Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 3:22
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Святые отцы
Прочие
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Ст. 21-22 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам
Престолом означается царство и покой будущего века; посему и говорит, что победившие врага прославятся и воцарятся вместе с Ним. - Якоже и Аз победих - сказано по человечеству ради принятия плоти. Ибо Бог-Слово получил царство не в награду за добродетели, но как Присносущный имел его от века. Если бы сiе было иначе, то не мог бы Он приобщать к оному других; а между тем по словам Богослова, сына Громова, Он, «от полноты Своей преподал его всем святым» (Ин. 1, 16; 1Тим. 6, 17), по той же причине сказал и святым Апостолам, что они «возсядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израильских» (Мф. 19, 28; 1Кор. 6, 2). Так как Он, Бог и Предвечный Царь, ради нас сделался человеком и, кроме греха, воспринял все, что свойственно человеческой природе, то и победителям диавола преподал Свое, насколько людям возможно сие принять. Посему Он, соделавший облака колесницею восхождения на небеса в Своем вознесении, восхитит в сретение Свое и Святых на облаках, как сие утверждает Апостол (1Сол. 4, 17). Имеющий приити в образе Судии, как Творец и Владыка твари, Он даст Святым власть судить презревших и отвергнувших Божественное, поистине, и блаженнейшее рабство. «Не весте ли, яко ангелов (т. е. начальников тьмы) судити будем» (1Кор. 6, 3), говорит Апостол. - Итак, имея столь человеколюбивого Судию, постараемся не лишиться Его милостей и благодеяний неуклонным исполнением боговдохновенных слов Соломоновых: «во всякое время да будут ризы твоя белы» (Еккл. 9, 8), т. е. не осквернены лукавыми деяниями. Поэтому, украсив, подобно невесте наши души, представим себя достойными для соединения с безсмертным Женихом и Царем; и тогда, с Ним совокупившись добродетелями, получим небесные блага от подателя их Христа Бога нашего, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 20-22: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Так наглядно и образно представляет Господь Свое положение по отношению к сердцу всякого христианина. Небесный Гость, Он, как любящий друг, как заботливый, ведающий о нашей болезни врач, пришел и стоит, неотступно стоит у дверей, ведущих в глубь сердца нашего, и толкается, и стучит. Голосом Евангелия Своего и ныне стучит Он, в Писаниях апостолов Своих (включая сюда и самый Апокалипсис); строем и бытом, всей жизнью Святой Церкви Своей – этой продолжительницы и преемницы спасительного дела Его на земле; наконец, и голосом собственной совести нашей, как и направляющим путем всех событий – и нашей жизни, и всего окружающего нас – всем, всем этим, как лучами, исходящими от Лица Его, и звуками Божественного голоса Его зовет и влечет Он нас к Себе, опять-таки зовет как сознательно свободные творения Свои, как возлюбленных детей Своих, купленных Чистейшей и Драгоценнейшей Кровью Его. Вечеря Его открыта, Вечеря Его нас всех призывает к Себе и ждет, чтобы всех напитать, всех сделать причастниками непредставляемо блаженной, истинно Божественной Вечери Его бесконечной Любви (см.: Лк.22:16,18).
Что касается, далее, обещания награды побеждающему, то в других церквах оно, как мы видели, имело определенное отношение к отмеченным Небесным Владыкою свойствам каждой такой церкви. Здесь же не то: здесь лучше видеть в нем как бы общий вывод, как бы окончательное заключение для всех этих речей и обращений ко всем семи обследованным нами типам – церквам (2-й и 3-й глав Апокалипсиса). И потому обещание это носит на себе неожиданный для нас здесь особенно торжественный, отрадный и как бы почетный характер. Господь всякому, с Ним побеждающему, обещает здесь дать не только блаженствовать, но и царствовать с Ним – посадить его на Престоле Своем, как Сам Он победил и воссел на Престоле Отца Своего. «Престолом означается царство и покой будущего века, посему и говорит, что победившие врага прославятся и воцарятся вместе с Ним». Так и в Евангелии Он апостолам торжественно обещал: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28), а равно Павел апостол применительно к этому коринфянам писал: Не весте ли, яко ангелов (т.е. начальников тьмы) судити будем (1Кор.6:3).
Имеяй ухо слышати да слышит, что Дух говорит церквам. И вслед за св. Андреем скажем и мы: «Будем молиться, чтобы и нам получить такое ухо».
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
«Побеждающему» дастся обещание посадить его на престоле Божием, под которым разумеется высочайшее достоинство наследника Царства Небесного, соцарствование Самому Христу, Победителю диавола (см,: Мф. 19:28; Лк 22:30).