Скрыть
E se ainda não crerem a estes dois sinais, nem ouvirem a tua voz, então tomarás da água do rio, e a derramarás sobre a terra seca; e a água que tomares do rio tornar-se-á em sangue sobre a terra seca.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?

Ст. 3 Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него

Ст. 6 Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег

Ст. 9-10 если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен

Ст. 12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить

Моисей же, поелику знал жестокосердие сынов народа своего, просил себе знамений, которыми бы мог их уверить. Не послушают гласа моего, но рекут: не явися тебе Господь. И Бог просящему знамений Моисею сказал: чтобы поверили они тебе, что Я тебя послал, проверзи жезл твой на землю. И поверже Моисей, и бысть змий: и отбеже Моисей. Сим знамением, какое дал ему Бог для убеждения народа, убеждает и самого Моисея: как боишься ты фараона, так убоялся теперь змия; но сила твоя превозможет силу фараонову казнями, как превозмог себя и взял змия, обратившегося в жезл, ты, который убоялся жезла, обратившегося в змия. И еще говорит ему Бог: вложи руку твою в недро твое. Моисей вложил, и бысть рука его прокажена, и снова вложил, и сделалась она чистою. Бог повелевает уверить народ сперва знамением змия, а потом знамением руки, покрывшейся проказою и очистившейся. Фараон и воинство его не тверже змия, и для Меня не трудно, подобно руке твоей изменить их во что хочу. Аще же не уверуют тебе Египтяне двема знамениями сими, которые совершишь пред ними и пред сынами народа твоего, пролей речную воду на сушу, и будет кровь. Когда Бог дал Моисею знамения, которых он просил; тогда он просит Господа разрешить связанный язык его, и говорит: не доброречив есмь муж, ниже, отнележе начал еси глаголати мне, разрешилось мое косноязычие. Господь говорит ему; то самое, чем ты умален, соделает тебя великим. Ибо у тебя, как у безмолвного Бога, будет вещий пророк. И Я буду при устах твоих, не для того, чтобы разрешить язык твой и ясною соделать речь твою; но чтобы за тем, что скажешь косноязычно, последовали великие дела.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше

После же неожиданно совершившегося над прокаженною рукою Бог и третьим знамением утверждает их. Ибо сказал опять: если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исх. 4:9). Смотри опять, как предуведено неверие иудеев. Всегда они выжидают и медлительны к разумению и нелегко восприимчивы к истине. Они не поверили вочеловечению и чудесам, совершенным во время земной жизни Христа. Поздно и с трудом поверили они только последнему знамению, да и то не все, а лишь по избранию благодати, сохранился остаток, как пишет блаженный Павел (Рим. 11:5). Какое же это последнее знамение? — Смерть на древе и связанное со смертью и вскоре следовавшее за нею Воскресение Христа. А что в знамение сынам Израилевым дана Спасителева смерть и самое великое и досточудное таинство воскресения из мертвых, это может быть ясно из самих слов Спасителя. Ибо приступили некогда фарисеи, после совершения Им бесчисленных знамений, и с скрытою насмешкою говорили: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38-40). Но не трудно видеть и то, что смерть Еммануила приобрела многих не только из иудеев, но и из язычников. Ибо Он говорил опять, в одном случае: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32); в другом же случае: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (ст. 24). Видишь ли, как ясным примером Он показал нам плод от смерти? Итак, эти слова Спасителя были последним для нас знамением, которому дали веру не только одни израильтяне, но и сами представители, как я сказал, другого общества, разумею общество из язычников. Каким же образом это было знаменуемо? То возьми, сказано, воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исх. 4:9). Вода есть образ или знамение жизни; она подлинно необходима для сего и весьма употребительна у живущих на земле. Итак, как бы от реки какой, от животворящего все Отца произошел Сын, Который Сам есть поистине Жизнь: потому что как свет происходит от света, так и жизнь от жизни. А что Он существует не вне, но есть от самого Бога и Отца по естеству, этому научаем был Моисей, но нисколько не менее и мы сами: ибо возьми, сказано, воды [из] реки. Затем ее повелевалось излить на землю. А это и есть, иносказательно, таинство вочеловечения; потому что Единородный, будучи жизнь, и рожденный как бы чрез излияние от жизни Бога и Отца, некоторым образом смесился с происшедшим от земли человечеством, как несомненно и вода с землею. Ибо во Христе в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9), даже как бы приобщилось человеческому естеству. И кто мог бы объять это разумом или выразить словом? Но кроме того вода превратилась в кровь: потому что жизнь по естеству, то есть происшедшее от Бога Отца Слово, по богоопределенному соединению, с плотию, говорю, или с всецелым человечеством и естеством нашим, казалось, претерпела и самую смерть. Разумеем то, что Христос и умер за нас, не в собственном своем естестве потерпев сие (потому что сам Он не умер бы никоим образом, будучи жизнь), но как бы усвоив Себе смерть собственной плоти. Заметь также, что если бы Моисей не излил воду на землю, то она не превратилась бы в кровь, что служит ясным знамением смерти. Ибо созерцаемое духовно вне плоти Слово есть жизнь и животворящее. Когда же Оно стало обитать во плоти, тогда, и именно тогда, стали говорить о Нем по человеческому рассуждению, что Оно умерло. Наконец, это есть чрезвычайное и явное знамение, чрез которое и уловлен в сети веры останок Израиля, и к ней же вместе с ним призван и народ языческий. Ибо кто не перейдет к вере, видя, что древле страшная и тягостная для живущих на земле смерть ослабела, тление упразднено и естество человеческое возведено к надежде нескончаемой жизни? Как вместе с Адамом мы умерли, так вместе и со Христом мы воздвигнуты из мертвых. Об этом засвидетельствует нам божественный Павел, который пишет: Как в Адаме все умираем, так во Христе все оживем (1Кор. 15:22); потому что Он искупил нас Своею Кровию и отдал в замену жизни всех Свою жизнь.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше

Видишь Творца природы? Видишь, Кто создал жидкую стихию? Видишь, Кто образует кровь, хотя не видишь как? Так и в теле нашем есть вода и кровь; мы видим их, хотя не знаем, как составляется кровь из воды. Подивись же премудрости и всемогуществу Творца. Для того Бог и повелел Моисею сделать эти чудеса, чтобы Египетский царь видел в них перст Живого, истинного Бога. Жрецы фараоновы сделали, по-видимому, то же, но только призрачно, а не истинно.

Дневник. Том I. 1856

Георгий Константинович Властов (†1899)

Если же не поверят и двум сим знамениям, и не послушают голоса твоего; то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.
Ст. 9 Воды Нила считались священными (говорит О. Герлах); последним знамением давалось указание, что Моисею вручена власть над страною, которую воды Нила омывали.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-9 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше

Будучи вполне законной, новая причина отказа не может однако служить неустранимым препятствием к исполнению возложенного на Моисея поручения. Он наделяется силой чудотворения, которая должна убедить народ, что пред ним не простой человек, тем более самозванец, а посланник Божий (Исх. 4:5, 4:30-31).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible