Скрыть
Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Есть муж в царстве твоем, в нем же дух святых богов. Так матерь Валтасарова указала Валтасару на того, кто может прочесть написанное; ибо царица имела доверие к Даниилу за истолкование им двух снов ее мужа, которые объяснил Даниил. А может быть и другие рассказывали царю о чудных дарованиях Даниила. Сам же Валтасар, вероятно, был еще в детстве, когда Даниил толковал сны, и преданный детским занятиям не знал происходившего.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь

Есть в царстве твоем муж, в котором дух святых богов. Кроме Симмаха, последовавшего халдейскому подлиннику, прочие перевели: дух Бога.

И во дни отца твоего найдены были в нем мудрость и знание и проч.

Отцем называет, как мы выше сказали, прадеда его, Навуходоносора, сообразно с обычаем Писаний. Достойна подражания и такая жизнь святого мужа между иноземцами (barbaros), что бабка или мать царя превозносит великие доблести его такими похвалами.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.11-12 Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение.
Ст.11-12 Есть муж во царстве твоем, в немже дух Божий: и во дни отца твоего бодрость и смысл обретеся в нем, и царь Навуходоносор отец твой князя постави его волхвом, обаятелем, Халдеем, газарином, яко дух преизобильный (бяше) в нем, и премудрость и смысл (обретеся) в нем, сказуя сны и возвещая сокровенная и разрешая соузы, Даниил, и царь нарече имя ему Валтасар: ныне убо да призовется, и сказание его возвестит тебе.

     Есть муж в царстве твоем, в нем же Дух Божий святый, и во дни отца твоего бодрость и смысл обретеся в нем. И из сего можно уразуметь, что это, как вероятнее всего, была матерь царя. Потому пересказывает ему, как незнающему, о том, что было давно, извещает его о блаженном Данииле, исповедует, что он исполнен Духа Божия, и говорит собственными словами Навуходоносора. Ибо тоже и он сказал о Данииле. Присовокупила же: «во дни отца твоего бодрость и смысл обретеся в нем» и бодростью назвала трезвенность души, а смыслом – разумение сокровенного и зрение того, что утаено от многих.
     И царь Навуходоносор, продолжает царица, отец твой, князя постави его обаятелем, волхвом, Халдеем, газарином. Потом присовокупляет и причину.
     Яко дух, преизобильный в нем, то есть, имеет переизбыточествующую благодать Духа. Потом исчисляет виды духовной действенности, и говорит: И премудрость и смысл, сказуя сны и возвещая сокровенная, и разрешая соузы Даниил, потому что, сделавшись сосудом Божия Духа, Даниил на все дает мудрые советы, благоразумно о всем рассуждает, отгадывает сны, и что прикрыто какою-либо неясностью, то освобождает от неясности, как бы снимая какие узы и печати, и стрегомое в таибницах избавляя от оков, разрешает и отверзает, и желающих вводить в самую внутренность. Сие-то означают слова: «возвещаяй сокровенная, и разрешася соузы Даниил». Посему-то, говорит царица, Царь нарече имя ему Валтасар. Поелику видел, что озаряется он Божественною силою, то удостоил именовать его даже Богом.
     Ныне убо да призовется Даниил, и сказание его возвестит тебе. И не говорит: призови Валтасара, потому что дознав опытом силу Пророка, еврейское имя предпочитают халдейскому. Посему в последствии и именуют его уже Даниилом.

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение

Поставленный бессилием своих мудрецов в безвыходное положение, Валтасар был выведен из него советом «царицы» пригласить для прочтения и объяснения таинственной надписи Даниила. Присутствие царских жен в пиршественной зале (2-3 ст.), царица же входит в «палату пиршества» (ст. 10), а равно ее решимость дать царю публичный совет, на что не могла осмелиться жена восточного деспота, заставляют думать, что под «царицей» разумеется не жена Валтасара, а его мать, дочь или внучка Навуходоносора (Флавий). В ее устах Валтасар — сын Навуходоносора не в буквальном, а в переносном смысле, — потомок. С подобным значением слово сын употребляется и в клинообразных надписях. Так, в надписи Салманассара II Ииуй, царь израильский, называется сыном Амврия, хотя на самом деле он был сыном Иосафата (4Цар. 9:2). Если бы Навуходоносор приходился родным отцом Валтасару, то незачем было бы прибавлять его имя: «Навуходоносор, отец твой.»

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible