Скрыть
Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя

И отворила кладязь бездны - то есть она явила сердце свое без какого-либо страха или стыда греха. И вышел дым из кладязя - то есть от народа, который закрывает и помра­чает Церковь, так чтобы говори­лось: и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Иоанн сказал, что солнце помрачилось, но не исчезло. Ибо грехи злых или гордых людей, повсюду совершающиеся в мире, помрачили солнце - то есть Церковь. И порой они помрачают святых и праведных. Потому что столь велико число злых людей, что часто с трудом среди них проявляются благие.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 1-5 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи: и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев. И мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека

Некоторые говорят, что под звездою, спавшею с неба на землю, и предназначенную для суда Иосафатову долину, разумеется посланный для наказания Ангел Божий; студенец бездны означает геенну; дым из него исходящий - что для мучимых солнце и воздух будут не видимы; прузи - это черви, о которых сказал Пророк: «червь их не скончается» (Исаия, 66, 24). - А что не вредит травы земныя, но человеки точею, так сие потому, что вся тварь освободится от тления, ради нас которому ныне рабствует. - Но да муку приимут пять месяцев, т. е. будут тяжко и жестоко мучимы только некоторое определенное время, притом же - легче, но вечно. О звезде я думаю, что это есть Божий Ангел; он, по Божию попущению, выведет из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, соделавши свое пред кончиною, потом подверглись бесконечному мучению. - Дым - мрак, предшествующий производимым, по наущению их, злым делам, по совершении коих дана им будет власть мучить людей. - Помраченiе солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей, наслаждающихся светом их, или на разжженную любовь во время страданий, так как находящимся в скорби и свет бывает тьмою. - А что мысленные прузи (саранча) уязвляют людей подобно скорпионам, так сие означает, что в конце злых дел сокрыта душевная смерть, которой подлежат все не отличенные на лицах Божественною печатью и не освещенные чрез посредство Святого Духа просвещением животворящего Креста, так чтобы, по слову Владычнему, свет их светился пред человеками к прославлению Божественного имени (Мф. 5, 16). - Пять месяцев мученiй означают, думаем, или их непродолжительность, ибо, по слову Владыки, «аще не быша прекратилися днiе оны, не бы убо спаслася всяка плоть» (Мф, 24, 22), - или некое время пятеричное ради соответствия пяти внешним чувствам, которыми грех привходит в человека, - или время определенное, но известное одному Богу.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя

От вышедшего дыма потемнело солнце. Правильнее не придавать самостоятельного значения этой черте символического видения, и указание на потемнение солнца и воздуха рассматривать как переход к выяснению последующего.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны: она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

Снова пред тайновидцем звезда, и снова – природа ее особенная, ибо чрез нее также вторгается на землю бедствие, хотя и не так непосредственно, как в звезде полыни. От новой этой звезды данным ей ключом выпускается из бездны чрез ведущий в нее колодезь дымное исчадие ее – саранча. «Самое наименование бездны, – говорит прот. Орлов, – есть указание на преисподнюю, где осуждены пребывать злые духи. Бездну, таким образом, нужно отличать от ада и от геенны как места страдания умерших. Бездна есть местопребывание демонов, где они заключены и как бы заперты на ключ, т. е. лишены свободы действия». Об этой бездне как месте обитания злых духов не раз говорится в Евангелии. Так, например, изгнанный из Гадаринского бесноватого легион бесов просил Господа, чтобы не высылал их вон из страны той (Мк.5:10), а по Евангелию от Луки, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк.8:31). И вот соответствующая полыни третьей трубы, упавшая теперь с неба звезда данным ей ключом отпирает этот колодец, ведущий из бездны, и тайнозритель видит такое множество вышедших оттуда частиц дыма, что ими помрачилось солнце и воздух. Из этого дыма в таком же множестве вышла саранча, которая и обычно при передвижении своем представляется как бы огромной тучей дыма. Однако здесь саранча эта не то насекомое, которое является бичом для земледельцев, так как она уничтожает необозримой массой своей траву, злаки и все растения. Данной апокалиптической саранче присвоена была другая власть – та, «какую имеют земные скорпионы, т. е. присущая им способность производить весьма опасное для жизни и здоровья человека ужаление (Эвальд, Эбрард, Клифот)».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
 

  Св. Андрей Кесарийский под этой звездой понимает Ангела, посланного для наказания людей, под «кладязем бездны» – геенну, «прузи», или саранча, это, по его мнению, черви, о которых сказал пророк: «Червь их не скончается» (Ис. 66:24); помрачение солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей.

  «О звезде я думаю, что это есть Божий Ангел; он, по Божию попущению, выведет из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, соделавши свое пред кончиною, потом подверглись бесконечному мучению» (св. Андрей, гл.26).

  О связывании диавола и его освобождении смотреть ниже, Откр. 20:7; сравнить также: Ин. 12:31.

  «Дым – мрак, предшествующий производимым, по наущению их, злым делам, по совершении коих дана им будет власть мучить людей» (св. Андрей, гл.26).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible