Скрыть
И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-9, 11, 14-16 После сего прииде Амалик воевать с Евреями. Против Амаликитян ополчился Иисус, а Моисей возшел на гору, и жезл Божий в руце его. Жезл сей Моисей имел в руках тогда только, когда творил знамения и чудеса, чтобы уразумел ты тайну креста, силою которого и Моисей совершал все чудеса. С Моисеем взошли на гору Аарон и Ор, который, как говорят, был муж сестры Моисеевой. Егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль и побивал сопротивные народы, во множестве пришедшие на брань с Евреями. Егда же опускаше руце, одолевали сопротивные народы и побивали тех, которые постоянно роптали на Бога и на Моисея. Моисей воздвижением рук и жезлом у груди явственно изображал знамение креста. Иисус трудился на поле битвы, а Моисей молился на горе. Когда народ видел, что Моисей опускает руки: тогда нападал на него ужас, и бежал он от лица врагов; а когда воздвизал Моисей руки, тогда народ укреплялся и наступал на врагов. И рече Господь к Моисею: впиши сие на память в книги, и вдай Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову. Напиши, чтобы знали все народы, устрашились, и не дерзали вступать с вами в брань, а Амаликитяне покаялись, и тем отвратили от себя грозное определение суда. И созда Моисей олтарь, и прозва имя ему: Господь показал опыт, то есть, Бог на Амалике, народе самом воинственном, показал всем народам, менее его сильным, что, если вступят в брань с Евреями, то будут побиты, как Амаликитяне. Хотя народы сии явно видели, что в Божиих руках и спасение их и погибель, однако же не просили десницы у Евреев в знак мира. И потому, Бог говорит Израильтянами дайте десницу свою городам, прежде нежели вступите с ними в брань. И се рука Господня на престоле, то есть, рука Господня на престоле суда, какой воздвиг Бог Моисею, и брань у Господа против Амалика из рода в род, то есть, пока Амалик будет презрителем Бога.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Григорий Богослов, свт. (†389)

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик

Что касается до предстоящей мне брани, не знаю, что мне делать, какой искать помощи, какого слова мудрости, какого дара благодати, в какие облечься доспехи против козней лукавого. Кто победит его? Моисей ли, распростирающий руки на горе, чтобы одолел прообразуемый и предвозвещаемый крест?

Слово в оправдание (Слово 3)

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 11-13 И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча

Заметив это, предстоящие Моисею, подошедши к нему с обеих сторон, поддерживали руки его, по какой-то сокровенной причине делавшиеся тяжелыми и неудободвижными. Поскольку же не было у них столько сил, чтобы поддерживать Моисея в прямом положении, то седалище его подперли камнем и так сделали, что у Моисея при их помощи руки воздвигнуты были к небу и иноплеменники решительно побеждены израильтянами.

…А народ, если видит руки законодателя воздетыми, берет в битве верх над врагом, если же видит опущенными, уступает врагу. И воздеяние Моисеевых рук означает взгляд на закон с понятиями самыми высокими, а преклонение к земле - низкое, по земле пресмыкающееся истолкование и соблюдение закона по его букве. Отягчавшие руки Моисеевы поддерживает священник, употребляя содейственником близкого ему по роду. И это не вне связи с рассмотренным, потому что истинное священство по причине соединенного с ним Божия слова тяготой иудейского смысла до земли униженную действенность закона снова возводит на высоту и падающий закон подпирает камнем, чтобы он, восстав под образом воздеяния рук, показывал взирающим свою цель. Ибо действительно способными это видеть в законе усматривается таинство креста. Поэтому, говорит где-то Евангелие что от закона йота и черта не преходят (Мф.5:18), означая две черты: одну поперек и другую сверху вниз, которыми написуется образ креста, что было видимо тогда и в Моисее, который разумеется здесь вместо закона и для взирающих на него служит причиной торжества и победы.

О жизни Моисея законодателя

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик

Блаженный Моисей начертал тебе, брат мой, крест и в другом образе. Как же еще Моисей начертал крест? Слушай. Напали и некогда на израильтян в пустыне иноплеменники, по имени амаликитяне. Моисей снаряжает и посылает против них вождя своего народа и преемника своего Иисуса Навина, а сам остается на горе с воздетыми руками. Моисей, говорится, взошел на гору и воздвиг руки свои. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», побеждаемый тяжестью телесною, «одолевал Амалик». Что значит этот образ? Иудей, боясь, чтобы чрез образ не воссияла слава креста Христова, тотчас же скажет: «в этом образе нет ничего такого, что ты выдумываешь. Этот образ, был знаком молитвы, а не прообразом, как ты предполагаешь». Но если так, если правда, что победа была плодом молитвы, то почему Писание приписало победу не молитве (ведь не сказало Писа­ние: «когда молился Моисей», а это явно обозначает, что победа не была плодом молитвы), а образу и положению рук? В самом деле, когда Моисей опускал руки, терпели поражение из­раильтяне, когда же воздвигал, поражаемы были амаликитяне. Если бы это было делом молитвы, тогда следовало бы сказать: «и когда молился Моисей, побеждал»... Между тем Писание, как я уже сказал, умолчав о молитве, не потому, чтобы она была излишня, а потому, что она должна уступить место образу креста, приписывает победу образу и внешнему знаку. Когда Моисей простирал руки, побеждал Израиль. Что означает простертая рука? Вообрази простертые руки, и ты увидишь сияющий образ покланяемого креста. Но утомился, говорится, Моисей, и руки, побеждаемые телесною немощью, отказывались служить образу (креста). Что же? Чтобы с прекращением образа не пропала и победа, стали Аарон и Ор и поддерживали его руки, дабы рушившийся и преставший образ не уничтожил и победы. Почему Аарон и Ор поддерживают руки Моисея? Аарон, братие, имел священническое достоинство; Ор проис­ходит из царского колена. Таким образом священство и царство охраняют образ креста. И подобно тому как во время преображения Господа на горе явились справа и слева Моисей и Илия, чтобы в качестве стражи предстоять царственному образу Христа, так и здесь охраняют крест Аарон, владеющий саном священства, и Ор, владеющий в зародыше царским достоинством. Об этом сказал я, желая пока­зать, как древним отцам предложен был образ благо­честия, и как почитаем был ими образ спасения. Если же предвозвещавшие о нем проповедовали с такою славою, пре­дызображали с таким почтением, то какими же устами должны мы прославлять крест Господень и божественное домостроитель­ство?

Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне

Нил Синайский, прп. (†430)

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик

Священнотаинник Моисей, держа на двух руках лежащий жезл – в подобие Христа, распростершего руки на Кресте, – обратил в бегство Амалика. Посему и мы, воздевая руки в молитве, побеждаем сатану. Если святой Моисей держал жезл в прямом и наклоненном положении, то почему обременял он руки, и нужно было Аарону и Ору с обеих сторон поддерживать руки его?

Письма на разные темы. Акакию Мемориалию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик

[И бысть егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик]

Вопрос 34. Почему, «егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль, еда же опускаше, был одолеваем»? 


Воздвизая руки, представлял он образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила преобразуемой истины. Ибо как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб, так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское. Но и в той брани водрузил победное знамение соименный нашему Спасителю, когда, прияв именование сие и употребив в дело избранных споспешников (Исх.17:9,16), как Владыка Христос употребил служителями святых апостолов.

Толкование на книгу Исход

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик

Это образ действия молитвы новозаветных священников на народ, предстоящий в храме или по благословным винам оставшийся в домах. Когда во время богослужения священник возводит ум и сердце искренно к Богу, когда он воздевает преподобные руки о людях, тогда стоящие и молящиеся в храме побеждают духовного Амалика, внутренно их борющего; а когда священник расслабевает духом во время богослужения, не возводит горе сердца своего, молится холодно, по привычке, без сердечного участия, без искренней любви к пасомым и к Богу – тогда предстоящих в храме одолевает Амалик духовный, то есть духи злобы, развлекая силы воинов Иисуса Христа, молящихся в храме, скверными, лукавыми и хульными помыслами. Бдите, священницы Господни, над собою во время богослужения.

Дневник. Том III. 1859–1860

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Таинство Святейшей Евхаристии имеет много прообразов в Ветхом Завете.

ВО-ПЕРВЫХ: Хлеб и вино Мелхиседека (Быт.14).

ВО-ВТОРЫХ: Овца, или Агнец пасхальный (Исх.12).

В-ТРЕТЬИХ: Манна (Исх.16).

В-ЧЕТВЕРТЫХ: Кровь Завета и Ветхозаветные жертвы, тельцы, волы, овцы, козлы, птицы (Исх.24).

В-ПЯТЫХ: Предложение хлебов (Исх.25).

В-ШЕСТЫХ: Камень, источающий воду (Исх.17).

Эти и другие подобные им образы были прообразами Таинства Святой Евхаристии, то есть Тела и Крови, по общему толкованию святых Отцов. Этими прообразованиями Господь Бог хотел предызобразить Таинство Евхаристии, чтобы люди, созерцая истину в образах, лучше поверили этому непостижимому Таинству.

Так, например, некий царь, желая представить своим подданным своего сына в качестве царя, посылает им образ своего сына, чтобы, глядя на образ, они стали надеяться на появление будущего царя и лучше его восприняли. Это согласуется с нашим доказательством.

В Ветхом Завете Евхаристию предваряли различные образы, раскрывающие ее Таинство. Ибо Евхаристия не только образ Тела и Крови Христовых, но и содержит в себе истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо образ есть образ истины, а не образ образа. Поэтому и Ветхозаветные образы Евхаристии были образами истинных Тела и Крови Христовых, а не образных. Так, Ветхозаветные Патриархи Моисей, Исаак, Иосиф были образами истинного Мессии Христа, а не образами образа.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик.
Ст. 11 Поднятие рук Моисея, выражение внутренней его душевной молитвы, изображало образно для Израиля силу молитвы. Образы нужны были для этого народа, находившегося в полном младенчестве мысли, вследствие рабства.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца

«Не потому только, – говорит Иустин философ, – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible