Скрыть
Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь»* не открылся им; //*Иегова.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь»* не открылся им; //*Иегова.

[И явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог Сый их, и имене моего Господь не явих им.]


Вопрос 15. Что значит сказанное: «имене Моего Господь не явих им»?  


Моисей извещает, какой чести и какого благоволения сподобил его Бог. То имя, которого не явил патриархам, сделал известным ему, потому что изрек ему: «Аз есмь Сый» (Исх.3:14). Имя же Его называется у евреев неизреченным. Ибо запрещается произносить оное устами, пишется же оно четырьмя буквами, почему и называют его четверобуквенным. Оно же начертано было на золотой дщице, которая привязана была к головной повязке и возлагалась на чело архиерею. Самаряне выговаривают оное Иаве, а иудеи - Аиа.

Толкование на книгу Исход

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 3-5 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой

Бог милостиво говорит с Моисеем: во-первых, о том, что Он являлся патриархам Аврааму, Исааку и Иакову, будучи Богом их как тогда, так и теперь, хотя им, как Моисею, не явил имени Своего Господь, потому что Моисею нужно, так сказать, большее уверение в всемогуществе Божием по самому его служению; во-вторых, о том, что Он поставил с ними завет – дать им в наследие землю Ханаанскую, в которой они были пришельцами и жили значительное время; и, в-третьих, о том, что Он вспомнил теперь об этом завете, услышав стенание Израиля в рабстве египетском, и потому хочет освободить народ Свой из этого рабства, вывести из Египта, принять его Себе в люди и быть ему Богом и ввести в землю, над которой уже простерта рука Его, для того чтобы дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и что Он дает теперь им эту землю в наследие. Как верен Бог в Своих обещаниях! Явившись Аврааму, Он говорил, что даст ему землю Ханаанскую в наследие, но что это исполнит Он не теперь, а чрез четыреста лет, и в течение этого времени израильтяне много пострадают (чрез четыреста же лет войдут сюда с большим имением), что теперь этого Он не сделает потому, что не исполнились еще грехи аморреев, живущих в земле Ханаанской. Израильтяне действительно вышли из Египта чрез четыреста лет, быв долго в рабстве, и вышли с большим имением, обобравши египтян.

Дневник. Том I. 1856

Евсевий Кесарийский (†339)

Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им

У семидесяти [толковников] говорится: «Я явился Аврааму, и Исааку, и Иакову, будучи Богом их», а у Акилы: «Я увиден был Авраамом, и Исааком, и Иаковом в Боге сильном», посредством чего он ясно показывает, что не Сам, Иже над всеми, Бог, Един Сущий, явился Сам Собой, не как Моисею и отцам, в образе ангела, или тернового куста, или огня, а «в Боге сильном», возвещающем, что чрез Сына и отцы видели Отца, согласно сказанному Им в Евангелиях: видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9), ибо в Нем и чрез Него открывалось познание Отца. Но это произошло, когда Спаситель людей явился и был видим в образе человеческом, и Он дал боголюбцам залог грядущего Его для всех спасения , приходящего от Того. Когда же Он намеревался карать нечестивых и наказывать египтян, Он являлся еще не «в Боге сильном», но в образе ангела, служителя мщения, и в образе огня, и пламени, еще не собирающегося пожрать их по причине диких и терновидных зарослей. Ибо говорят, что терновый куст означает дикое, жестокое и немилостивое иго египтян, а огонь - настигшую их карающую силу.

Доказательство в пользу Евангелия

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им

Бог богов есть Господь Христос. Он вместе с Отцом и Духом Святым истинно называется Богом богов, хотя это имя не слишком подходит Божеству, но человеческий язык, как мы уже сказали, не может выразить Его высоты. Ведь «Бог» на греческом языке значит «страх», и, поскольку одного Его надо бояться, глагол перешел в имя. Ибо сказано в Книге Исход: «Имя Мое Адонаи Я не открыл им», - чтобы мы знали, что имя тайное, так что даже избранным служителям оно неизвестно. Итак, Он говорил через пророков, через апостолов и, что действеннее, - чрез Себя Самого.

Изъяснения Псалмов

Георгий Константинович Властов (†1899)

И говорил Бог Моисею, и сказал ему: Я Господь.
Явился Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: Бог всемогущий; а с именем: Господь, не открылся им.

Ст. 2 Иегова

Ст. 2–3 Мы уже имели случай говорить о значении имен Божиих. Елогим было общее понятие Божества, Бог Творец, известный и язычникам. Но с одним из родов человеческих Творец мира, в виду будущего блага всего человечества, вступает в особые милостивые отношения, дает этому роду особые обетования и заключает с ним завет. В завете этом он Иегова, Тот кто есть и будет, вечно и неизменяемо Единый живущий. Но как видно из этого стиха, все таинственное значение этого имени не было открыто патриархам, а в полноте времен открыто было только Моисею. Иегову, как имя, знали патриархи, но главное значение этого имени для них заключалось в идее всемогущества, Ель Шадай; ныне Господь, преследуя план развития души человеческой, открывает глубочайшее значение имени Иеговы, которое должно быть для одного из племен человеческих знаменем, около которого они группируются, и которое должно сделать это племя народом-жрецом всего человечества, доколе придет великая минута, когда воплощение Того, кто Есть, разрушит стены закона и доколе те из детей Израиля, которые поймут кроткое и милосердое посещение Иеговы, не исполнят свое последнее великое признание жречества, разлив по всему человечеству благодатные потоки слова Евангельского. – Стало быть, мы здесь находимся в виду весьма важного шага развития души человеческой, приготовляющего все будущее человечества.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-8 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий », а с именем Моим «Господь » не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь

Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам (Быт. 17:1; 35:11) и если Сущий всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schadda'ем (Всемогущим) обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» (Быт. 17:8; 26:3; 35:11–12), а, тождественный с ним Всевышний приведет его в исполнение.

Тождество Сущего с Всемогущим Господом (El-Schaddа'ем) ручается за выполнение трех обетований; избавления от рабства египетского (6; ср. Быт. 15:14), избрания евреев в народ Божий (7; ср. Быт. 17:7–8; ср. Втор. 4:20; 7:6) и дарования им земли обетованной (8; ср. Быт. 17:8; 26:3; 28:13; 35:12). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь — их Бог, то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранятъ веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем Моим: «Господь», не открывался им» (3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.

Со времени Моисея эти последние начинают исполняться. Потомство патриархов стало великим народом, готовым начать самостоятельную политическую жизнь под непосредственным водительством Божьим. И теперь Господь проявляет Свое другое свойство, выраженное в познании Сущего, — неизменность, верность в исполнении Своих обетований. «Спасу вас мышцею простертою (Втор. 4:34; 5:15; 7:19) и судами великими» (6), т. е. казнями, так как они, сокрушая царство фараона, служат для него и наказанием («суд»). «Подняв руку» — употребляемое при клятвенных обещаниях действие, указывающее на его непреложность (Быт. 14:22; Втор. 32:40; Иез. 20:23).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible