Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 32:50
и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
И священникам подобным образом следует остерегаться того, чтобы не быть двоедушными и не сомневаться в могуществе Господа. Ведь если Моисей и Аарон (которые, как было видно, взволновались у воды пререкания) не удостоились того, чтобы войти в землю обетованную, то уж тем более мы, придавленные бременем грехов, не сможем прейти поток Иорданский и прийти к месту обрезания, то есть к Галгалу, если соблазним одного из малых сих.
Проповедь на Четыредесятницу
Августин Аврелий, блж. (†430)
и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему
Теперь рассмотрим слова: умри на горе, на которую ты взойдешь. В телесной смерти Моисея изображается конец всякого сомнения, но на горе. О, дивное таинство! Однако выяснение и раскрытие этого насколько приятнее манны! Около скалы родилось сомнение, но на горе оно умерло.
Проповеди.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему Моисею за малый проступок повелено видеть землю издали, но возбранено ввести в нее народ?
Владыка сим научает нас, что от совершенных по добродетели требует Он высокой добродетели и, будучи долготерпелив к другим людям, впадающим в великие беззакония, не оказывает такого снисхождения святым; сие сказал и Премудрый: «малый достоин есть милости, сильнии же сильне истязани будут» (Прем. 6:6). И Господь в Священном Евангелии говорит, что «кому дано будет мало, мало взыщется от него, а ему же дано будет много, много взыщется от него» (Лк. 12:48).
Впрочем, должно знать и то, что Владыка посредством одного устрояет другое. Так, без сомнения, и сему великому пророку не дозволил ввести народ в Обетованную землю, чтобы израильтяне не стали поклоняться ему как Богу, потому что, обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение тельца наименовавшие Богом, очевидно, тем паче воздали бы как Богу поклонение тому, кто был для них служителем толиких благ. Посему-то премудро правящий нами Бог и гроб Моисеев соделал неизвестным. Надобно же заметить и то, что Моисей служит образом закона, почему и закон именуется Моисеем; сказано: «имут Моисеа и пророки» (Лк. 16:29), и: «даже до днесь, внегда чтется Моисей» (2Кор. 3:15), и: «царствова смерть от Адама даже до Моисеа» (Рим. 5:14). Как Исаиею называем не пророка только, но и книгу его, также Иеремиею и Иезекиилем – не мужей только сих, но и книги их, и апостолом – не самого проповедника истины, но и книгу его, так закон наименован Моисеем. А Иисус Навин есть образ Спасителя вселенной. Посему как Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в Обетованную землю, так закон покорных ему освобождает от нечестия, вводит же в Небесное Царство евангельская благодать.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 48-52 И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым
Ср. Чис XX:7–13; XXVII:12–15; Втор I:37; III:23-28; IV:21–22. Нево (Навав) — одна из возвышенностей горного хребта Аварим.