Скрыть
тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему »;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»

Ст. 9-10 тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого

Аще не восхощет брат мужа возставити имя брата своего во Израили, приступивши жена брата его к нему, изует сапог его, и речет: сице да сотворят человеку, иже не созиждет дому брата своего. И прозовется имя его во Израили, дом изутаго из сапога

Это есть образ Церкви, которая изула духовный сапог народа еврейского, и отдала оный сынам своим, плюнула в лицо народу еврейскому, потому что не восхотел создать дому Еммануила, Который, воплотившись от Девы, соделался братом сынов Иаковлевых. Прозовется домом изутаго из сапога так и народ еврейский доныне именуется народом распинателей.

Толкование на книгу Второзаконие

Августин Аврелий, блж. (†430)

тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему»

Во времена пророков было другое установление для святых жен, которые обязаны были выходить замуж ради послушания, а не по своему желанию, чтобы множился народ Божий, в котором предпосылались пророки Христа. И сам народ, благодаря тому, о чем они образно говорили, или те, кто знал, или те, кто этого не знал, был пророком Христа, от которого родилась плоть Христа. Так вот, ради умножения этого народа Закон обличал того, кто не давал потомства Израилю. Поэтому и святые жены горели не похотью, но благочестивым послушанием, так что правильно считать, что они не искали бы телесной близости, если бы дети могли родиться как-то иначе.

О благе вдовства.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]»;

Почему Моисей повелевает плюнуть в лицо тому, кто не хочет вступить в брак с женою бездетного брата?


Бесчестием понуждает израильтян к братолюбию. Лучше было бы по естественному чувству позаботиться об умершем, но поскольку не все уважают закон природы, то законодатель понуждает их бесчестием.

Толкование на книгу Второзаконие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-10 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, - и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого

Исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата, так называемый левиратный (levir – деверь) брак, имевший своей целью поддержание «имени почившего в Израиле».

За неимением брата, бездетную вдову должен был взять ближайший родственник.

Делая левиратное постановление, Моисей вводил не новый закон, а только сообщал юридическую силу древнему обычаю, существовавшему у евреев и некоторых других народов. Первый библейский пример левиратного брака встречаем в семействе сына патриарха Иакова — Иуды (Быт XXXVIII). Правда, Моисей несколько ослабляет обязательность исполнения древнего обычая, но обставляет это отступление такими формальностями, которые имеют характер косвенного побуждения к тому, чтобы эти отступления не были слишком частыми (ср. блаж. Феодорита вопр. 32 на кн. Втор.).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible