Скрыть
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 19-32 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви

Говоря себе самим, то есть каждый в душе своей сам с собою. Говорите в псалмах, - это то же, что говорит: песнями духовными хвалите в сердцах ваших Бога (ср. Кол. 3:16). Жены мужьям своим как Господу да подчиняются, как и Церковь подчинена Христу. Как любовь Церкви есть дело сердца, а не вида (внешнего, или лица), так и жена да любит своего мужа, - и как Церковь не имеет иного Христа вместо (Истинного) Христа, так и жена да не имеет иного мужа вместо своего мужа (законного). Равно и мужья да любят жен своих, как и Христос возлюбил Церковь Свою: ибо если любит ее и попечение имеет о ней, то истинную эту любовь не может переменить на что-либо другое. Брак у святых (христиан) Апостол соделал (ст. 32) таинством Христа и Церкви, то есть: как истинная, учрежденная от Адама до Господа нашего, любовь эта была таинством совершенной любви Господа нашего. Как Церковь оставила идолов и преданность прежней жизни на подобие отца и матери: так и Христос Сам оставил Отца на небесах и мать на земле, и умер за Церковь, дабы Церковь, которую возлюбил, оживотворить Своею смертью и, превознесенную, ввести ее в Свое царство.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 28-29 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

«Так должны мужья», – говорит (апостол), – «любить своих жен, как свои тела». Что это значит? Значит, что он переходит к убедительнейшему и к сильнейшему примеру; и мало того, к примеру более близкому и ясному, и к новой причине. То не казалось весьма необходимым, и чтобы не сказал кто-нибудь: Он был Христос, был Бог, и сам Себя предал, – (апостол) иным способом доказывает то же, говоря: «так должны»; итак это – не милость, а долг. Сказавши: «как свои тела», он присовокупил: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (ст. 29), т. е. заботится о ней с великим тщанием. Но каким образом (жена) – плоть мужа? Послушай: «вот, это», – говорил (Адам), – «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Бт. 2:23). И не только это, но сказано еще: «и будут одна плоть. Как и Христос возлюбил Церковь»: обращается к прежнему примеру.

Беседы на Послание к Ефесянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя

Женщинам в пример приводится Церковь, мужчинам - Христос… Павел увещевает мужей и на основании более низком, а именно на основании собственного тела, а не только на высоком основании, т.е. говоря о Господе.

О воздержании

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела

Не как на более важный и необходимейший пример указывает теперь на то (ибо ясно, что отношение Христа к Церкви гораздо важнее этого примера), но как на более близкий и подручный. Именно дабы кто-нибудь не сказал, что Тот был Бог и предал Себя, — он иным способом указывает нам эту необходимость. Должны, говорит, любить, то есть не милость — это дело, но долг и необходимость, потому что жена есть твое тело. Итак, пример Христа он привел не к тому только, что должно любить, но и к тому, чтобы и благоустроять. Чтобы она была, говорит, свята и непорочна. Пример же тела выставил по отношению только к любви.

любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

Напряженное, говорит, и самое тщательное попечение прилагает всякий о своем теле, так и ты по отношению к своей жене. И опять Христа приводит в пример, показывая, что и Христос возлюбил нас, как Свою собственную плоть.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Тако должны суть мужие любити своя жены, яко своя телеса; любяй бо свою жену, себе самаго любит

Выставляет новое сильнейшее и яснейшее побуждение к любви. Сказанное пред сим могло быть не ясно понято, могло казаться далеким. Он и говорит как бы: может быть, сказанное не так для вас понятно, скажу прямее и ближе: любите жен, как свои тела; ибо, в самом деле, они суть тела ваши, и, любя их, вы не на сторону обращаетесь, а на себя же, ибо, любя жен, себя любите. Так сочетавает течение речи святой Златоуст: «Переходит Апостол к сильнейшему примеру; и не только это, но к ближайшему и яснейшему, и к новой причине. Ибо то (сказанное) не казалось весьма необходимым, и для того, чтобы не сказал кто-нибудь: Он был Христос, был Бог и Сам Себя предал, — Апостол иным способом доказывает то же, говоря: тако должны суть любити, яко своя телеса. — Итак, это — не милость, а долг».

Что следует из обязанности любить своих жен, яко своя телеса, очевидно само собою. «Но каким образом жена есть плоть мужа? — Послушай: се ныне, говорит Адам, кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23). Ева есть плоть от плоти Адама» (святой Златоуст). Это основание Апостол не выставляет здесь, предполагая его известным. Ибо, кто знает, как первоначально произошла жена, тот не может недоумевать, как жена есть тело мужа. Праматерь Ева взята из праотца Адама, и Адам прямо определил ее, говоря: се плоть от плоти моея. Но что тогда физически совершено, то потом по закону, Богом положенному, совершается у мужа с женою нравственно. По браке муж жену имеет в чувстве своем частию себя самого; и жена в чувстве своем имеет себя привитою к мужу, так что самым делом выходит, что они оба — плоть едина, то есть одно существо, одно лицо. Апостол и говорит как бы: нечего тебя учить, как любить жену; люби, как часть тебя самого. Конечно, любовь к жене требует жертв (как выше выходило из указания на отношение Христа Господа к Церкви), но эти жертвы не на сторону, а на тебя же. Любяй жену, себя любит. Следовательно, и жертвуяй чем для жены, на себя жертвует.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-30 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его

Тут новое разъяснение, почему мужья должны любить своих жен: жены составляют собою собственные тела своих мужей, образуют, по своему происхождению, так сказать, составную часть их собственной личности. Но если это так, то жена может быть названа «плотию» своего мужа, а «плоть» свою всякому любить естественно и необходимо: никто не станет причинять вред своему организму, лишая его необходимых забот (питает и греет ее). Так и Христос питает Церковь, как хлеб жизни (Ин VI:48), и греет ее, как пастырь добрый овечку. Ведь мы - прибавляет Ап. - действительно, члены тела Христова произошли от плоти Его и от костей Его, подобно тому, как Ева произошла от ребра Адамова. Впрочем, по объяснению св. Иоанна Златоуста, выражение: «от плоти Его» (и костей Его) указывает просто на то, что мы поистине произошли от Христа, как от нового родоначальника. Можно прибавить, что мы имеем в себе Христа, носим, так сказать, в своем новом существовании Его род и сущность (Эвальд).

См. также Толкование на Еф. 5:22

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5.25. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

5.26. чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова;

5.27. чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

5.28. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

5.29. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,

5.30. потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

5.31. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2:24)

5.25-31 Как послушание внушается преимущественно женам, так любовь заповедуется Апостолом преимущественно мужьям. Может быть, тирания мужей-язычников и распущенность женщин, не связанных брачными договорами, могли подать Апостолу особое побуждение к сим внушениям. Но можно подумать и так, что повиновение, в страхе Божием соблюдаемое, тем самым возбудит и любовь в женах, имеющих природное влечение к мужу своему (Быт. 3: 16). «Жена должна паче всего соблюдать повиновение мужу, потому что покушение жены взять преобладание расстраивает мир семейный. Муж же паче всего должен любить жену, потому что эгоизм с его стороны делает невозможным благоденствие и сладость семейной жизни» (Преосвящ. Феофан). «Подражайте Владычней попечительности, и какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за невесту Свою, чтобы её очистить, сделать славною, сгладить с нее следы старости и явить свободною от всякого порока. Посему и вам надлежит иметь такую же любовь к супругам и прилагать о них попечение, как о собственном своем теле» (Блаж. Феодорит). «Не отвращайся от жены и из-за ее непривлекательности. Она – Божие создание. Не хвали её и за красоту. Развратным душам свойственна эта похвала и такая ненависть, да и самая страстная любовь. Ищи красоты душевнойподражай жениху-Христу. Не станем искать ни денег, ни внешнего благородства, но благородства душевного». «Но каким образом жена есть плоть мужа? Послушай: се ныне, говорит Адам, кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2:23). Ева есть плоть от плоти Адама». «Как от Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви нарождается все множество верующих, которое, составляя единое тело, опять влагается в бок Христов, став в едину плоть с Ним». «Об этом и Сам Господь молился: да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17:21)» (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible