Скрыть
освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, Мои они.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Все, разверзающее ложесна - Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец

Все еретики впали в заблуждение, не уразумев таинства Рождества Его. И скорее к особенному Рождеству Спасителя, чем к рождению всех людей могут быть отнесены слова: «Кто разверзает ложесна, наречется посвященным Господу». Ибо один Христос отверз затворенные врата ложесн девичьих, которые при этом остались затворенными. Это восточные врата затворенные, чрез которые один первосвященник входит и выходит, и которые, тем не менее, всегда затворены.

Разговор против пелагиан

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 22-23 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу

Он принимает Обрезание по закону, приводится по закону, представляем бывает по написанному в законе Господнем, приносится жертвоприношение согласно реченному в законе Господнем.

Видите ли, как Творец Закона и Владыка во всем был послушен Закону? Что благодаря сему Он соделал? – Он сделал наше естество во всем послушным Отцу и чрез него исцелил наше преслушание, и обратил, бывшее вследствие сего, проклятие – в благословение; ибо как в Адаме было все наше естество, так – и во Христе; и как чрез Адама, бывшего из земли, мы все, от него приявшие бытие, возвратились в землю, и посланы, увы, в ад; так чрез Адама, Сущего с Небес, по слову Апостола, все мы вновь позваны на небо и удостоены тамошней славы и благодати.

«Когда исполнились дни очищения их, принесли Его, чтобы представить пред Господа». Кого их? – Слово Закона говорит о рожденных, а вместе и о родивших в брачном сожительстве, как долженствующих очиститься; посему и Псалмопевец говорит: «В беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7). Но когда на лицо – не родители, но единая Родившая, и Она – Дева, и рождение Ребенка безсеменно зачатого, тогда, конечно, не было нужды в очищении, но и это было делом послушания, возвращающего преслушавшее естество, и исправление вины за непослушание. Итак, когда исполнились дни очищения их, принесли Его, чтобы представить Господу: посвятить, явить как первенца, согласно написанному в Законе Господнем: «Всяк мужеск пол, разверзаяй ложесна матере своея, свят Богови наречется» (Исх.13:2).

И воистину Он был единственный, Кто в Своем зачатии разверз ложесна, несочетанно был чревоносим силою одного слова и знамения Божия, как Дева чрез Ангела и приняла в уши. Так почему же Закон говорит: «Всяк мужеск пол, разверзаяй ложесна»? – Это подобно тому, как многие именовались пророками и многие христами (помазанниками), как Бог говорит через Псалмопевца: «Не прикасайтесь помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (Пс.104:15); один же только был воистину Христос (Помазанник), и один только Пророк, именно – Он; так, хотя и говорится «всякий первенец», разверзающий ложесна, но по-истине только Он – разверзаяй, единый Святый Израилев.

Беседы (омилии). Омилия 5. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Георгий Константинович Властов (†1899)

Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: (потому что) Мои они.
Ст. 2 В Ветхом Завете, начиная с Авраама, мы видим особые преимущества, которыми пользуются первенцы. Так, они получали двойную часть наследства, господствовали над братьями, и священнодействовали как главы семейства. В Египте посреди чужеземцев они сохранили этот семейный закон, который один мог спасти их от смешения с Египтянами, соединяя крепкими узами семью под одним главенство старшего брата, вступавшtго во все права отца. Но здесь выступает еще новая мысль: первородные, священнодействующие по праву в семье, отдаются Богу в собственность, как выкуп за спасение в страшную ночь десятой казни, и вместе с ними отдаются Богу первенцы всяких домашних животных, в воспоминание того же события, когда Господь «сотворил суд богам Египетским». Сам Израиль, как народ, был первенец Господа (Исх. 4:22), его же первенцы должны были посвящаться на служение царю Израильскому. Первенцы эти выкупаются двояко: а) ценою серебра; и б) взамен священнодействия первенцев берется как выкуп за них все племя Левиино, на которых переносится обязанность служить Богу за всего Израиля. Подобного закона или учреждения мы не встречаем нигде в древнем мире, между тем он заставлял народ свято помнить, что он весь прянадлежит исключительно Господу; первенцы людей и животных представляли собою типически весь Израиль, со всем его имуществом, и отдание их Богу знаменовало, что весь Израиль есть собственность Царя и Господа. Некоторые мыслителя в посвящении первенцев Богу, как жертвы умилостивления, видит также прообразование Великой жертвы Искупления для спасения всего человечества.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они

Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта (11:7; 12:23). Спасенные Богом, они составляли Его собственность: «Мои суть», принадлежали Ему (Чис. 3:13; 8:17). Поэтому они должны быть освящены, выделены (ст. 12); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов (Чис. 3:41,45; 8:16–18), а первородные чистых животных приносимы в жертву Богу (ст. 15).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VI. Паримия на праздник Сретения (Исх. 12:51, 13:2–3, 10–12, 14–16; Лев. 12:1–4, 6, 8; Чис. 8:15–17). В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами.

Ст. 2-3, 10 от человека до скота: Мои они. И иде Моисей, и собра вси люди и рече: помните день сей, в оньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы: рукою бо крепкою Господь изведе нас отсюду. И сохраните закон Его

Исполняя повеление Господа касательно обнародования закона о первенцах, Моисей указывает на него народу, как на памятник благодеяний Божиих при исшествии Евреев из Египта. «Помните день сей, в оньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы». Домом работы, или рабства, Египет назван потому, что в Египте Израильтяне употребляемы были на невольнические работы, и Египтяне обращались с этими невольниками, как бы с преступниками, заключенными в темнице и в наказание за преступления несущими бремя изнурительных работ. И Евреи не могли бы собственными силами избавиться от этого бедствия, если бы Сам Господь не извел их оттуда рукою крепкою. Рука крепкая, это та могущественно-грозная сила, которую Господь проявил над Египтянами, поразив их чудесными казнями, заставившими их наконец отпустить Израильтян. – И сохраните закон Его. Выше в стихах 4–9 шла речь собственно о законе опресноков, который должен быть соблюдаем ежегодно в течение семи дней от дня пасхи, по вступлении в землю обетованную. Не останавливаясь на сем законе, паримия переходит к следующему за тем изложению закона о первенцах.

См. также Толкование на Исх. 12:51

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible