Скрыть
и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью

Я прожил уже много Пасх, и в этом была польза от достаточно долгой жизни. Теперь же я стремлюсь к более чистому, чтобы, выйдя из этого тяжкого и мрачного Египта жизни и освободившись от грязи и рабства, которым мы были связаны, переселиться в землю обетованную

Письма 1-238

Августин Аврелий, блж. (†430)

и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью

Мы были выведены из Египта, где под видом фараона служили дьяволу, где занимались кирпичным ремеслом среди житейских страстей и творили их с большим усердием. Но Христос призвал нас как делателей кирпичей: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные (Мф. 11:28). Мы были выведены оттуда, пройдя через крещение, словно через Красное море, Красное потому, что освящено кровью Христа, когда умерли все наши враги, которые нас преследовали, то есть после уничтожения всех наших грехов.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-16, 22 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте. И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых

Мы уже говорили, что мучимые и удручаемые невыносимым голодом израильтяне перешли из земли Ханаанской в Египет в числе душ седмидесяти пяти, как написано (Исх. 1:5). С течением же времени их род распространился до бесчисленного множества. Ибо написано: а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та (ст. 7). Когда же получивший жребий управления страною Египетскою стал считать подозрительным такое увеличение числа евреев, то замыслил против них нечто худое, и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами (ст. 11). А способ озлобления состоял в труде землекопания, в продолжительном и безвозмездном делании кирпичей и в устроении фараону укрепленных городов, то есть окруженных стенами с башнями или столь крепких и великих, чтобы по сравнению с другими они казались совершенно непобедимыми, конечно, по причине множества обитателей. Эти города были: Пифо, Рамесси и другие (ст. 11). Но случилось то, чего не ожидал мучитель в своем намерении. Поелику смиряху, сказано (ст. 12), наказываемых чрез меру толико больше представлялось для него опасности, и они множайшии бываху, так как Бог и чрез самое озлобление хотел принести пользу несправедливо оскорбляемым. Уразумев сие, мучитель сверх прежних трудов измыслил и другие козни. Он повелел иудейским повивальным бабкам, чтобы они, когда повивают у жен, находящихся в муках рождения, зорко смотрели на пол рождающихся и мужеский пол удушали бы, а женскому полу давали жизнь (ст. 15-16). Ибо он ни во что ставил этот последний, как бессильный и невойнолюбивый, удобопреклонный к боязливости и по самому закону природы слабый. Но повивальные бабки не делали такого нечестия и чрез это угождали Богу. Тогда что же беззаконник? Он воспламеняется гневом и побуждает народ свой к употреблению бесстыднейших способов несправедливости. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых (ст. 22).

Но в этом заключается исторический смысл повествования. Теперь же, обращая ум к сокровенному смыслу, мы скажем, что так как помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8:21), по причине недостатка в высших благах, то весь, так сказать, род живущих на земле был поврежден, и как бы некий глад небесных учений поядал нас, как то мы ясно можем видеть и на описываемом в притче о блудном сыне, который прожил отцовское имущество в чужой земле, и рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Поэтому мы прибегаем к земному, оставив лучшее и желание полезнейшего, чрез которое мы естественно не удалялись бы от милости свыше и были бы близки к Богу. Так отпадши от всего могущего удерживать нас в добре и в союзе с Богом, мы уже не имеем распорядителем наших благ Того, Кто по естеству и истинно есть Владыка. Напротив, удалившись как бы от земли святой, от боголюбезной жизни, и перешедши в постыднейшую и нелепейшую, едва не находящуюся под властью диавола, мы уподобляемся перешедшим из Ханаана в Египет и находившимся под властью фараона и египтян, которые, неразумно предаваясь служению демонскому и имея всякий вид порочности, могли бы представлять в себе образ самого сатаны и подчиненных его, которых и богами именовали, удалившись от наилучших помыслов и недугуя тьмою и мраком невежества. Когда же мы подчинились ужасному и беззаконному владыке, то есть сатане, то были изнуряемы работами над глиною и кирпичами, то есть земными и на земле производимыми гнуснейшими занятиями, не без труда совершаемыми. Ибо несвободны от трудов, хотя и суетны, конечно, развлечения сей жизни. Приставниками же как бы дел наиболее ему любезных, над терпевшими от него обиду, сатана поставил нечистых демонов, или подчиненные ему силы, которые многообразною силою страстей обременяют ум каждого из живущих на земле, боясь, думаю, того, как бы они, обратив к Богу праздный взор ума, не освободили выю свою от рабства ему; потому что естество человеческое очень свободолюбиво. А сколько нечистые демоны и сам сатана вменяют в славу и богатство суетные наши развлечения, заботы плотские и попечения о земных благах, на что образно указывает построение фараону городов израильтянами, когда их изнуряли обработкою глины и выделкою кирпича; столько сатане ненавистны мужественные, то есть склонные к мужеству добродетелей именно. Едва не удушает он способное к борьбе, повергая в тину удовольствий, принимает же бессильное и, как бесполезное, без борьбы подчиняет своему игу. На это ясно указывается, когда говорится, что мужеский пол должен быть ввергаем в воду, а женский пол сохраняем к жизни. Ибо то, что представляется взорам и как бы совершается в действии, есть образ невидимого. Итак, когда недугуя полученным от прародителей греховным состоянием и угнетаемые лишением благ, мы, несчастные, быть может и невольно, стали под иго виновника зла сатаны и в подчинение приставникам порочности, то есть нечистым демонам, и таким образом существо наше было уже на краю гибели, и ничего нельзя было прибавить, чтобы сделать его самым жалким и несчастным, — тогда Бог сжалился над нами, избавил и спас нас. А каким образом это совершилось, о том мы узнаем из последующего и тесно связанного с предшествующим. Ибо то, что написано о божественном Моисее, мы представим как образ и предызображение спасения, совершенного чрез Христа.

Георгий Константинович Властов (†1899)

И делали их жизнь горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы, полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Ст. 14 В Египте употреблялись для построек, как в Ассирии и Халдее два рода кирпичей: одни, высушенные на солнце и составленные из глины с примесью соломы, (т. наз. саманные), другие – обозженные огнем. О первых мы видим упоминание в кн. Исхода (Исх. 5:7), другие найдены в огромном количестве в провинции Ес-Шуркие близ города Белбеса (древняя страна Гессем). Впрочем, на самых памятниках, как, например в маленьком храме древних Фив, есть изображение (относимое ко времени Тотмеса, III), понудительной работы делания кирпичей. В этом барельефе (гробница архитектора), рабочие под присмотром Сара (с евр. начальника) и надсмотрщиков с кнутами носят глину в сосудах, складывают ее в кучу, формуют кирпичи, вынимают их из формы; раскладывают рядами, носят высушенные кирпичи и т. д. О жестоком обращении с рабочими есть указание на памятники у Брюгша; Brugsh Histoire d’Egypte (1877) стр. 358–359 и др.
Ст. 14 Под именем полевой работы можно разуметь и возделывание полей и работу землекопов, при проведении каналов в болотистых и нездоровых местах. Работа земледельческая требовалась для обработки земель Фараона, и вероятно многочисленных жреческих земель, пришедших в запущение при поклонниках Сутеха, Гиксосах. Если земли, оплодотворенные Нилом, дают изобильный плод, то тем не менее работы починки каналов и поливка земель, требуют огромного, настойчивого и непрерывного труда для регулирования вод и орошения земель в время засухи. Проведение новых кавалось для осушки болот или может быть восстановление старых ирригационных каналов, запущенных при Гиксосах, также вероятно лежало на Израильтянах, которых систематически старались посылать на самые нездоровые и тяжелые работы, для уменьшения их болезнями.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью

Боязнь удаления из Египта целого племени, представлявшего даровую рабочую силу, вызвала целый ряд мер, направленных к ограничению размножения евреев: «перехитрим же его, придумаем коварные меры («накал», — Пс. 104:25), чтобы он не размножался». Действовать открытой силой было нельзя как в виду отсутствия благовидного предлога, так и из опасения силы евреев. Первой из мер были тяжкие работы (Втор. 26:6; Пс. 80:7), придуманные фараоном. В том расчете, что, изнурив евреев, сделав их физически слабыми, они остановят их дальнейшее размножение, так как физически слабый народ не может иметь большого потомства.

Представляя особенную тяжесть в виду существования особых начальников, выбираемых, по свидетельству египетских памятников, из сурового ливанского племени и изображаемых с короткими для ударов палками в руках, работы свелись на первых порах к постройке (а может быть, расширению, возобновлению, евр. «бана», — см. Пс. 121:3; Ам. 9:14) двух городов для запасов (для хранения провианта и оружия, — 2Пар. 32:28), «Пифома и Раамсеса». Под первым разумеют тот город, который лежал в западном конце долины Тумилат, на берегу канала в Красное море, и назывался у греко-римских писателей Патумос или Тоум, а под вторым — город, находившийся в земле Гесем, на восток от Пелузийского рукава Нила. Называя эти два города по существующим при них укреплениям городами «твердыми», текст LXX упоминает о построении евреями еще третьего города — Она, или Гелиополя. Общее мнение экзегетов видит в нем знаменитый в нижнем Египте городов Ан (греч. Он), носящий еще священное имя Пера, дом солнца, откуда греческое Гелиополис.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. И болезненну тем жизнь творяху в делех жестоких, брением и плинфоделанием и всеми делы, яже в полях, во всех делех, имиже порабощаху их с нуждею

И болезненну тем (Израильтянам) жизнь творяху в делех жестоких, т.е. Египтяне делали жизнь Евреев самою горькою и несносною, налагая на них работы жестокие – трудные не по силам. Евреи должны были не только сооружать здания, грады тверди, но и приготовлять материал для них. Они должны были добывать брение, т.е. глину, и из ней выделывать плинфы, т.е. кирпичи, обжигать их в огне, или сушить на солнце. Кроме того Евреи производили все дела, яже в полях, полевые работы. Полевые работы в Нильской долине не трудны, – они производились так: в тучный ил, который оставался на ней после разлития Нила, бросали семена, потом пускали ходить по засеянному месту рабочий скот. Когда скот втопчет семена в почву, работы кончались, и земледелец спокойно ожидал жатвы. Но на местах удаленных от Нила и возвышенных, куда не достигали наводнения этой реки, земледелие соединялось с великими трудностями. Так как дождей в Египте почти не бывает, то засеянные на этих местах поля орошаемы были искусственным образом; надобно было проводить сюда воду водоподъемными машинами и поливать поля, как огород или сад (Втор. 11:10). И такими-то работами в полях обременяли Евреев Египтяне. И если бы Евреи производили эти работы на себя, тяжесть их облегчалась бы сознанием, что плоды трудов принадлежат трудящимся. Но Евреи работали не на себя, а на Египтян, как некогда Илоты на Спартанцев, или недавно Негры на американских плантаторов. Словом, Египтяне преогорчевали жизнь Евреев во всех делех, имиже порабощаху их нуждею, – во всех работах, к которым принуждали их насильственно, как невольников или рабочий скот. – По свидетельству Иосифа Флавия, Евреи, кроме помянутых работ, еще строили пирамиды, копали обширные каналы и отводили Нил, стенами и высокими насыпями обводили города, для удержания воды во время разлития Нила.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible