Скрыть
и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-14 Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание ее, и падет, и вы вместе с нею погибнете; и узнаете, что Я Господь

Ст. 18 и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?

И навергу бурю разоряющую с яростию. И раскопаю стену, юже помазаете, и падется: и положу ю на землю, и открыются основания ея. Пророк восстает на лживых пророков, которые выдавали за истину свои гадания, и присовокупляет: горе сшивающим возглавийцы под всякий лакоть руки. Это были чародейные привески, привязываемые к рукам, при помощи которых, гадая по рукам, давали ответы спрашивающим, как делают прорицатели и чародеи. И сотворяющим покрывала над всякую главу всякаго возраста, еже развратити души, чтобы вовлекаемые в заблуждение не старались видеть, и не видели ни себя, ни истины.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-23 Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь. Посему так говорит Господь Бог: вот, Я - на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтобы они прилетали, и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы прилетали к вам. И раздеру покрывала ваши, и избавлю народ Мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узнаете, что Я Господь. За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей, - за это уже не будете иметь пустых видений и впредь не будете предугадывать; и Я избавлю народ Мой от рук ваших, и узнаете, что Я Господь

Выше божественная речь была направлена к пророкам, обмазывавшим стену глиною, которая не имела мякины; и никакой прочности не могла придать стене или ограде. Теперь повелевается обратить или направить и, как перевели LХХ, утвердить лицо свое против дщерей народа-пророчиц. Но как в противоположность пророкам другие лжепророки вдохновлялись духом диавольским, чтобы ниспровергать заповеди Божии, так, в противоположность пророчицам, каковы были Деввора и Олда и в Деяниях Апостольских (гл. 21) четыре пророчествующие дочери Филиппа благовестника, другие того же пола вдохновлялись духом бесовским, в числе коих были Приска и Максимилла, которые ложным предвещанием ниспровергали доверие к истине. О них евреи говорят, что оне обладали волшебным искусством некромантии и прорицательным духом, какова была та, которая, по-видимому, вызвала дух Самуила (1 Цар. гл. 18), и в Деяниях Апостольских (гл. 16) та, предвещание которой доставляло большой доход господам [ее] и из которой поведением апостола Павла был изгнан нечистый дух. Но мы так можем сказать, что одни из еретиков в ложных своих учениях провозвещают истину. К числу их принадлежали Пифогор и Зенон, от которого [происходят] стоики, браманы индийцев и гимнософисты ефиоплян, приписывающие своим соплеменникам чудесные действия вследствие воздержания в пище. И справедливо называются они обмазывающими стену и обещающими некоторую твердость; но так как они не имеют приправы Христовой, то тщетен их труд и созидание их погибнет. Ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася (или трудятся) зиждущии (Псал. 126, 1). Другие же, учители чувственных наслаждений и сладострастия, называются сшивающими подушечки и подкладывающими их под всякий локоть руки, [каковы] эпикурейцы и пирронийцы, а у нас Иовиниан и Евномий, которые говорят: да ямы и пием, утре бо умрем (1Кор. 15, 32). Итак пророку повелевается обратить или утвердить лицо свое на дщерей народа своего. Прежде всего следует сказать о том, что означает обращение или направление и утверждение лица: это именно то, что написано о Господе: лице Господне на творящие злая, еже потребити от земли память их (Псал. 33, 17). Ибо как тает воск от лица огня, так погибают грешники от лица Божия (Псал. 67). В этом смысле у этого же самого пророка говорится: сын человеческий! утверди лицо твое на Феман и Даром и Нагев (ниже 20, 46); и опять: было слово Господне ко мне говорящее: сын человеческий! утверди лицо твое на сынов Иерусалима (21, 2); и немного спустя: было ко мне слово Господне, говорящее: утверди лицо твое на сынов Аммоновых (25, 2); и снова: утверди лицо твое на Фараона, царя египетского (29, 2); и еще: сын человеческий! утверди лице твое на Гога и Могога (38, 2); и в другом месте: утвержу лице Мое на человека того, и положу его в погибель и в потребление, и извергу его от среды людей, и увесте, яко Аз Господь (14, 8). Итак горе этим ересям и этим учениям, которые, обещая покой, обольщают всякий возраст и пол, чтобы уловлять души несчастных и бесславить Меня пред народом Моим, признавая Меня любящим чувственные наслаждения, и это не за гомор и не за полугомор ячменя, как читаем у Осии (3, 2), но за горсть ячменя, которым питаются бессловесные животные, и за кусок хлеба, – не за целый хлеб и не за целостные свидетельства Писаний, но за раздробленные чрез еретическое искажение и за урезанные и умаленные, чтобы обольщать всех святых и увлекать в смерти и стараться дать жизнь чрез ложные обещания. Поэтому благой и милосердый Бог не истребляет самих пророчиц, а разрывает подушечки их, которыми подобно сетям уловляются летающие души, чтобы последние имели полную возможность летать, когда те будут разорваны. И раздерут покрывала или возглавия, на которых покоится главенствующая сила души и которыми покрывались головы обольщенных, между тем как апостол учит (2 Кор. гл. 3), что головы мужей не должны быть покрытыми, но должно с открытым лицом взирать на славу Господню. Ибо вы, говорит, ложным страхом сокрушали души служащих Богу и чрез лживые обещания держали нечестивых в заключении, чтобы они чрез покаяние не получили жизни, погубленной ими. Поэтому вы не будете иметь пустых видений и Я не назову вашу ложь пророчествами, а волхвованиями, о которых написано: несть вражбы во Иакове, ниже волхвования во Исраили (Числ. 23, 23), и избавлю народ Мой от рук ваших, и на деле узнаете, что Я Господь, который спас погибших.

Толкование на пророка Иезекииля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 13:17-18 Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?

Симмах перевел сие яснее, сказав так: «горе сшивающим подлокотники под всякий локоть руки, и делающим подушки под голову людей всякого возраста для уловления душ». Иносказательно же давал сим Бог разуметь успокаивающие и обнадеживающе речи, потому что подушки и подлокотники доставляют успокоение и отраду членам, под которые подкладываются, а равно и обнадеживающие слова, когда они и лживы, на время приятно щекотят слух, производят же в душах совращения всякого рода. Так и лжепророчицы, прорекая по-видимому доброе, народу причиняли душевный вред, а себе приобретали корысть. Сие и дал разуметь Бог, сказав: «Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?»; развращая народ и делая отступниками от Бога, привлекали к себе народное внимание. Потом показывает ничтожность приобретаемой ими выгоды.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души

“Чародейные мешочки”, слав. “возглавийцы”. По евр. только здесь встречающееся слово “кесатот” сродно с ассир. “касу”, “связывать”, “заклинать”, по мнению большинства толкователей разумеются какие-то повязки, которые носили сами (ср. ст. 20: “вырву их из под мышц ваших”) лжепророчицы-волшебницы на изгибах руки (локтях или под мышками - евр. слово не определяет) в качестве знаков своего достоинства и потому что они давали будто им силу над демонами. Что касается “покрывал”, то их ворожеи, вероятно, набрасывали на головы посетителей, может быть чтобы те не видели их чародейных жестов и чтобы не могли удостовериться в отсутствии мнимых явлений умерших. Прибавка “для головы всякого роста” показывает, что эти покрывала спускались с головы до самой земли, почему на разные росты требовались покрывала разной длины и пророчицы в виду этого имели большой выбор их. Упоминаемые здесь мешочки и покрывала сопоставляют с ефодом, который служил, вероятно, как бы покрывалом, чехлом для идола (терафима), так и жреческим облачением, причем предполагалось, что сила идола переходит на это покрывало и передается жрецу. Сопоставляют также упоминаемые здесь предметы с тефилинами и талифами, “хранилищами и воскрилиями” позднейшего Иудейства (Мф XXIII:5). По другим (блаж. Феодорит), здесь просто метафора, взятая от женских работ и означающая льстивые и успокаивающие предсказания лжепророчиц, закрывающие глаза народа на приближающуюся кару Божию. Едва заслуживает упоминания не оправдываемое контекстом мнение Гэферника, что “кесатот” - ковры или диваны с двумя спинками для каждого локтя, на которых пророчицы, изящно закутанные в покрывала, предавались похоти. - “Чтобы уловлять”, слав. “развращати”, “души”, т. е. вести к погибели ложными предсказаниями. Но в этом выражении может заключаться и намек на вызывание душ умерших. - “Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души”? С евр. букв. “уловляя души народа Моего, не оживляете ли вы свои души”, т. е. не снискиваете ли себе этим средства пропитания, как и в слав.: “душ снабдеваху”, ψυχὰς περιεποιου̃ντο; ср. в ст. 19: “за горсть ячменя и за куски хлеба”.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible