Скрыть
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!

Святые отцы

Прочие

Дионисий Александрийский, сщмч. (†264)

Ст. 4-11 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Видишь, как он, перечислив множество домов, полей и прочего, о чем он упоминает, не нашел в них никакой прибыли, ибо от них он не сделался лучше по душе и не приобрел родства с Богом. По необходимости переносит он речь на истинное богатство и прочное имение. Желая показать, какие из приобретений остаются у владельца, постоянно пребывают и сохраняются при нем, он прибавил: и мудрость моя пребысть со мною. Она одна пребывает, а все прочее, что он перечислил выше, удаляется и исчезает. Мудрость моя пребысть со мною, и я восстал чрез нее. Все остальное падает и производит падение тех, которые прибегают к нему, Но ему хотелось сделать сравнение между мудростью и так называемыми благами человеческими. И все, ею же просиста очи мои, прибавляет он, не отъях от них и т. д. И он порицает не только те труды, которые с усилиями переносятся людьми, в изобилии пользующимися наслаждением, но и те, которые по необходимости и поневоле переносятся людьми трудящимися, занимающимися в поте лица различными искусствами. Труд велик, говорит он, а искусство, происходящее от труда, временно и не прибавляет ничего полезного к наслаждениям. Вследствие этого (и от таких трудов) не получается никакой выгоды. Где нет излишка, там и нет и выгоды. Итак, воистину суета и произволение духа то, о чем заботятся люди. А духом называет он душу, ибо произволение есть качество, а не движение. И Давид говорит: в руце твои предложу дух мой (Псалом XXX, 6). И воистину мудрость пребысть со мною, потому что она вразумила и научила говорить обо всем, что нет никакого изобилия под солнцем. Итак, если мы хотим доброй прибыли, если желаем изобилия, если ищем нетления, то будем заниматься трудами, направленными выше солнца. В них уже не суета и не произволение духа, тщетно обращающегося туда и сюда.

Толкование на начало книги Екклесиаста

Григорий Нисский, свт. (†394)

И призрех на вся творения моя, яже сотвориста руце мои, и на труд, имже трудихся творити: и се вся суета, и произволение духа, и несть изобилие под солнцем

Ибо вся сила и действенность чувств имеет пределом жизнь под солнцем; преступить этот предел и постигнуть разумением блага превысшие естество чувственное не в состоянии. Посему, обозрев все это и подобное сему, обучает не смотреть в жизни ни на что здешнее, ни на богатство, ни на любочестие, ни на начальство над подчиненными, ни на увеселения, забавы и пиршества, и если что иное признается драгоценным; но видеть, что один конец всему подобному — суета, в которой не обретается напоследок обилия. Ибо как пишущие на воде, хотя производят рукою писмена, начертывая на влаге изображения букв, но ни одно из начертаний не остается в своем виде, старание же написать ограничивается одним действием писания; потому что за пишущею рукою следует всегда поверхность воды, сглаживающая начертанное; так все старание о наслаждении и вся деятельность обнаруживаются в том, что делается это. А с прекращением действия и наслаждение изглаждается, и не сберегается ничего на последующее время, и в усладившихся не остается никакого следа веселия, или остатка в удовольствии прошедшей деятельности. Сие-то означает слово изрекшее: «несть изобилие под солнцем» трудящимся о чем либо таком, чему предел суета. Чуждыми сего да будем и мы по благодати Господа нашего Иисуса Христа! Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

На Книгу Екклесиаста

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

И оглянулся я на все дела мои, какие сделали руки мои, и на труд, каким я трудился, делая. Кто все делает тщательно и с осторожностью, тот может сказать это: «И вот все суета и томление духа. И нет изобилия под солнцем». Все, что есть под солнцем, Он снова, как и в других случаях, признал ничтожным и, по различию стремлений людских, противоречивым. И нет изобилия под солнцем. Христос в солнце положил селение Свое (Пс. 18:5). Следовательно, кто еще не достиг до света, порядка и постоянства солнечных, в том Христос не может ни обитать, ни изобиловать.

Толкование на книгу Екклезиаст.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Люди напитывают свои сердца в роскоши и в соответствии с этим наставлением Екклесиаста не возбраняют сердцу, чтобы удовлетворялось каждое желание его и радовалось оно в трудах их, и называют это своей долей, поскольку сами пользуются плодами трудов своих, никак - ни пищей, ни добрым словом - не поддерживая нищего.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Надежда Екклезиаста не сбылась. Радости труда не удовлетворили его стремление к счастью. Он увидел, что нет полного счастья (Ithron) на земле.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible