Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и бу́детъ егда́ упоко́итъ тя́ Госпо́дь Бо́гъ тво́й от всѣ́хъ вра́гъ твои́хъ, и́же о́крестъ тебе́ на земли́, ю́же Госпо́дь Бо́гъ тво́й дае́тъ тебѣ́ въ жре́бiй, е́же наслѣ́дити ю́, да погуби́ши и́мя Амали́ково от земли́, я́же подъ небесе́мъ, и да не забу́деши.
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его - гибель
«Начало народов - Амалик, а семя его погибнет». В действительности, Амалик - не из всех народов первый, но поскольку в переводе Амалик означает «царь неверных», а неверные - это язычники, то смотри: мы не должны принимать первенствующего в мире, того, кто правит народами, творящими волю свою, чье семя погибнет. Семя же его - нечестивые и неверные, кому говорит Господь: «Вы - от отца вашего диавола».
Феодорит Кирский, блж. (†457)
25:19 и будет егда упокоит тя Господь Бог твой от всех враг твоих, иже окрест тебе на земли, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, еже наследити ю, да погубиши имя Амаликово от земли, яже под небесем, и да не забудеши.
Почему повелевает Моисей амаликитян предать конечной гибели?
Они были и нечестивы, и братоненавистливы. Хотя вели свой род от Исава, но первые предприняли войну против израильтян, и притом, когда были они еще далеко и не приближались к пределам их. После сего опять яснее прежнего показывает Моисей, что повелено им отделять две десятины. Говорит же так: «егда же совершиши одесятити всю десятину плодов земли твоея в лето третие, вторую десятину да даси левиту и пришельцу и вдове и сироте, и ядят во градех твоих и насытятся» (Втор. 26:12). А что не в один день предлагал пророк учение сие народу, явствует это из следующего. Сказано: и заповеда Моисей и старейшины Израилевы, глаголя: сохраните творити вся заповеди сия, елика аз заповедаю вам днесь (Втор. 27:1). Потом Владыка Бог повелел по переходе чрез Иордан поставить два великих камня и обелить их мелом и написать на них заповеди (Втор. 27:2-3), после из самородных камней создать жертвенник на горе Гевал и совершить узаконенные жертвоприношения, и кроме других жертв, как бы некую благодарственную жертву, совершить жертву спасения, а наконец – устроить пиршество, прославляя благодетеля Бога (Втор. 27:5-7).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-19 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога; итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь
См. Иcx XVII:8–16. Позднее, амаликитяне были разбиты Саулом (1Цар XV:1–8) и окончательно уничтожены при Езекии (1Пар IV:41–43).