Скрыть
И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

Гусли, натянутые на дерево, обозначали тело Христа, преданное страданию, - то есть плоть Христа. Золотые чаши - исповедание и поколение нового священства.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 7-8 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

Гусли означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие; фимиам - благовонную жертву верных приносимую ими нескверным житием, ибо, как говорит божественный Павел, «Христово благоухание есмы» (2Кор. 2, 15); - фiалы - помышления, из которых исходят благовоние добрых дел и чистая молитва.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

Своими страданиями Господь показал, что в Нем исполнилась проповедь обоих Заветов, и Церковь, воздавая Ему хвалу, сама предает себя на страдания, чтобы, подобно апостолу, восполнить недостаток в плоти ее скорбей Христовых (Кол 1:24). Гусли с натянутыми на древесине струнами символизируют здесь тела, готовые к смерти; чаши же обозначают сердца, широко раскрытые для дыхания милосердия.

Нам подобает искать Господа как в сиянии света добрых дел, так и в исполненной благодати духовной молитве. Поэтому хорошо поступили женщины, о которых рассказывают, что они, придя рано утром ко гробу, принесли с собой приготовленные ароматы. Наши ароматы - это наши голоса в молитве, в которой мы вверяем Господу желания нашего сердца, что подтверждает апостол Иоанн, описывая чистейшие, самые сокровенные желания святых: имели, - говорит он, - золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Что по-гречески зовется ароматами по-латыни - благовония. Таким образом, мы приносим рано утром ароматы ко гробу Господню, вспоминая о страданиях и смерти, которые Он претерпел за нас, и внешне являем ближним свет добрых дел, в то время как внутри наше сердце охвачено чистым и ласковым пламенем покаяния. Так следует поступать постоянно, но в особенности, когда мы входим в церковь для молитвы и когда приближаемся к алтарю, чтобы принять таинство Тела и Крови Господа.

Изложение Откровения

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим.2:1-2), и в 2Кор.1:11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис.43:27; Иер.15:1; Откр.5:8;8:3-4 – говорит о ходатайстве пред Богом за других.

Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: (1Ин.5:16).

Оружие правды

Евагрий Понтийский (†399)

И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

Чаши, полные фимиама, которые, как говорится, суть молитвы святых и которые принесли двадцать четыре старца, нужно понимать так: «чаша» есть привязанность к Богу, или совершенная и духовная любовь, в которой и осуществляется молитва в духе и истине.

Главы о молитве

Примасий, еп. (†560)

имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

Чаша, приятная Богу, есть исповедь благочестивая, когда ничто не скрывается в сердце лукавом, но все изливается из открытой души. Это и есть большая золотая ваза в доме, курящаяся приятным ароматом к услаждению Христа. Речи же святых есть деяния благодати, действующей во спасение мира, смерть же их - укрепление малым. Христос, - сказал Петр, - пострадал за нас, оставив нам пример дабы мы шли по следам Его (1Пет 2:21). Итак, когда те, которые Христовы распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24), они как бы на гуслях воспевают Христа, ибо как Он за них, так и они за Него, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса (Евр 12:2).

Комментарий на Откровение

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

В Книге Бытия, глава 18. Явился Господь Аврааму. Он возвел очи свои и взглянул. И вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (...) и поклонился до земли (Быт. 18:2). Эти три мужа были образом триипостасного Бога нашего, по общему разумению и толкованию всех святых Отцов, и об этом же говорится в дальнейшем в этой же главе Священного Писания, а также в начале этой главы, где написано: И явился ему Господь (Быт. 18:1).

Исходя из этого, СПРАШИВАЮ: Естество ли Божие Само по Себе видел Авраам, или он видел Бога в ином образе? Не можете утверждать первое, потому что невидимого, непостижимого и неописуемого Бога никто не видел. Поистине, он в ином образе видел триипостасного Бога, то есть в образе троих мужей. Если же он этому образу поклонился до земли, то кто нам запретит поклоняться образу Христа Бога нашего и прочих святых другое Божиих?

Вспомним же здесь и столб облачный, о котором так пишется: Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой (Исх. 33:9-10). 

Если же эти люди поклонялись Богу в столбе облачном, то что возбраняет нам этому же Богу поклоняться в иконе; не явственнее ли образ Христов образует Христа, нежели облако Бога?

В Книге Иисуса Навина, глава 5, явился Ангел Иисусу Навину, говоря: Я вождь воинства Господня (Нав. 5:14). Иисус же пал ниц на землю, поклонившись ему. Отсюда также можете видеть, что Ангельскому невидимому естеству воздается поклонение во образе видимом.

Так же поступил по отношению к Ангелу и Пророк Даниил (Дан. 10:9).

ГОВОРИТЕ: И мы таковым явлениям поклонимся, если они будут, но мы не поклоняемся тому, что сделано человеческими руками.

ОТВЕЧАЮ: Если вы поклоняетесь таким явлениям, следует поклоняться и явлениям изображенным, т. к. поклоняясь живым явлениям, вы поклоняетесь не явлению как таковому, а явлению восходительному и предпоказательному, поскольку данное видимое явление образует невидимое. Так и поклоняющиеся явлению, изображенному с помощью рук человеческих, поклоняются не самому изображению как таковому, но поклоняются изображению восходительному и предпоказательному, поскольку этот видимый образ являет то, что невидимо.

Поскольку угодники Божии Авраам, Иисус Навин, Пророк Даниил поклонялись Богу невидимому в образе видимом и Ангелам невидимым в образе видимом, то почему бы и нам Христа, по Человечеству видимого, в образе видимом не почитать и не поклоняться Ему. Почему бы не почитать и образы друзей Божиих, не как Бога, так не поступайте, но как образы Божиих угодников и другое, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их (Пс. 138:17).

В Апокалипсисе в главе 5 пишется так: И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих. Посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (Откр. 5:6-8). В этих Апокалипсических словах не явственно ли видим поклонение образу Христову? Что есть Агнец, который стоит, как бы закланный, и которому кланяются старцы: не Христов ли это образ? Слышим еще, что там же (ст. 9) поют эти старцы: Достоин ты взять книгу и снять с нее печати. Ибо ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас (Откр. 5, 9). Поскольку этот Агнец был образом Христа, которому поклонялись граждане небесные, не явственно ли отсюда следует, что и нам, земнородным, должно поклоняться образу Христа.

Если не были идолопоклонниками Израильтяне, кланявшиеся скинии, ковчегу и херувимам, осенявшим ковчег; если не был идолопоклонником Авраам, кланявшийся Пресвятой Троице в образе троих мужей; если не были идолопоклонниками старцы из Апокалипсиса, кланявшиеся агнцу семиглазому и семирожному (Откр. 5:6-8); если не были идолопоклонниками те, кто кланялись Богу, явившемуся в столбе облачном (Исх. 33:10); если не были идолопоклонниками Иисус Навин и Пророк Даниил, кланявшиеся невидимым ангелам в видимом образе; если не был идолопоклонником Иаков, кланявшийся Богу, давшему царскую власть Иосифу и его племени, от Манассии происшедшему, во образе жезла Иосифова, то никто и нас не может назвать идолопоклонниками, кланяющимися Богу и святым Его в их изображениях, разве только кто безумен и беснуется от ненависти.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

Совместное падение и животных, и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента. - Гусли - это действительный инструмент, который видел тайнозритель в руках старцев; поэтому и звуки гуслей были действительными, как действительно слышалась и та песнь, содержание которой передается далее. Лишь о чашах, которые напоминают собою кадильницы ветхозаветных священников, говорится, что они были символом молитв святых. Старцы также являются представителями святых, вознося их молитвы к Господу Богу.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О ходатайстве святых угодников Божиих.

Лк.16:27-31. Авраам не исполнил просьбы немилосердного богача (Лк.16:19-21) потому, что просьба его была безрассудна: «пошли его (Лазаря) в дом отца моего». Но из этого повествования видно, что умершие могут ходатайствовать за живых. Если не удовлетворено ходатайство жестокосердного богача, то из Писания видно, что ходатайство святых угодников Божиих может быть удовлетворено: Тов.12:12; 2Мак.15:14; 2Петр.1:13-15; Откр.5:8;8:3-4; Лк.20:38.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 8-10: И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу изо всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

«Совместное падение животных и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента» (прот. Орлов). Гусли означают «гармоническое и благозвучное Божественное славословие», причем правильнее здесь усматривать указание и на подлинные звуки высшей реальности, с характером особенной умиленности, сладостности и красоты, как об этом не раз свидетельствуется в жизнеописаниях святых (например, преп. Симеона, Едесского юродивого). «Фиалы (чаши) златы – помышления, из которых исходят благовония добрых дел и чистые молитвы» (святых, как сказано в самом Апокалипсисе). И поют песнь нову. «И точно, песнь святых старцев новая, неслыханная от создания мира, – песнь Сыну Божию, Искупителю людей». Некогда «пророк Давид, по внушению Духа Божия, проникая в будущее, призывал к новому славословию: Воспойте Господеви песнь нову – и, указывая на искупление Господа, возглашает: Спасла Его десница Его и святая мышца Его. Явил Господь спасение Свое, пред очами народа открыл правду Свою (Пс.97:1–2). Причина песнопения очевидна: воцарение Господа нашего Иисуса Христа и управление Его судьбами человеческими. Спрашивается: а разве до того, до совершения Им спасения, Он не царствовал?! Мы знаем от апостолов, что все Им создано: Вся Тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ (Ин.1:3), что Им сотворено самое время (см.: Евр.1:2). Что же могло быть не покорено Ему как Создателю, как Царю всего?!» (Яковлев).

Конечно, Сын Божий, сый в лоне Отчи, царствовал безначально и будет царствовать бесконечно: Царство Твое, говорит пророк, Царство всех веков, и владычество Твое во все роды (Пс.144:13). Но здесь прославляется новое Царство Сына Божия – Иисуса Христа: здесь Он начинает царствовать как Бого­человек, «Царство это – Царство закланного Агнца Божия, Искупителя», вознесшегося на небеса и седящего одесную Отца. «Отсюда и начинается новое величие и Царство Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; Господь Бог дал Ему всю власть Свою, ничем не ограниченную, над людьми, а вместе с тем над мирами, видимым и невидимым, так что, кроме Него, нет другой власти, через Него все совершается, от Него все зависит, в Нем видим Образ Божий – Истинного Бога.

Последствия искупительной жертвы Господа Иисуса Христа теперь же являются во всей Своей славе; вознесенное Тело Его приближает теперь к Нему все человечество... Только что Он воцаряется – и воцаряет последователей Своих». И вот, в этом апокалиптическом видении «святые старцы – споручники и ходатаи о человечестве» благословляют Его за совершение Им спасения, благословляют не от себя только, но и от всех «искупленных из всякого колена, и языка, и народа, и племени». «Мы и понимаем, что святые чрез искупительную жертву Господа Иисуса Христа приближены к Богу, соделались пред Ним царями и священниками и будут царствовать с Ним» (Яковлев), «воцарятся в той земле, которую обещал Господь кротким».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
 

 Агнец взял книгу из руки Сидящего на престоле, и тотчас же четыре животных – Серафима и 24 старца, пав ниц, воздали Ему Божеское поклонение, гусли, которые они имели в руках, означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие, звучное пение их душ; золотые чаши, как тут же объясняется – наполненные фимиамом, молитвы святых.

 «Фимиам означает благовонную жертву верных, приносимую ими нескверным житием, ибо, как говорит божественный Павел, „мы Христово благоухание“ (2Кор. 2:15); фиалы - помышления, из которых исходят благовоние добрых дел и чистая молитва» (св. Андрей,» гл 12).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible