New Testament: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 19:17
Then I saw an angel standing in the sun; and he cried with a loud voice, saying to all the birds that fly in the midst of heaven, «Come and gather together for the supper of the great God,
Святые отцы
Прочие
- Примасий, еп. (†560)
- Экумений (†VIв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию
И увидел я, - говорит Иоанн, - одного ангела, стоящего на солнце, - то есть проповедника в Церкви. И он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба, - вместо птиц и зверей мы понимаем благих и дурных людей, как [говорится]: Полевые звери прославят Меня (Ис 43:20), и лев от колена Иудина (Откр 5:5). Следовательно, в этом месте он называет птицами, летящими по средине неба церкви, которые, собрав в единое тело, он прежде называл орлом, летящим посреди неба (Откр 8:13).
Изложение Откровения
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце: и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба
И о сем Ангеле думаем, что это один из высших, потому что прочим он повелевает радоваться о наказании грешных и о пресечении греха. - Птицами называются Ангелы по причине быстроты и высоты полета для исправления нашего и научения: ибо исполнение Божественной воли составляет для них Христоподражательную пищу. Они парят посреди неба, чтобы восход в него и предсказанное веселье были доступны и людям равноангельным, так как ходатайство их служит ступенью восхождения для находящихся внизу. Посему ими же Святые будут восхищены в сретение Господне.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию
Это есть проповедь в Церкви, которая, чем сильнее ее стараются заглушить, тем яснее она сияет, тем свободнее звучит. <…> Птицами он зовет святых, проводящих свою жизнь на небесах: Ибо где будет труп, там соберутся орлы (Мф 24:28). Считая их одним телом, выше он говорил о летящем посреди неба орле.
Придите, - зовет Он, - алчущие и жаждущие правды (Мф 5:6), на грядущий царский пир. Ярость гордых будет обуздана, и вы насытитесь светом правды Божией.
Изложение Откровения
Примасий, еп. (†560)
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба
Ангел возвещающий - это Церковь. Справедливо он добавляет одного, ибо единственная - она, голубица моя (Песн 6:9). В этом явлено таинство единения.
На солнце - то есть уже делает ясным и не прячет ничего в страхе. И он воскликнул громким голосом. Громкий голос, как мы должны понимать, предполагает свободу, порожденную великой уверенностью <…> Иногда в некоторых местах птицы понимаются как качества злых людей, иногда - как качества добрых. Так же как выше был упомянут образ летящего орла, так же здесь духовные приглашаются на вечерю. Петр, который несет в себе образ настоящей Церкви, был зван на эту вечерю, когда ему было сказано: заколи и ешь (Деян 10:13). Поскольку они убили то, чем они были, чтобы стать тем, что есть Он, то есть верными, они перешли в тело Церкви, и, привитые к членам Христа, они управляют ими. Ибо, если что едим, в тело наше воспринимаем.
Комментарий на Откровение
Экумений (†VIв.)
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба
Я полагаю, что святой ангел <…> - своего рода глашатай божественного воинства и что он созывает всех святых ангелов на небесах, которых здесь называют птицами из-за их высоты и способности к полету, участвовать в истреблении врагов. Не потому, что было бы недостаточно и одного ангела для уничтожения войска неприятелей, ибо такое ясно показал тот, кто в одну ночь перебил 185 тысяч ассирийцев, но чтобы все разделили радость по поводу поражения врагов.
Мне представляется и то, что они говорят вместе с пророком: Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (Пс 138:21-22). А поскольку он созывал ангелов, летающих по средине неба, то и сам возглашал, оставаясь посередине неба, ибо солнце посреди семи планет помещается, при том, что три планеты расположены над ним и три - под ним. Стало быть, или [имеется в виду] это, или то, что возвещение происходит в свете, словно в духе. И сказал он, что в исходе совершится истребление - ведь свет умозримый есть Дух, как учит пророк, ведя беседу с Богом и Отцом: во свете Твоем мы видим свет (Пс 35:10), иначе сказать, в Духе видим Сына.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию
Иоанн, далее, видит одного Ангела, стоящего на солнце. Это нужно понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том, чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что по премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию все нечестивые пред страшным судом будут отделены и испытают на себе то, что заслужили. По слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа, испытают изменение своих тел (1 Kop 15:51-52). Должны подвергнуться этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если его изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов Царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О войне.
Мф.5:21. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Числ.25:16-18; 31:1-2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.1:1,31;11:21; Веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1-4; и на небе, между бесплотных сил, без войны не обошлось: Откр.19:11-19.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 17-21: И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
Вот, таким образом, подошли мы и к самому последнему, действительно завершающему, моменту всей нашей земной человеческой истории: моменту, когда произойдет это решающее, в полном смысле слова окончательное столкновение между светом и тьмой, добром и злом, между Христом и антихристом с его пророком, и притом с указанием и последующей судьбы этих двух основных соблазнителей и первокоренных противников Христа в роде человеческом. В понимании этого, в высшей степени таинственного, места, несомненно превышающего всякое естественное наше разумение в настоящую пору, мы не должны, прежде всего, упустить из виду основные черты тех сторон, которые выступают действующими в этом заключении 19-й главы. Антихрист и все воинство его – наш здешний, земной мир, хоть и исключительный, и даже нарочито заходящий в действовании своем за пределы обычноестественного (припомним нарочитое стремление лжепророка наиболее пользоваться знамениями и чудесами ложными). Напротив, светлый мир – целиком небесный, и не потому лишь, что выходит он из отверстых врат неба, но и потому, что состоит-то он, возглавляясь Царем Небесным, исключительно из одних небожителей – ангелов ли то или принятых в горние селения праведников. Ясно, что представлять это решающее столкновение их по земному типу невозможно. Ни пушки, ни отравленные дымы и газы не могут тут иметь применения, тем паче так называемое холодное оружие. Убивает врагов – меч, исходящий из уст Христа, но меч, Ему соответствующий, реальный и поражающий, но не грубо материальный. Но есть, повторяем, в этой брани и сторона человеческая, земная. Таково собрание (конечно, на равнине Магеддона – Иоасафатовой долины: см. гл. 16-ю) этих неисчислимых полчищ антихристовых. И дополнительно к этому – еще более определенное указание следующей, 20-й, главы: место, по нашему убеждению, относящееся сюда же. То – собрание Гога и Магога, вышедших на широту земли и окруживших стан святых и город возлюбленный (Откр.20:7–8).
Начинается этот завершительный отдел 20-й главы, как мы видели, символическим образом ангела, стоящего на солнце, т.е. «в лучах солнечных» (Орлов). Как глашатай среди площади, и он с самой средины неба созывает всех птиц небесных на небывало сытое для них пиршество от множества трупов пораженных в этой брани нечестивцев, причем в последнем стихе добавляется, что птицы и на самом деле напитались их трупами. Конечно, это изображение – чисто аллегорическое, наглядно рисующее то безусловно полное поражение и изничтожение не только нечестия, но и самих нечестивцев в эти конечные моменты всеобщей истории человечества. Как произошло самое столкновение этих двух противоположных царств и воинств, нам здесь не указывается: мы видим лишь приготовление к нему, а затем – сразу результат его, в виде гибели для всех собранных мерзкими жабами (16-я гл.) полчищ. Не указывается тут и то, как исполнятся слова апостольские, написанные богодухновенным Павлом фессалоникийцам: Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фес.2:7–8). Мечом ли уст или духом уст Своих убивать будет в этом явлении Своем Господь, конечно, разницы тут нет. Но только из сопоставления двух этих пророчеств мы более точным должны признать речь Апокалипсиса, как более детальную и полную: убиты будут все люди из приведенного на открытую и сознательную борьбу против Христа полчища антихриста; сам же он вместе с лжепророком, как видел Иоанн, схвачены будут, и оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. По нашему мнению, наилучшим толкованием этого места нужно признать объяснение св. Андрея Кесарийского, который, приведя эти слова, говорит: «Быть может, что оба они не подвергнутся общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых апостол сказал, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1Кор.15:52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не в суд, но на осуждение. Основываясь на словах апостола, что антихрист будет убит духом Божественных уст (см.: 2Фес.2:8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста (вероятно, намек на апокатастасис Оригена), некоторые сие толкуют иначе; мы же утверждаем, что живые (в смысле Вечной жизни) суть ублажаемые Даниилом (т.е. праведники) и что сии два по пресечении Богом их власти в неистлевающих телах ввержены будут в огонь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением».
Напротив, в объяснение 21-го стиха – об убиении прочих оружием сидящего на коне, он, отметив, что «две есть смерти: одна – разлучение души с телом, другая же – ввержение в геенну», далее пишет: «применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет смерть первая – телесная, и уже за нею последует вторая; и сие, добавляет он, правильно». Нам же кажется наиболее естественным и правдоподобным такое представление этого исхода Армагеддонской брани: как сам антихрист, так и прельститель всех этих масс богопротивников – лжепророк будут сразу же, на глазах у всех у них поглощены землей, как некогда прообраз его – самозванец Корей на глазах подобным образом бунтовавшего против воли Божией еврейского народа. Остальные же, опять-таки до обезумия зашедшие в своем протесте и злобе, или поражены будут моровою язвой, как сообщники тех бунтовщиков при Моисее (см.: Числ. 16-я гл.), или, вернее, тут же сожжены огнем (см.: Откр. 20-я гл.). Ибо и в этом великом своем грехе противления Богу и брани против Него они все же были лишь соблазненными.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Далее св. Тайновидец увидел Ангела, стоящего на солнце, который, призывая всех радоваться о наказании грешных и пресечении греха, возопил: «летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных». Это обращение Ангела к хищным птицам символически обозначает, что поражение врагов Божиих предстоит самое ужасное, как в кровопролитном сражении, когда тела убитых, вследствие их множества, остаются непогребенными, и птицы пожирают их.