Скрыть
И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13, 15 Изберите себе мужи мудры, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники

Тысященачальниками именуются Апостолы, стоначальниками - Пророки, пятьдесятоначальниками - учители, десятоначальниками - истолкователи. В ином смысле, тысященачальники означают не только верховное Божество, но и Престолов и Господствия, стоначальники - Архангелов, Начала и Власти, пятьдесятоначальники - Ангелов, Силы, Херувимом и Серафимов, десятоначальники - Апостолов, Пророков, учителей. Первый смысл относится к Церкви видимой, а второй - к Церкви умосозерцаемой. Ибо в видимой Церкви воплотившийся Еммануил поставил тысященачалъников, стоначальников, пятьдесятоначальников и проч.

Толкование на книгу Второзаконие

Августин Аврелий, блж. (†430)

И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим

Затем Моисей поставил в народе Божием людей, которые обязаны были заведовать обучением грамотности, хотя еще не были знакомы ни с одной буквой божественного Закона. Писание называет их письмоводителями (grammatoeisagogous), то есть водителями письмен или в письмена: так как они некоторым образом вводят письмена в сердце учащихся, или лучше - вводят в письмена тех, кого обучают.

О граде Божьем

Георгий Константинович Властов (†1899)

12. как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши?
13. изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими.
14. Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать.
15. И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, [разумных] и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.

Моисей говорит о том назначении начальников народа, которое он исполнил по совету Иофора (Исх. 18:21). Здесь не представляется надобности рассказывать в подробности это событие, и потому Моисей указывает только на невозможность для него одного ответить всем требованием народа. Справедливо замечают многие комментаторы, что совсем другое значение имели те семьдесят старейшин, которые назначены в помощь Моисею по Чис. 11:14,16,17. Эти последние должны были быть его помощниками в законодательстве и в разъяснении народу духа Господних повелений и законов ему предписанных, потому они были и одарены высшим пророческим даром, между тем как тысяченачальники, сотники, пятидесятники и другие начальствующие лица поставлялись или избирались из числа правдивых, способных, боящихся Бога, не корыстолюбивых (Исх. 18:21), но не одаренных высшими дарами Господними как те старцы, на которых «Господь возложил от Духа, дабы они несли с Моисеем бремя народа». (Чис. 11:17). Притом по расчислению раввинов на 600 000 мужей, вышедших из Египта (Исх. 12:37), начальствующих лиц от десятника до тысяченачальника должно было быть назначено 78 600 мужей (60 000 десятников † 12 000 пятидесятников † 6 000 сотников † 600 тысяченачальников). Эти начальствующие лица были и судьями в пустыне и решали все дела между израильтянами, кроме важнейших доходивших до Моисея. (Исх. 18:22).

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-18 И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам: как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши? изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими. Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать. И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим. И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его. И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать

Моисей говорит о назначении подчиненных ему начальников из народа, по совету Иофора (Исх XVIII:13–26).

По расчислению раввинов, на 600 000 человек, вышедших из Египта (Исх XII:37), начальствующих лиц было назначено: 60 000 десятников, 12 000 пятидесятников, 6000 сотников, 600 тысяченачальников, — всего 78 600 человек.

В комментируемом месте не имеются в виду те 70 старейшин, которые избраны были разделять с Моисеем бремя высшего народного правления и которые, как ближайшие помощники пророка, озарены были духом пророчества (Чис XI:11–17, 24–29).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия в день Трех Святителей (30 января), также во дни памяти Вселенских Соборов, и в неделю Святых Отец, пред Рождеством Христовым. Втор. 1:8–11, 15–17. В сей паримии излагается та часть речей Моисея к сынам Израилевым, в которой он вспоминает об избрании помощников ему по части судебной.

И взях от вас мужи мудры и уметельны и смысленны, и поставих их владети над вами тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим

Избрание на судебные должности мужей мудрых и уметельных и смысленных, т.е. вообще рассудительных в теоретическом и практическом отношении, предоставлено было народу по коленам. Моисей утвердил этот выбор, и выбранных поставил владеть сынами Израиля, – заправлять ими в пределах судебной власти. По кругу этой власти одни из судей назывались тысяченачальниками, другие – стоначальниками, третьи – пятьдесятоначальниками, четвертые – десятоначальниками. Менее важные дела разбираемы были десятоначальниками, более важные восходили на рассмотрение к высшим представителям судебной власти. Дел, которые по особенной важности должны были поступать от них на решение к самому Моисею, было немного, и таким образом у него оставалось больше свободного времени для собственно начальственных распоряжений. При судьях учреждена была должность, тоже по выбору, письмоводителей, т.е. делопроизводителей, которые вели запись поступающим делам и записывали судейские приговоры. Этот закон о судьях имел силу собственно на время странствования Евреев, по водворении же их в земле обетованной, должен был вступить в действие другой закон, по которому каждое местечко должно было иметь собственных судей (Втор. 16:18) из местных старейшин, и им предоставлено было право за некоторые преступления (например, за буйство сына против отца) казнить смертью виновных (Втор. 21:20). В спорных или особенно затруднительных случаях местные судьи должны были по закону обращаться к посредничеству священников при скинии или храме. Как знатоки и толкователи закона, священники могли постановлять окончательное решение, которому подсудимые должны были непременно подчиняться под страхом смерти за ослушание (Втор. 17:8-12. Слич. 1Пар. 23:4; 2Пар. 19:8–10).

Толкование на паремии из книги Второзакония.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible