Скрыть
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6, 13-14, 16-17, 22-26 На горе дает Бог заповеди, и говорит: Аз есмь Господь, отдаяй грехи отец на чада до третияго и до четвертаго рода ненавидящим Мене. Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. И творяй милость в тысящах родов любящим Мя, и хранящим повеления Моя; как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные Евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе самому, того не делай другому. Не убий, чтобы другой тебя не убил. Не прелюбы сотвори с женою ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. Не укради того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна, чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. Не пожелай всего, елика суть ближняго твоего, чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что в сию обою заповедию висит все пятокнижие (Мф.22:40), то есть, закон естественный, изложенный в пятокнижии и у Пророков. Но к сим заповедям присовокуплены были другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. Олтарь из земли сотвориши. Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся. Сие согласно с сказанным: видесте яко с небесе глаголах к вам. Не сотвористе предо Мною богов златых, или каких бы то ни было. Да не взыдеши по степенем ко олтарю Моему. Вообще же, запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Ст. 6 Наказание Господне за неверие и ненависть простирается до третьего и четвертого рода; милость Господня к любящих Его простирается на тысячи родов.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои

Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов, они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел»; Втор 4:16) и под другими формами, образами («всякое подобие:» евр. «векол темуна», темуна – образ, облик (Втор 4:15, Иов 4:16), являющимися воспроизведением светил небесных («на небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («на земле внизу») и рыб («в воде ниже земли», – Втор 4:16-19). Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим (Втор 4:15), запрещение же поклоняться и служить им (5 ст.) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор 4:24; 6:15; Нав 24:19), т. е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис 42:8; 48:11). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога-«ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему (34:7; Чис 14:18; Ис 14:21). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24:16; Иер 31:30; Иез 18:1-32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible