переводе на наш язык суетный народ, то очевидно, что бывший прежде суетным народ языческий желает иметь общение с душами праведных, Авраамом, Исааком и Иаковом, которые называются εὐθεῖς, то есть правыми и праведными. Поэтому и книга Бытия от их названия получила наименование 1).

Толкование на пророка Иезекииля

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Ст. 2-3 сыне человечь, что вам притча сия на земли израилеве, глаголющым: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Живу аз, глаголет адонаи Господь, аще будет еще глаголема притча сия во израили

Что значит сказанное: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины беша?

Знай, наилучший, что слова: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины беша, - это не определение Писания, но приговор по суду нечестивых Иудеев. Сами греша более предков, думали они, что терпят наказание за них, и сказали это. Божественный же и неподкупный Судия, представляя, что не за других, а за себя самих несут они наказание, сказал: живу Аз, глаголет Господь, аще будет еще глаголема притча сия (3), которую вымыслили Иудеи, обманывая себя и слушающих, потому что каждый умирает за свой грех. Душа, яже согрешит, та умрет.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 18:1-4 И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет.

Иным кажется, что пророчество переходит к другому предмету, но можно видеть, что изрекаемое здесь согласно со сказанным выше. Поскольку, упомянув о беззаконии Седекии, предвозвестил, что будет владычествовать над вселенной произошедший из царского семени, то по необходимости научает народ не употреблять более обвиняющей Бога в несправедливости притчи, будто бы, когда «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», или, по переводу Симмаха, у детей скрипели зубы. Ибо, говорит Бог, вот, тогдашние цари были беззаконны, но семя их овладеет вселенной. Ибо не потерплю, чтобы, когда прегрешили отцы, отчет требовался с детей, потому что Я – владыка тех и других, о всех прилагаю одинаковое попечение, «все души – Мои», душа согрешающая сама за себя понесет наказание. Потом научает нас, сколько видов имеет правда, как возможно и жизнью насладиться, и освободиться от наказания.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле

“Живу Я” - клятва свидетельствует о важности предмета: дело идет о чести имени Божия. - “Не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле”. Бог убедит своими судами в правде Своего мироправления. Пророк Иеремия обещает уничтожение этой пословицы только в дни нового завета (XXXI:29, 31).

1) По мению иудеев, с которым здесь соглашается и бл. Иероним, указания на книгу праведнго или праведных в Нав. 10, 13 и в 2Цар. 1, 18 относятся к книге Бытия. Такое же мнение высказывает бл. Иероним в толк. на прор. Исаю гл. ХLIV (Твор. бл. Иеронима в русск. перев. ч 8, стр. 195).
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible