Скрыть
И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, .

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-16, 22 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте. И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых

Мы уже говорили, что мучимые и удручаемые невыносимым голодом израильтяне перешли из земли Ханаанской в Египет в числе душ седмидесяти пяти, как написано (Исх. 1:5). С течением же времени их род распространился до бесчисленного множества. Ибо написано: а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та (ст. 7). Когда же получивший жребий управления страною Египетскою стал считать подозрительным такое увеличение числа евреев, то замыслил против них нечто худое, и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами (ст. 11). А способ озлобления состоял в труде землекопания, в продолжительном и безвозмездном делании кирпичей и в устроении фараону укрепленных городов, то есть окруженных стенами с башнями или столь крепких и великих, чтобы по сравнению с другими они казались совершенно непобедимыми, конечно, по причине множества обитателей. Эти города были: Пифо, Рамесси и другие (ст. 11). Но случилось то, чего не ожидал мучитель в своем намерении. Поелику смиряху, сказано (ст. 12), наказываемых чрез меру толико больше представлялось для него опасности, и они множайшии бываху, так как Бог и чрез самое озлобление хотел принести пользу несправедливо оскорбляемым. Уразумев сие, мучитель сверх прежних трудов измыслил и другие козни. Он повелел иудейским повивальным бабкам, чтобы они, когда повивают у жен, находящихся в муках рождения, зорко смотрели на пол рождающихся и мужеский пол удушали бы, а женскому полу давали жизнь (ст. 15-16). Ибо он ни во что ставил этот последний, как бессильный и невойнолюбивый, удобопреклонный к боязливости и по самому закону природы слабый. Но повивальные бабки не делали такого нечестия и чрез это угождали Богу. Тогда что же беззаконник? Он воспламеняется гневом и побуждает народ свой к употреблению бесстыднейших способов несправедливости. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых (ст. 22).

Но в этом заключается исторический смысл повествования. Теперь же, обращая ум к сокровенному смыслу, мы скажем, что так как помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8:21), по причине недостатка в высших благах, то весь, так сказать, род живущих на земле был поврежден, и как бы некий глад небесных учений поядал нас, как то мы ясно можем видеть и на описываемом в притче о блудном сыне, который прожил отцовское имущество в чужой земле, и рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Поэтому мы прибегаем к земному, оставив лучшее и желание полезнейшего, чрез которое мы естественно не удалялись бы от милости свыше и были бы близки к Богу. Так отпадши от всего могущего удерживать нас в добре и в союзе с Богом, мы уже не имеем распорядителем наших благ Того, Кто по естеству и истинно есть Владыка. Напротив, удалившись как бы от земли святой, от боголюбезной жизни, и перешедши в постыднейшую и нелепейшую, едва не находящуюся под властью диавола, мы уподобляемся перешедшим из Ханаана в Египет и находившимся под властью фараона и египтян, которые, неразумно предаваясь служению демонскому и имея всякий вид порочности, могли бы представлять в себе образ самого сатаны и подчиненных его, которых и богами именовали, удалившись от наилучших помыслов и недугуя тьмою и мраком невежества. Когда же мы подчинились ужасному и беззаконному владыке, то есть сатане, то были изнуряемы работами над глиною и кирпичами, то есть земными и на земле производимыми гнуснейшими занятиями, не без труда совершаемыми. Ибо несвободны от трудов, хотя и суетны, конечно, развлечения сей жизни. Приставниками же как бы дел наиболее ему любезных, над терпевшими от него обиду, сатана поставил нечистых демонов, или подчиненные ему силы, которые многообразною силою страстей обременяют ум каждого из живущих на земле, боясь, думаю, того, как бы они, обратив к Богу праздный взор ума, не освободили выю свою от рабства ему; потому что естество человеческое очень свободолюбиво. А сколько нечистые демоны и сам сатана вменяют в славу и богатство суетные наши развлечения, заботы плотские и попечения о земных благах, на что образно указывает построение фараону городов израильтянами, когда их изнуряли обработкою глины и выделкою кирпича; столько сатане ненавистны мужественные, то есть склонные к мужеству добродетелей именно. Едва не удушает он способное к борьбе, повергая в тину удовольствий, принимает же бессильное и, как бесполезное, без борьбы подчиняет своему игу. На это ясно указывается, когда говорится, что мужеский пол должен быть ввергаем в воду, а женский пол сохраняем к жизни. Ибо то, что представляется взорам и как бы совершается в действии, есть образ невидимого. Итак, когда недугуя полученным от прародителей греховным состоянием и угнетаемые лишением благ, мы, несчастные, быть может и невольно, стали под иго виновника зла сатаны и в подчинение приставникам порочности, то есть нечистым демонам, и таким образом существо наше было уже на краю гибели, и ничего нельзя было прибавить, чтобы сделать его самым жалким и несчастным, — тогда Бог сжалился над нами, избавил и спас нас. А каким образом это совершилось, о том мы узнаем из последующего и тесно связанного с предшествующим. Ибо то, что написано о божественном Моисее, мы представим как образ и предызображение спасения, совершенного чрез Христа.

Георгий Константинович Властов (†1899)

И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил Фараону Пифом и Раамсес, города, для запасов (и Он, иначе Илиополь).

Ст. 11 СареМассим (евр). Сар означает князя или начальника на языках Семитических. Но слово это находится на древнейших Египетских памятниках, и именно означает начальника работ на барельефах, изображающих делание кирпичей при Тутмозисе III (сын Тутмозиса II при котором был исход). Мас-Мас есть слово Египетское, означающее распределение, назначение по частям (ант. комм. Библии; note on v. 11).
Ст. 11 Израильтяне были обременены тяжкими работами как подданные Аамеса, а не как обращенные в рабство. Есть надпись Рамезеса II, в которой он говорит, «эти работы произведены исключительно моими подданными. Израильтяне продолжали жить в своих домах (Ис. 2 и Ис. 11) и разрабатывать свои поля, но воля Фараона, всесильная в древнем Египте, требовала от земледельческого населения известного числа работников, прикрываясь при том государственными целями.
Ст. 11 Он, т. е. народ Израильский.
Ст. 11 Пифом и Раамсес. От древнего города Она (около нынешнего Каира) был прокопан древними Фараонами ХII династии канал из Нила, через озеро Таксах к Ефаму, находящемуся на заливе Черного моря. Канал этот был не только средством орошения этой части края, подверженной уже влияниям пустыни, но еще служил хорошим средством защиты противу Шазу, кочевых, отделяя пустыню от долины Нила. Фараон, заботясь оградить свое государство от вторичного нашествия Гиксосов, ставит на этом канале две крепости, развалины которых видят в урочищах Абассиа и Абукейшид. Египетские имена их означают: Пи-тум дом, Тума (бога солнца); Ра-ме-су значит солнца-дети.
Ст. 11 «Для запасов» анг. Библия, переводит сокровищницы, но объясняет что слово это в Еврейском может быть передано и магазины, склады продовольственных и военных запасов.
Ст. 11 Он, город солнца, Гелиополис существовал при Фараонах ХII дин. и Иосиф был женат на дочери великого жреца храма солнца (Быт. 41:45). Надписи указывают, что Осиртасин Шеперкара ХII дин. был строителем этого храма, и все цари XII династии особенно заботились о великолепии храма Она: жрецы же солнца стояли в самых близких и дружеских отношениях к Фараонам. Но прибавление 70-го города Она к построенным в то время, т. е. при Аамесе городам, не означает ли предания, по которому Он или по крайней мере храм солнца был разграблен и опустошен Гиксосами? В т. наз. Папирусе Саллиер говорится об Апепи, царе из династии Пастырей: «Царь Апепи кланялся Сутеху (змею Тифону) и не служил Богу страны». Национальный Египетский Фараон или спешит восстановить великолепие храма, или обращает и самый город Он в крепость, чтобы дополнить линию защиты и обезопасить богатый храм солнца от разграбления.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью

Боязнь удаления из Египта целого племени, представлявшего даровую рабочую силу, вызвала целый ряд мер, направленных к ограничению размножения евреев: «перехитрим же его, придумаем коварные меры («накал», — Пс. 104:25), чтобы он не размножался». Действовать открытой силой было нельзя как в виду отсутствия благовидного предлога, так и из опасения силы евреев. Первой из мер были тяжкие работы (Втор. 26:6; Пс. 80:7), придуманные фараоном. В том расчете, что, изнурив евреев, сделав их физически слабыми, они остановят их дальнейшее размножение, так как физически слабый народ не может иметь большого потомства.

Представляя особенную тяжесть в виду существования особых начальников, выбираемых, по свидетельству египетских памятников, из сурового ливанского племени и изображаемых с короткими для ударов палками в руках, работы свелись на первых порах к постройке (а может быть, расширению, возобновлению, евр. «бана», — см. Пс. 121:3; Ам. 9:14) двух городов для запасов (для хранения провианта и оружия, — 2Пар. 32:28), «Пифома и Раамсеса». Под первым разумеют тот город, который лежал в западном конце долины Тумилат, на берегу канала в Красное море, и назывался у греко-римских писателей Патумос или Тоум, а под вторым — город, находившийся в земле Гесем, на восток от Пелузийского рукава Нила. Называя эти два города по существующим при них укреплениям городами «твердыми», текст LXX упоминает о построении евреями еще третьего города — Она, или Гелиополя. Общее мнение экзегетов видит в нем знаменитый в нижнем Египте городов Ан (греч. Он), носящий еще священное имя Пера, дом солнца, откуда греческое Гелиополис.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. И пристави над ними приставники дел, да озлобят их в делех. И создаша грады тверды фараону, Пифо и Рамесси, и Он, иже есть Илиополь

Первая жестокая мера против Евреев состояла в изнурительных невольнических работах, которые были производимы под строгим надзором приставленных к ним смотрителей, вероятно из Египтян. Смотрители имели поручение озлоблять Евреев работами, т.е. причинять им как можно больше зла требованием от них работ не по силам, недаванием им отдыха и жестокими взысканиями за неисполнение урочных работ. Расчет фараона состоял в том, чтобы изнурительными и непрерывными работами не только ослабить физические силы Евреев и желание чадородия, но вместе убить в них мечты о свободе, склонность к восстанию, ибо не до восстания тем, которые не имели свободного времени для отдыха и под игом неволи подвергались опасности утратить чувства человеческого своего достоинства и которые для того, чтобы соединенными силами не вздумали воспротивиться притеснителям, конечно, рассеяны были для работ по разным местам Египта. Кроме того тяжкие работы обещали сократить численность Евреев – тем, что в знойном климате подвергали работающих заразительным и смертельным болезням. – Руками Евреев сооружены грады тверды, т.е. укрепленные места для сохранения хлебных запасов (с Еврейского прямо: города для запасов), предназначавшихся для прокормления войска, или, в случае неурожая, для продажи народу. Эти же твердые грады могли иметь значение военных крепостей для отражения неприятельских нападений судя по тому, что расположены были в пограничных местах. Вот имена этих укрепленных сооружений: 1) Пифо, близ которого впоследствии фараон Нехао провел канал от восточного рукава Нила к Чермному морю, 2) Рамесс, главный город Гесемской области, в которой поселился Иаков с родом своим. В книге Бытия (Быт. 47:11) она названа Рамесийскою землею, под каковым именем она стала известна со времени создания в ней этого города, 3) Он, или по-Гречески Илиополь, город солнца, названный так от воздвигнутого в нем храма солнцу. Тесть Иосифа был жрецом этого храма (Быт. 41:45). Город этот, упоминаемый только в Греческой и Славянской Библии, лежит в смежности с Аравийскою пустынею, и можно думать, что он только укреплен был Евреями, ибо существовал еще прежде, при жизни Иосифа.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible