Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
Святые отцы
Прочие
- Примасий, еп. (†560)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
Ст. 2-6 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю
Открыть завет - значит пострадать за людей и окончательно победить смерть. Никто не найден достойным сделать это: ни среди ангелов на небе, ни среди людей на земле, ни среди душ святых, пребывающих в покое, разве только Христос Сын Божий, о Котором он говорит: видел я Агнца как бы закланного, имеющего семь рогов. О Нем было предсказано: какой бы закон через различные дары и жертвы ни был замышлен о Нем, Ему Самому надлежало его исполнить. И потому что Сам Он был завещателем и победил смерть, оказалось, что Он Сам поставлен Богом законным наследником, чтобы обладал и субстанцией смертного [существа] - то есть человеческим телом. Его он называет львом от колена Иудина, коренем Давидовым, который победил (Откр. 5:5).
О льве от колена Иудина мы читаем в Бытии, где патриарх Иаков говорит: Иуда! тебя восхвалят братья твои: ты поспал и встал, словно лев и словно львенок (Быт. 49:9). Он назван львом, потому что победил смерть, а по причине своих страданий за людей назван агнцем ведомым на заклание (Ис. 53:7; Деян. 8:32). Итак Он открывает и распечатывает Завет, который Сам и запечатал. И Моисей, законодатель, зная, что [Завет] должен быть запечатан и сокрыт до времени Его страдания, положил на лице свое покрывало (Исх. 34:33) и так говорил с народом, показывая этим, что слова благовестия будут покрыты до пришествия Христова. Когда Моисей читал Закон народу, он взяв шерсть омоченную в крови тельца с водой, окропил весь народ, говоря: вот кровь завета, который заповедал вам Господь (Евр. 9, 19–20. Ср.: Исх. 24:8). Усердному человеку должно обратить внимание, что полнота проповеди связана воедино: ее недостаточно назвать законом, потому что она называется и заветом. Никакой закон не называется заветом, и заветом не обозначается ничто иное, кроме [документа], составляемого перед смертью. И то, что завещается в этом документе, запечатывается до дня смерти завещателя. И поскольку Он победил смерть и превзошел дело палачей, назван как бы закланным. Поэтому по заслугам открывается как закланный агнец тот, кто подобно льву сокрушил смерть и, исполнив все прежде проповеданное о Себе, освободил человека, то есть плоть от смерти, и воспринял смертное естество, то есть человеческое тело. И как одним телом все люди подверглись долгу смерти, так одним телом все верующие воскреснут в жизнь вечную (Ср.: 1Кор. 15:21–22; Рим. 5:12). Итак, ныне лицо Моисея обнажается, ныне и открывается, – потому Апокалипсис называется Откровением, – ныне книга его распечатывается, ныне постигаются приношения жертв, ныне ясно познаются священнодействия, Христовы заповеди, устройство храма и свидетельства.
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее
И я, говорит, плакал, не впал ли равно в неведение и чистейший чин Ангельский.
Примасий, еп. (†560)
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее
Церковь у Иоанна рыдала, отягченная бременами грехов, слезно моля об искуплении, которое, как показано, состоит в раскрытии этой книги.
Комментарий на Откровение
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее
Иоанн оплакивал то, чего как бы лишился, чего не мог узнать из запечатанной книги, но что он считал весьма нужным для знания людей и для руководства в их жизни.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 1-4: И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
Итак, пятая глава, как и показывает союз «и», «есть продолжение четвертой главы, относится к тому же видению и есть только дальнейшее его раскрытие. Св. Иоанн увидал книгу на раскрытой длани правой руки Сидящего на Престоле. Десница Сидящего и здесь, как и всегда, служит символом и Божественного всемогущества, и Божественной промыслительной деятельности. Книга же, виденная Иоанном, представляется в виде пергаментного свитка, как обыкновенно писались пророческие писания, и была исписана внутри и совне и запечатана семью печатями. Исписанность книги с обеих сторон предполагает собою богатство содержания, которое не могло поместиться на одной стороне свертка. Сверток был один, но состоял из семи частей – оборотов, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам собою развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка (Эбрард). На вопрос о содержании книги ответ должен быть тот, что ее содержанием служит все обнаруживающееся после снятия печатей» (прот. Орлов). Во всяком случае книгу эту можно назвать книгою судеб, и письмена ее – не мысли или мнения, как в книгах человеческих, а действия и события, осуществляющиеся в тварном мире, но свою причину и силу действия, а равно и сущность реализуемых в истории человеческой явлений и фактов имеющие во Всемогущей и Всесодержащей Деснице Божественной.
Стихи 2–3: «Не упуская из виду Небесного престола, Иоанн видит летящего по небу ангела, который называется сильным, каким и должен быть вестник великого Бога. Ангел спрашивает не о том, кто хочет раскрыть книгу, но о том, кто достоин, кто настолько нравственно совершен (Клифот) и свят пред Господом, чтобы мог восприять откровение Божественных судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и через достойных. Но никто не отозвался на вопрос сильного ангела. Между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойно раскрыть эту Божественную книгу и видеть ее содержание. Говорится уже не о снятии печатей, а о созерцании содержавшегося в книге, так как снятие печатей равносильно самому созерцанию». Спрашивается: почему же никто не мог раскрыть эту книгу и посмотреть? Понятно почему: содержание этой книги связано с совершением дела нашего спасения и его выявляет в себе, и только Тот, Кто совершил и мог это совершить, – Тот один мог и печати снять с Им же написанной книги, как и вскрыть и выявить содержание ее. И как о самом деле спасения мы поем: Не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл ecu всего мя человека, так Единому Ему Самому доступна была и книга сия, безмерно превышавшая силы и достоинства всякого ходатая и ангела и на земле, и под землею, и на небе.
Стих 4: Плач Иоанна при этом можно объяснить тем, что он знал, что раскрыть книгу и снять всезакрывающие печати ее нужно, даже необходимо, прежде всего для познания родом человеческим судеб Божиих, и потому-то он до слез огорчен был, даже много плакал, что книга остается запечатанной и нераскрытой. В самом деле, вот она здесь, эта книга, пред очами, – и то, что сокрыто в ней, знает он, важнее всего совершающегося в мире, но раскрыть ее никто не может, ибо никто не достоин. И потому не мог не скорбеть всем сердцем, не мог не пролить многих слез об этом отзывчивый сердцем апостол любви.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Тайновидец много скорбел об этом, но был утешен одним из старцев, который сказал: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». «Лев» здесь означает «сильного», «героя». Этим указывается на пророчество патриарха Иакова о «Льве из колена Иудина», под которым разумелся Мессия-Христос (Быт. 49:9-10).
Взглянув, Тайновидец увидел «Агнца, как бы закланнаго, имеющего семь рогов и семь очей». Этот Агнец, носивший на Себе следы того, что Он был принесен в жертву, есть, конечно, «Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29), то есть Господь наш Иисус Христос Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принесший Себя в жертву за грехи людей, Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим, как Спасителем человечества. Семь рогов – это символы Его крепости (Пс. 74:11), а семь очей означают, как тут же объяснено, «семь духов Божиих, посланных во всю землю», то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе как Помазаннике Божием, о чем говорили еще св. пророк Ис. 11:2 и св. пророк Захария 4 гл.. Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял «посреди престола», то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию - одесную Бога Отца.